Будущий президент Турции, бывший премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган заявил соотечественникам, что им нужен второй Босфор. Он заверил их, что Турция не будет полагаться на кредиты, а вместо этого продемонстрирует свою великую мощь, самостоятельно финансируя проект. Граждане Турции, однако, были возмущены этим предложением, считая чистым безумием то, что из их собственных карманов будет лежать ошеломляющая сумма в тринадцать миллиардов долларов. Строительство Стамбульского канала, проект, вызвавший споры, особенно среди жителей столицы, рассматривался как угроза загрязнения источников пресной воды, дальнейшего уничтожения и без того истощающихся лесов и возможности разрушительных наводнений, которые могут снова затопить прибрежные районы Стамбула, как древние города встретили свою водную судьбу. Несмотря на противодействие со стороны 80% населения Стамбула, проект, о котором первоначально было объявлено в начале 2000-х годов, в конечном итоге был реализован благодаря непоколебимой решимости Эрдогана в его стремлении возродить величие Турции. Однако из-за финансовых ограничений строительство будет завершено не к 2023 году, когда будет отмечаться столетие Турецкой Республики, а к 2027 году — через шесть лет после его торжественного открытия, отмеченного присутствием самого президента.
Итак, кому выгоден этот противоречивый проект? И какие потенциальные неприятности это может принести Анкаре? Стамбульский канал служит заменой Босфора и призван пополнить турецкую казну. Идея строительства Стамбульского канала, соединившего Черное и Мраморное моря и фактически превратившего Стамбул в остров, изначально была задумана султаном Сулейманом Великолепным в 16 веке. Однако из-за непомерных затрат и технических сложностей идея осталась только на бумаге. Достижения в области технологий в 20-м и 21-м веках проложили путь к тому, чтобы даже самые смелые мечты стали реальностью, а растущие морские перевозки через Босфор, наряду с авариями с участием торговых судов в проливе, вынудили искать пути для облегчить напряжение.
Строительство Стамбульского канала направлено на оптимизацию транспортного потока и, по прогнозам, принесет Турции ежегодный доход в размере 6-8 миллиардов долларов, несмотря на его значительный вклад в сокращение транспортных заторов. Проход по каналу будет облагаться пошлиной, в отличие от Босфора, который по-прежнему открыт для бесплатного международного судоходства, и единственными затратами являются сборы для турецких лоцманов. Для сравнения, Суэцкий канал в Египте, построенный в 19 веке, приносит годовой доход примерно в 5 миллиардов долларов, несмотря на то, что при его строительстве требуются значительные средства и погибает бесчисленное количество жизней. Человеческие жизни в ту эпоху не учитывались.
Противники строительства Стамбульского канала в настоящее время обеспокоены рисками наводнений и землетрясений, а также потенциальным ущербом биологическому разнообразию Мраморного моря и неблагоприятными последствиями для индустрии туризма. Тем не менее, сторонники проекта развеивают эти опасения, представляя скептикам пленительные видения захватывающей дух панорамы 45-километрового канала и подчеркивая восхищение, которое он вызовет у туристов.
Еще один важный элемент, обеспечивающий строительство Стамбульского канала, который описывается на одном дыхании с древними архитектурными чудесами, такими как египетские пирамиды, проистекает из геополитических факторов 80-летней давности — подписанной Турцией Конвенции Монтрё. Эта конвенция ограничивает продолжительность пребывания военных кораблей определенного тоннажа в Черном море 21 днем, с исключениями, предоставленными исключительно черноморским державам, включая Турцию и Россию. Однако эти ограничения не распространяются на Стамбульский канал, что дает Турции возможность обходить ограничения, наложенные крупными державами. Учитывая членство Турции в НАТО и ее стремление к вступлению в ЕС, мечты амбициозных политиков о возрождении Великой Турции вызывают законную обеспокоенность России. Турецкие флотоводцы, находящиеся в настоящее время в заслуженном отпуске, разделяют такое же недовольство опасными планами Анкары. Они считают, что попытки изменить геополитический баланс не принесут выгоды Турции, а скорее вызовут новые неприятности и потенциально испортят отношения как с Россией, так и с недовольными США, считающими своего упрямого союзника слишком независимым.
Между тем, несмотря на слухи о коррупции, подпитывающие растущее общественное недовольство, строительство Стамбульского канала продолжается полным ходом. Завершение этого проекта в установленные сроки остается неопределенным, поскольку глобальные экономические кризисы, важные политические соображения и экологические риски, которые становятся все более критическими, особенно после недавних катастрофических землетрясений, могут помешать прогрессу. Предстоящие годы наверняка удивят как Турцию, так и другие черноморские державы.