Найти в Дзене
VK Play

20+ лучших стратегий в 2023 году

Оглавление

Рассказываем о самых достойных представителях жанра, в которые можно поиграть прямо сейчас

Мы неоднократно заявляли, что жанр стратегий скорее жив, чем мертв. Только в 2022 году вышло несколько достойных представителей — пусть и в раннем доступе. И 2023-й тоже не обделит фанатов новинками.

Самое время вспомнить культовые игры, которые отражают главные черты RTS, TBS и 4X. И при этом доступны для приобретения и запуска на современных платформах прямо сейчас. А заодно мы перечислим и нескольких новичков, уже хорошо зарекомендовавших себя в жанре стратегий.

Command & Conquer: Remastered Collection

-2

Первой стратегией для многих стала Dune 2. Она определила основные элементы и вектор развития RTS — находки Westwood в разных пропорциях кочуют по жанру до сих пор. Вполне логично обратиться к наследию студии из Лас-Вегаса — сегодня она известна как Petroglyph и продолжает делать любимые стратегии в реальном времени.

Пару лет назад по заказу EA команда сделала очень качественные ремастеры своих классических игр — Command & Conquer и C&C Red Alert. В свое время они стали квинтэссенцией гейм-дизайна студии, улучшив базовую модель «Дюны» — эти стратегии любимы фанатами жанра до сих пор. И сейчас они доступны в лучшем виде на современных ОС и продаются в современных цифровых магазинах.

WarCraft 3

-3

Blizzard умело скопировала идеи Dune 2 в своей первой стратегии, а уже в сиквеле серия обрела собственное лицо. Сюжет приобрел характерный размах, превратив WarCraft в долгоживущую и узнавамую франшизу. Третья часть в начале 00-х предложила лучшее в жанре сочетание истории и геймплея, ловко введя в классические жанровые рамки элементы ролевой игры.

К Орде и Альянсу добавились новые играбельные фракции, герои обрели узнаваемые черты, повествование превратилось в настоящее голливудское кино. Неудивительно, что вслед за успехом WarCraft 3 на ПК хлынули всевозможные подражатели разной степени паршивости и перенасытили рынок однотипными стратегиями.

Сама Blizzard крайне неудачно возродила одну из своих лучших игр — игроки пренебрежительно называют вышедший в 2020 году ремастер Refunded и ставят ему низкие оценки. Остается надеяться, что ошибки когда-нибудь будут исправлены — а пока можно играть как в ремастер, так и в «классику».

StarCraft 2

-4

Нестареющая классика — продуманный геймплей, три совершенно разные расы и захватывающий научно-фантастический сюжет. Ко второй части история оказалась изрядно разбавлена элементами фэнтези и космооперы, но не стала менее эпичной.

StarCraft 2 умело использует наработки и оригинала, и WarCraft 3, и задумки мод-сообщества, предлагая очень разные миссии. А вдобавок позволяет игрокам определять вектор технологического развития фракции, повышая реиграбельность сюжетной кампании и увеличивая арсенал тактических возможностей.

На сегодня все три довольно продолжительные кампании уже давно отполированы и предлагают лучший опыт для любителей классических RTS. И хорошо, что эта игра до сих пор выглядит отлично и не требует ремастера или патчей для новых версий Windows — новая Blizzard не причинила ей вреда.

Heroes of Might & Magic 3

-5

Народный любимчик российских ПК-геймеров. Третьи «Герои» познакомили нас с качественными локализациями и недорогими лицензионными дисками. Шедевр, неплохо работавший на многих компьютерах своего времени без дорогих 3D-ускорителей. И наследница крайне любимой в игровом сообществе начала 90-х King's Bounty. Красивая, эпичная, с потрясающей музыкой и ощущением сказки пополам с чувством ответственности игрока за целое королевство.

