Для определения уровня всех составляющих элементов психологической готовности используются различные комплексные методики. Надо отметить, что подобная диагностика может проводиться (в соответствии с ФГОС ДОО) только с согласия родителей или законных представителей ребёнка. При этом исследовать психологическую готовность ребёнка к школе, давать заключение и рекомендовать программу коррекции, основываясь на критериях готовности, доверено только специалисту – квалифицированному детскому психологу.
Тест «четвертый лишний» (по методике «Что здесь лишнее?» Р.С. Немова)
Цель: определение уровня обобщающих операций ребенка, с опорой на наглядность. Исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
Инструкция: ребенку предлагается серия карточек с 4-мя картинками на каждой. На каждой карточке одну картинку нужно исключить, так как она не похожа, не подходит, не такая, как три другие. Оценивается не только правильный ответ, но и умение сформулировать признак сходства, объединяющий другие три картинки.
Стимульный материал
Ключ:
- 3 балла получают дети, выполнившие все задания, обосновавшие свои ответы - высокий уровень;
- 2 балла - дети, выполнившие 2-3 задания и обосновавшие свои ответы самостоятельно - средний уровень;
- 1 балл - дети, выполнившие менее 2 заданий с дополнительной помощью - низкий уровень.
Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М.: ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.