«Я хочу перейти в дистанционную школу, но мама, по-моему, не готова к такому решению», - девочка десяти лет поделилась со своим преподавателем по английскому. Девчушка – мастер спорта по гимнастике. С утра она в школе, потом не меньше пяти часов тренировок ежедневно.
Меня в этом рассказе потрясла не нагрузка у бедного ребёнка. Сейчас такое, к сожалению, далеко не редкость. А уровень осознанности и отношение к маме. Да, бережное, но как к маленькой. Они как будто поменялись местами. Дочка не считает маму взрослой, а значит способной услышать, разобраться, взвесить плюсы и минусы, принять решение, устраивающее обеих.
Психологи говорят, что у каждого послевоенного поколения в нашей стране формировался общий стиль восприятия действительности. Конечно, были исключения, но в общем происходило примерно так.
Одинокие и стойкие
Женщины, потерявшие отцов, братьев, мужей, вынуждены были восстанавливать хозяйство, работать на заводах и в полях, растить потомство, терпеть нужду, не обращать внимание на усталость.
Сил на нежность к детям просто не оставалось. Стиснув зубы, тащить, не давая себе возможности расслабиться. Слёзы в подушку по ночам – всё, что себе позволялось. О каких тёплых поддерживающих отношениях могла идти речь?
Недополучившие любви
Их дети выросли в жажде любви. Они искали в партнёре сердечности, душевности, опоры и заботы о себе. Они встречались как два ребёнка в песочнице – обидчивые и ранимые, не готовые строить прочные равные отношения.
Выясняя, кто кому должен, они разводились, едва начав жить вдвоём. Если в этом браке рождался ребенок, он быстро становился самостоятельным. Так в 70-х годах прошлого столетия появилось поколение «с ключом на шее».
Самостоятельные и целеустремлённые
Мы сами просыпались утром, завтракали, отправлялись в школу. Вернувшись, делали уроки, убирали квартиру, готовили ужин. Родители доверяли нам оплату квитанций, покупку продуктов, уход за младшими. Они понятия не имели, где и с кем мы гуляем.
Когда я забывала дома ключ, я перелезала домой с соседнего балкона. Ни для кого это не становилось чем-то из ряда вон выходящим. Соседка без разговоров запускала меня и даже не думала страховать. Наша квартира находилась на четвёртом этаже.
Это 10-12 метров над землёй.
Про пожары, потопы и прочие неприятности, случавшиеся со мной в то время я расскажу как-нибудь в следующий раз. Мы многому учились на собственных ошибках. Мы любим своих мам и пап, но для своих детей мы хотели совсем другого.
Мы, прошедшие становление в лихие 90-е, привыкшие решать проблемы быстро и жёстко, стали гиперконтролёрами для своих наследников. Желая оградить их от «всего плохого», что происходило с нами, мы с младенчества встраивали детей в режим совершенствования для достижения поставленных целей.
Образованные, умеющие учиться
Английский, китайский, математика с пелёнок, никаких игр – всё для пользы. Энциклопедические знания, чтобы быть конкурентно способным, чтобы подготовиться к поступлению в нужный ВУЗ. Если спорт или танцы, то серьёзные занятия с 2-3 лет. Цель – выход на международный уровень. Каждый день расписан по минутам. Быстрее, выше, сильнее. Доказать окружающим, что мой ребёнок самый лучший, часто не спрашивая, чего хочет он сам.
Казалось бы, замечательный подход! Раннее развитие во всех направлениях. Что опять не так?
Ответ один – отсутствие мотивации. Человек должен идти к собственной, а не придуманной кем-то мечте. Сначала ему необходимо разобраться в себе.
До поступления в школу нужно играть со сверстниками, осваивать навыки коммуникации, а не чтения и письма. Изучать окружающий мир с любопытством первооткрывателя. Создавать собственную структуру мироздания, а не впитывать кем-то построенную, пусть даже идеально правильную.
Многие из тех, кто родился на рубеже тысячелетий, до сих пор не знают, кем хотят стать, когда вырастут. Они мечутся из одного института в другой, меняют сферы деятельности. Они так и не могут определиться, какое направление выбрать: рисование, программирование, биоинженерию или строительство.
С легкостью поступая в любой институт (спасибо родителям за крутую подготовку), они так же, не задумываясь, его бросают, как только становится скучно. Мы не научили их брать ответственность за свои решения, ежедневно проверяя выполнение домашних заданий и как сложен портфель.
Качели «ответственность – инфантильность» в смене поколений – это закономерность, обусловленная внешними обстоятельствами. Осознание – уже полдела. Вторая половина – маленькие шаги к изменениям.
Начнём с себя.
В каком поколении вы себя обнаружили? Что вам больше свойственно? Как вы относитесь к своим детям и как ваши родители относились к вам?
Жду ваших рассказов в комментариях.
Солнечного настроения вам и вашему семейству!