Немало игроков полагают вторую часть лучшей в серии. Но именно Heroes of Might & Magic 3 удачно расширила и укрепила формулу, дополнила новыми идеями и подарила куда более удачный и запоминающийся визуальный стиль. О том, как New World Computing создавала свой главный шедевр, можно прочесть в нашей статье. А сама игра сегодня доступна в виде HD-переиздания в магазинах цифровой дистрибуции. Увы, не идеальном, но удобном для знакомства на современных ПК и мониторах с высоким разрешением.

Civilization 6

-6

Последняя на данный момент часть самой известной и популярной глобальной пошаговой стратегии. С недоверием принятая ветеранами на старте, сегодня шестая «Цивилизация» обросла крупными дополнениями и стала одним из лучших воплощений самой себя — и всей серии. Разные пути победы, проработанная система дипломатии, экологические катаклизмы, многообразие наций и годами полируемый баланс удовлетворят как новичков, так и многих старых фанатов.

У самых непримиримых ортодоксов всегда есть возможность вернуться в Civilization 6, которую часть сообщества считает лучшей до сих пор. Или опробовать не так давно вышедшую Old World от Сорена Джонсона — гейм-дизайнера той самой «четверки».

Age of Empires 4

-7

Многоплановая смесь традиционной RTS и элементов глобальной исторической стратегии. Игроку предстоит взять под контроль одну из множества наций и провести ее от темных веков до середины прошлого тысячелетия, когда великие империи пробовали на вкус колониализм. Вот только происходит все не как в Civilization, а в реальном времени — как в WarCraft.

Серия пережила три воплощения, и студия Ensemble тизерила продолжения, где игроки смогли бы развиться до нашего времени и даже увидеть будущее. Но увы, Microsoft закрыла компанию и свернула все планы. Но недавно Age of Empires вернулась с четвертой частью, созданной ветеранами жанра RTS — Relic Entertainment.

К некоторому сожалению, вместо новых эпох и механик игрокам предложили практически «рескин» Age of Empires 2 с полигональной графикой. Но именно AoE2 долгое время считалась лучшей в цикле — и вполне логично начать строить новое светлое будущее на ее фундаменте.

В Age of Empires 4 уже десяток цивилизаций, приятная современная графика, знакомые и любимые фанатами серии механики добычи ресурсов и развития своей нации, а также есть поддержка модов. Игра до конца 2023 года должна выйти на Xbox, а на ПК в нее уже можно играть по подписке Game Pass.

Homeworld Remastered

-8

Одна из наиболее самобытных стратегий начала века, память о былом величии студии Relic. Игра предлагала бескрайний и очень красивый космос, перемещение юнитов не только в горизонтальной плоскости, но и по вертикали, тактическую глубину сражений и эпическую историю о возрождении целого народа под не менее эпическую музыку.

После отделения от Relic ключевых авторов Homeworld космическая сага могла бы прерваться. Но издательство Gearbox вовремя подхватило права и проспонсировало студию Blackbird Interactive. Команда, созданная теми самыми авторами оригинала, сначала сделала приквел — Deserts of Kharak, полностью соответствующий духу и дизайну серии, — а теперь работает над Homeworld 3.

И сейчас самое время вспомнить — или наверстать — первые две части, переизданные вместе как Homeworld Remastered в 2015 году.

Warhammer 40000: Dawn of War

-9

Оставшаяся часть Relic продолжила делать стратегии — развивать серию Company of Heroes и заводить цикл Warhammer 40000: Dawn of War в тупик. Но пока студия еще была единой, она создала одну из лучших игр по вселенной W40K. В первую часть RTS Dawn of War и ее дополнения до сих пор можно отлично играть, они точно передают дух первоисточника и предлагают более комплексный опыт, нежели сиквелы, изрядно порезавшие механики строительства и развития в угоду боевым действиям.

Пожалуй, лучший способ познакомиться с серией сейчас (а может, и с самой вселенной Warhammer 40000) — это DLC Dark Crusade и Soulstorm. В конце концов, многие нынешние поклонники настольного варгейма и миниатюр пришли именно из стана фанатов компьютерной RTS 2004 года.

