Мой самый главный источник вдохновения - путешествия. Я всегда выстраиваю свой маршрут с обязательным посещением интересного для меня ремесла. Изучаю место, историю и традиции. Знакомлюсь с мастерами и рукодельницами лично, по возможности учусь у них техникам.
Лефкара, большая живописная деревня Кипра плотной застройки, с черепичными кровлями и балконами. Внутренними двориками с зеленым садом с базиликом и бегониями, узкими мощеными улочками. Улицы узкие и очень часто заканчиваются тупиками с настолько близко расположенными друг к другу балконами, что кажется, будто они касаются друг друга. Говорят, что при прокладке дороги её ширину определяли по тому, может ли пройти животное, имелся в виду ослик, груженое одним мешком с плодами рожкового дерева. Очень впечатляющим элементом в конструкции домов Лефкары под влиянием франкских и венецианских стандартов являются арки, которые доминируют повсеместно с гармоничными пропорциями, скругленные, а иногда и заострённые.
Моя цель изучение вышивки в Лефкаре. Лефкаритика - высшая форма фольклорного ремесла и традиции на Кипре. Это исключительный предмет искусства, обладающий признанной ценностью художественного произведения. Основными особенностями и необходимыми материалами для изготовления лефкарской вышивки являются: маленькая подушка «плуми», поскольку вышивальщицы не используют пяльца, ирландский лён и французская нить. На обеих сторонах тот же самый рисунок, чтобы не было отличия лицевой стороны от изнаночной. Узоры геометрические и состоят из разрезов и поднятостей, так называемые копта и аневата. Техника вышивки сформировалась под влиянием нескольких культур и представляет собой уникальное сочетание различных приёмов: древне-греческие и византийские геометрические узоры, итальянская отделка каймы так называемое ретичелло, мережка, вышивка гладью.
Ремесло лефкаритики передается из поколения в поколение, сейчас насчитывается всего 25 вышивальщиц почтенного возраста. В 2009 году было включено в список культурного наследия ЮНЕСКО.
В 1481 году Леонардо да Винчи посетил Лефкару, он проектировал оборонительные сооружения Фамагусты, и приобрел одну из вышивок в Миланский собор для иконостаса. Он был околдован красотой лефкарийской вышивки, и создал свой эскиз орнамента. До сих пор один из традиционных узоров носит его имя.
Сегодня, прогуливаясь по улочкам можно увидеть мастериц, склонившихся над вышивкой. Если подойти рассмотреть их работу поближе, они с радостью покажут технику вышивки, достанут семейные книги с орнаментами, покажут фотографии своих прабабушек за работой. Уникальность и стоимость вышивки обусловлена кропотливостью ручной работы мастериц. Небольшая салфетка стоимостью 50 евро требует до месяца работы. Скатерть может стоить несколько тысяч евро — в зависимости от сложности узора, работа над ней может занять до 9 месяцев.