Трансформация высшей школы активизировала процесс разработки российскими вузами образовательных программ под запросы ведущих промышленных предприятий. В перспективе это снизит разрыв между знаниями, полученными в университете, и навыками, ожидаемыми от выпускника работодателем.
Мурманский арктический университет внедряет модель, в которой цифры приема на специальности в точности соответствуют заказу конкретных работодателей. При этом вся программа обучения, включая практику, прорабатывается вместе с заказчиком.
Ректор МАУ Ирина Шадрина отметила, что по такой схеме вуз работает с крупными промышленными партнерами — компаниями «ФосАгро» и «Норникель». Студенты переводятся на индивидуальные образовательные траектории, с третьего курса у них начинается практика на том производстве, где они могут остаться после получения диплома.
Ирина Шадрина: «Чтобы реформировать весь процесс нужно не только увидеть потребность, необходимо перестроить все образовательные программы под запросы конкретных промышленников. Переработать все учебные планы».
Аналогичные модели взаимодействия с индустриальными партнерами используют вузы по всей стране. Так, Уральский государственный горный университет готовит специалистов для компании «РУСАЛ» и «Ураласбеста», при этом студенты еще на этапе обучения уже являются сотрудниками предприятий.
Омский государственный технический университет готовит специалистов для «Ростеха», КБ «Салют» и «Газпром нефти», эти предприятия участвуют в составлении образовательной программы и направляют ведущих специалистов-практиков для преподавания.
Распространение таких моделей позволит связать между собой два рынка — образовательный и труда. Подход особенно актуален для профессий с высокой скоростью технологических изменений, где нередко получаемые в университетах знания за несколько лет успевают частично устареть
Образование по-другому
Как вузы работают под запросы рынка труда
17 августа 202317 авг 2023
19
1 мин