Warzone 2100

-10

Одна из самых старых стратегий в подборке. От студии, которая давно не существует. И от фанатов, которые поддерживали проект с 2004 года. Сейчас Warzone 2100 продается в Steam, а команда Underdone Gaming до сих пор выпускает для нее обновления — благодаря открытому коду. Ключевая особенность игры — возможность создавать боевые единицы, комбинируя различные модули.

Более 400 технологий позволят собрать армию с уникальной тактикой, что и стало залогом долгой жизни стратегии, поощряющей эксперименты. А в сюжетной кампании Warzone 2100 типичные локальные конфликты в итоге перерастают в ядерную войну планетарного масштаба. Попробуйте — игра доступна в Steam совершенно бесплатно.

Supreme Commander 2

-11

Была такая легендарная стратегия в конце 90-х — Total Annihilation от гейм-дизайнера Криса Тейлора и программиста Рона Гилберта. Того самого, который прославился серией Monkey Island и другими квестами LucasArts. Ключевые особенности игры: обилие боевой техники, необходимость балансировать между двумя ресурсами — металлом и энергией — и наличие юнита-командира, мощной наступательной единицы, способной возводить простые здания.

Тейлор вернулся с этой концепцией в 2007 году. Supreme Commander предложила все то же самое, только гораздо масштабнее и с современной графикой, легким масштабированием тактической и стратегической карт и сражениями нескольких сотен юнитов одновременно. А Supreme Commander 2 в 2010 году развила и закрепила успех.

Cities: Skylines

-12

На этом месте могла быть SimCity. Культовый симулятор градостроителя и градоначальника в одном флаконе многое рассказывал об инфраструктуре мегаполиса, его распорядке, экономике, защите от внутренних и внешних опасностей — как природных, так и техногенных. Увы, Electronic Arts похоронила серию версией 2013 года — помимо технических проблем на старте, игра была слишком простой и безынтересной для старой аудитории.

К счастью, финская студия Colossal Order подхватила концепцию и уже в 2015 году при поддержке Paradox выпустила Cities: Skylines — лучшего, если не единственного правильного наследника SimCity. Непрекращающаяся поддержка, 12 миллионов проданных копий, множество дополнений и «очень положительные» отзывы в Steam говорят сами за себя.

Вторая часть не за горами, и она обещает быть еще больше и глубже. Но как это часто бывает с подобными играми, после релиза они годами обрастают DLC, новыми функциями и правками баланса. А оригинальная Skylines уже сейчас — полностью завершенный и отполированный продукт.

Europa Universalis IV

-13

Paradox не только издает чужие игры, но и создает свои — компания известна своеобразным подходом к жанру глобальных стратегий. Их 4X нередко отличают геймплей в реальном времени, а не в пошаговом режиме, ролевые элементы, политические интриги, цепочки заданий и большое внимание к правителям и их потомкам.

Под управлением игрока обычно оказываются целые династии — если это позволяет выбранная форма правления. Да, строй в стратегиях фирмы тоже можно поменять. И как любому правителю, стратегу по эту сторону монитора предстоит балансировать доходы и расходы своих провинций, договариваться с подданными и с соседями, воевать огнем и мечом или решать конфликты дипломатически.

Еще одна важная особенность стратегий Paradox — релизная версия всегда является лишь заготовкой, игры поддерживаются много лет и спустя полтора десятка дополнений превращаются в нечто совсем иное. Все это в большей степени свойственно и Europa Universalis IV, которая является самой актуальной частью серии и наилучшим способом познакомиться с гейм-дизайном компании.

Stellaris

-14

Все описанное выше работает и в Stellaris — другой глобальной стратегии в реальном времени от Paradox. С той поправкой, что действие переносится в космос и масштабируется до размеров вселенной. Это одновременно и усложняет все системы игры, и развязывает авторам руки — можно придумывать самые разные расы, создавать новые формы правления и наполнять галактики удивительными аномалиями.

