Тотальная компьютеризация, использование запрограммированных на стадии производства контроллеров не обошла стороной и крановый электропривод. В своем современном виде частотный привод, используемый на грузоподъемном кране, контролируется эксплуатирующим данную технику инженером с помощью интерфейса и служебных программ, подготовленных другим человеком.
То же самое происходит и при поиске неисправностей на подъемно-транспортной машине: по сути дела наладчик и ремонтник теперь общаются не напрямую с физической аппаратурой, аналоговой и цифровой, а с программистом - разработчиком служебных программ. Это может создать серьезные проблемы, если наладчик не полностью понимает методологию создателя программ, или, того хуже, она запутана и не до конца продумана.
Фактически получается так, что ранее, при поиске отказов в аналоговой аппаратуре, инженер имел дело с природой, вызвавшей неисправности в технике, а теперь ему приходится иметь дело с человеком – посредником, который заранее составил алгоритм диагностики и выполнил программирование интерфейса.
Новые идеи и технологии
Усложнение электронных и программных средств в настоящее время привело к тому, что инженеру-эксплуатационнику недоступен состав аппаратуры не только на схемном уровне, но и на структурном; общение с ней происходит с использованием программных средств, встроенных в частотный преобразователь разработчиком и по инструкциям, входящим в комплект поставки.
В наше время использование фирменных программных средств является общемировой практикой. Сейчас даже производители аналоговых микросхем выпускают бесплатные программы – симуляторы их работы вместо подробного описания технических характеристик. Делается это для того, чтобы потенциальный покупатель мог заранее оценить пригодность микросхем для своей аппаратуры.
Подготовка Altivar к запуску
Как происходит подготовка к запуску преобразователя частоты Altivar для привода подъема крана? Рассмотрим это конкретно на примере модели ATV71. Необходимо использовать руководство по настройке и в качестве индикатора – встроенный осциллограф ПО Power Suite. Первое, что предлагается сделать наладчику - это ввести данные с шильдика электродвигателя подъема. Далее по порядку производятся следующие настройки:
• автоподстройка преобразователя к характеристикам конкретного двигателя;
• задание макроконфигурации;
• проверка направления вращения вала двигателя;
• оптимизация контура управления скоростью (при этом пользуются осциллографом и выполняют все соответствующие рекомендации, приведенные в руководстве).
• оптимизация работы тормоза и настройка режима пуска (с использованием осциллограмм).
Разработчики французской компании Schneider Electric стараются предусмотреть максимальное удобство при использовании крановых частотных приводов, использующих преобразователи. Например, в преобразователе частоты ATV32, используемом на многих кранах, выпускаемых Киевским заводом подъемно-транспортного оборудования, можно включить функцию случайной модуляции частоты коммутации, что призвано предотвратить резонансные шумы двигателя, возникающие при фиксированной частоте. Некоторые опции начинают работать автоматически, в частности, при перегреве двигателя автоматически уменьшается частота коммутации и возвращается к прежнему значению, когда температура приходит к норме.
О современной крановой технике и диалектике
Подводя итоги, можно сказать, что наладчик, занимающийся подготовкой частотного привода Altivar к использованию и поддерживающий его эксплуатацию, должен обладать способностью связывать свои действия при программировании частотного преобразователя с последующей работой реальных физических механизмов. Для этого он должен обладать развитым абстрактным мышлением наряду с хорошим знанием основ теории привода. Весьма полезно будет и наличие опыта практической работы с крановыми грузоподъемными механизмами.
Поэтому для этой роли (наладчик привода Altivar) не подойдет школьник или студент, имеющий в основном только опыт компьютерных игр, хотя внешне процесс работы с частотным преобразователем в определенной степени похож на такую игру. Не стоит забывать и о большой ответственности, поскольку грузоподъемные краны являются опасными производственными объектами, от работы которых зависит не виртуальная, а реальная человеческая жизнь. Обычный «классический» наладчик, привыкший контролировать свои действия визуально по работе реальных механизмов, тоже мало подойдет при работе с современным частотным приводом.
Здесь мы наблюдаем весьма любопытный процесс, когда постепенно усложняемая людьми техника в свою очередь начинает влиять на работающего с ней человека, формируя особенности его мышления. Вот такая диалектика и крановая техника.
Частотные преобразователи для грузоподъёмных механизмов.
3 минуты
17 прочтений
17 августа 2023