Во Владикавказе, тебя сразу же встречают таксисты с присущей кавказкой вежливостью:
– Эй, девушка-красавица, такси нужно? Недорого везу.
– Мне бы в Школу... и они уже сразу понимают в какую, без лишних слов.
– Туда мы вообще денег не берём.
Таксист Джоник, приятный кавказский мужчина, не только довёз меня до Школы, но и проводил в неё, показал и рассказал о тех событиях, что происходили здесь в тот злополучный сентябрь.
– Это коснулось очень многих людей здесь. У меня никого тут не было, но я помогал тогда. Все сбежались когда услышали автоматные очереди. Это было похоже на ад. Они ведь все подстроили заранее. Из всех поймали только одного, остальных перестреляли. Здесь никто не любит директора этой школы. Она хоть и умерла уже, но не будет ей покоя ни здесь, ни там...
В тот день было солнце, здесь была линейка, согнали людей... На 2 день договорились, чтобы они трупы отдали мужчинам, да и тех вскоре расстреляли.
А на 3 день приехали танки... Из гранатомётов стреляли. Прошло столько лет, и сколько бы я сюда не приезжал, очень тяжелое место.
И правда, на входе тебя встречают обветшалый фасад школы и 2 церквушки, но ты не осознаешь всего масштаба пока не зайдёшь за угол.
Перед тобой вырастает жёлтый купол спортзала и длинная стена с именами погибших. А по правую сторону венки, венки, венки...
Сколько б ты себя не настраивал, а слезы реально душат! Это ощущение безысходности прямо-таки накатывает волной.
Ты ступаешь на деревянный пол спортзала, осматриваешься, а вокруг тебя сотни лиц тех, кто уже никогда не станет взрослым. Многие - твои ровесники. Тишина оглушающая.
... Странное ощущение того, что тебе очень хочется пить. Стоят бутылки с водой, но тебе их трогать нельзя. Это своеобразная дань тем, кто находился здесь 3 дня без еды и воды. Много игрушек. Стены испещрены словами скорби.
Но в тоже время здесь спокойно.
Это очень похоже на то, как ты понимаешь и принимаешь всю эту безысходность и боль без остатка, впитываешь её в себя.
Тебе спокойно оттого, что все закончилось. И такое, конечно же, не должно повториться.
Это место очень сильное. Даже будучи непричастным напрямую к событиям, ЗДЕСЬ ты переживаешь их так, будто все что было до этого момента, не имело для тебя никакого значения.
Есть только ты, эта школа, деревянные полы, дыры на стенах от автоматной очереди, игрушки, обгоревшая крыша и шведская стенка... Складывается ощущение, что ты буквально сам находишься в эпицентре тех событий и переживаешь их заново - минута за минутой...
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Одолевают смешанные чувства. Казалось бы 1 сентября, праздник, а настроение совсем не праздничное.
К сожалению, в очередной раз мои наивные взгляды на Мир разрушаются о жестокую реальность.
Мне предстоит рассказывать о школе в Беслане в рамках Дня солидарности в борьбе с терроризмом. Для меня эта трагедия – не пустой звук.
Когда побывал на месте событий, ты уже не можешь смотреть на них с былым безразличием...особенно тогда, когда ты знаешь всю хронологию событий, знаешь о тех людях, что были Там.
СМОГ ПРОЧУВСТВАТЬ отголоски той боли, ощутить горечь потерь ЦЕЛОГО НАРОДА в чудовищном акте насилия и жестокости, который террористы объявили "Днём веселья".
...Мне всегда казалось, что чувство эмпатии, сопричасности, сочувствия - база человеческих эмоций. Это то, что делает нас людьми, но как оказалось - все куда сложнее.
Если в твоем характере нет Человечности, вряд ли это свойство человеческой натуры проявится в дальнейшем...
#Периодижания #Самоизоляция #Мысли_вслух #Вернитемой2007 #Путешествие #Беслан #Владикавказ