Именно от созданной игроком расы — для этого есть подробный редактор — и ее политических, экономических, научных и военных принципов целиком зависит игровой процесс. Это позволяет использовать для достижения цели — доминирования в галактике — самые разные и порой неочевидные стратегии.

Интересная особенность Stellaris — отсутствие видимого древа технологий. Игрок выбирает вектор исследований, а гений его ученых может привести в рамках заданного направления к самым разным результатам. Как и найденные в открытом космосе случайные аномалии, напрямую влияющие на прогресс.

О том, как играется Stellaris сегодня после выхода множества больших DLC, можно прочесть в нашей статье.

Total War: Warhammer 3

-15

Total War — культовая серия преимущественно исторических стратегий, объединяющих исследования и пошаговую экспансию на глобальной карте в традициях условной Civilization с масштабными сражениями армий в реальном времени. Серия выходит уже больше 20 лет, и многие считают лучшей частью Rome II 2013 года, но мы остановимся на самом доработанном и законченном из самых свежих выпусков. По иронии — отнюдь не историческом.

Заключительная часть трилогии Total War, посвященной мрачной фэнтези-вселенной Warhammer, — одна из самых заметных стратегий последних лет. История о противостоянии империи людей богам Хаоса добавила магию и другие новые элементы в традиционный для серии игровой процесс.

С появлением механик, основанных на особенностях фракций, в Total War изменился и интерфейс. Добавилась опция обмена лишних предметов и спутников на золото. В осажденных городах теперь можно строить оборонительные сооружения — отдельные для каждого квартала. А любители PvP получили новые соревновательные режимы.

Age of Wonders 4

-16

Новая часть популярной и довольно старой серии, объединяющей элементы глобальных стратегий в духе Civilization с ролевыми элементами, менеджментом армий и тактическими боями в традиции «Героев Меча и Магии». После научно-фантастической Planetfall цикл возвращается в мир высокого фэнтези. Со множеством сказочных рас — и возможностью из набора заготовок собрать свой уникальный народ со своим не менее уникальным лидером.

Age of Wonders 4 вообще дает гораздо больше инструментов для ручного управления всеми элементами игры и множество вариантов для решения задач и конфликтов. О том, как взаимосвязаны все механики, как влияет карма на прохождения, как проходят осады городов и о других важных деталях можно узнать из нашей статьи.

ANNO 1800

-17

Последняя на сегодня часть популярной серии экономических стратегий. Каждая игра цикла посвящена конкретному периоду мировой истории, в котором игроку предстоит управлять сначала небольшим поселением, развивать производство, а потом — целой торговой империей. На поздних этапах на первое место выходит логистика товаров, но и про довольство жителей своих городов забыть не дадут.

В ANNO 1800, вобравшей в себя все отполированные за годы механики серии, игрок должен не только построить экономическое чудо, но и разгадать мрачные тайны своей семьи и распутать политические интриги. Такой вот дух времени — самого начала Индустриальной эпохи.

Northgard

-18

Градостроительная стратегия со скандинавским колоритом, идеально воплотившая принцип «easy to learn, hard to master». Здесь можно найти в упрощенном виде отголоски The Settlers и еще ряда RTS — например, Rise of Nations, только без смены эпох. Все элементы собраны в уникальный коктейль, затягивающий на те самые «ну еще 15 минут — и спать».

Игроку предстоит провести викингов по сказочным землям и найти им новый дом. В Northgard для этого есть большая кампания, DLC с новыми механиками и множество уникальных кланов, число которых еще может увеличиться. Французская студия SHIRO Games продолжает развивать игру, добавляя новые кланы, корректируя баланс, улучшая интерфейс.

В конце 2022 года вышло дополнение Cross of Vidar — полноценная вторая кампания, большую часть которой придется играть не за северный народ, а за новые фракции, условно «христианские». У них иные механики развития и экономики, а многие миссии требуют подхода из других жанров. Например, из стелс-экшенов.

Frostpunk

-19

Одна из самых заметных стратегий последних лет — социальная антиутопия Frostpunk от польской студии 11 bit. Команда еще в 2014-м прославилась мрачным симулятором выживания This War of Mine, исследующим человеческие взаимоотношения в критических условиях. И Frostpunk продолжает эту тему, завернув ее в градостроительную стратегию. Как The Settlers, только мрачнее и с социальным подтекстом.

Элементы стимпанка в сеттинге ледяного апокалипсиса объединяются в крайне занимательную смесь экономической RTS, симулятора выживания и социально-политического менеджера. Игроку предстоит строить последний город, следить за ресурсами и отоплением, за здоровьем и настроением граждан, а также принимать непростые решения и законы, балансируя между тоталитаризмом и религиозной сектой. В какой-то момент часть жителей захочет уйти на поиски лучшего места, а другая — выгнать мэра на мороз.

В первой половине 2024 ожидается Frostpunk 2, но новостей об игре настолько мало, что можно подозревать либо новые переносы релиза, либо выход в раннем доступе. Есть немало времени подготовиться к испытаниям, пройдя оригинал.

Against the Storm

-20

Авторы стратегий все охотнее пробуют комбинировать механики разных жанров, как это давно делают создатели больших игр в открытом мире. Eremite Games из Польшы объединила градостроительный симулятор с популярными элементами «рогалика».

Against the Storm разделена на этапы, каждый из которых — цикл жизни колонии, которая неизбежно будет уничтожена Гнилой Бурей. Задача игроков — собрать как можно больше ресурсов для Тлеющего Города, единственного места во вселенной, которое не погибает во время катаклизма.

Именно вокруг столицы строится развитие технологий и глобальный геймплей, требующий строгого стратегического планирования. Но большую часть времени необходимо управлять поселениями на небольших картах, добывать ресурсы и налаживать производственные цепочки.

Dune: Spice Wars

-21

Первая за два десятка лет стратегия по вселенной «Дюны» оказалась не тем, чего наверняка ждали поклонники уже упомянутой выше Dune 2. SHIRO Games скрестила RTS и глобальную стратегию с элементами контроля территорий, характерными для старой Rise of Nations.

Низкий темп развития, высокая роль дипломатии, дефицит ресурсов и разные пути развития формируют совсем другой геймплей, нежели в Battle for Arrakis или Emperor. Но никто и не обещал клонировать старые игры.

Spice War — яркая, самобытная, не лишенная глубины и новых идей стратегия для любителей вдумчивого планирования, экономики и политических интриг. Здесь есть место и для агрессивной экспансии, и для дипломатии — и даже торговля акциями на бирже.

Diplomacy is Not an Option

-22

После успеха занятной и стильной They Are Billions некоторые разработчики принялись также скрещивать традиционные RTS с элементами выживания. В играх от этих авторов необходимо не только развивать поселение, но и отбивать волны атакующих орд. Так же устроен режим last stand в некоторых сетевых шутерах. Diplomacy is Not an Option — как раз из таких стратегий.

На первый взгляд она похожа на облегченную версию классической Stronghold. С элементами градостроительства, замками и укреплениями. Но время от времени с разных сторон нападают то бунтующие крестьяне, то живые мертвецы, то потусторонняя нечисть.

За нарочито мультяшной графикой кроется комплексная боевая система, основанная на достоверной физике. Стрелы отскакивают от каменных стен, снаряды летят по дуговой траектории на ограниченное расстояние, а у лучников на стенах есть слепые зоны.

Все эти прекрасные стратегии формально доступны в большинстве современных цифровых магазинов, но увы — издатели части из них заблокировали возможность покупки своих игр для россиян. Приходится искать обходные пути, но при желании и должном усердии можно поиграть во все упомянутые выше хиты — даже вполне легально.