Чем больше здесь, на земле, мы познаем Бога через исследование Его слова, тем роднее и милее Он нам будет при встрече с Ним и тем радостнее будет сама встреча. Перед тем, как ехать в какую-нибудь страну, мы подробно изучаем достопримечательности, ключевые события в этой стране, культурные особенности и нравы. И оказавшись в этой стране мы с трепетом видим воочию то, о чем столько читали.
Во второй главе первой книги Библии есть текст, раскрывающий нам особенности характера нашего Бога: Быт. 2:18 - "Нехорошо быть человеку одному". Мы применяем эту фразу ко всем, особенно к молодежи, мотивируя их вступать в брак. "Человеку" - значит "всем людям". Но эта фраза прозвучала в то время, когда на земле был всего один человек - Адам. И в еврейском тексте так и сказано: "Лё тов xэйот xаАДАМ левадо" - не хорошо Адаму быть одиноким. И хотя "адам" в переводе означает "человек", это более персонализированная фраза, она относилась в первую очередь к Адаму.
Этот текст открывает нам одну прекрасную черту нашего Бога: Он почувствовал, что Адаму не хорошо. Каким-то неведомым образом Великий и Всемогущий Бог чувствует, когда человеку не хорошо. По каким-то неведомым каналам до Его Божественной сущности мгновенно доходят наши переживания. Возможно, потому, что когда-то часть своей Божественной природы Он вложил в человека. В одной прекрасной христианской песне "Добрые руки с неба", есть такие слова: "Небу небезразличны наши земные дни, в переживаньях личных вовсе мы не одни".
Вторая часть текста: "Сотворим ему помощника, соответственного ему" - открывает нам еще одну черту Божественного характера: Бог не остается безучастным к проблемам человека, Он сразу предлагает решение. Весьма необычное и даже удивительное. Дословный перевод фразы: "Ээсэ ло эйзэр кенэгдо" - "Сотворим ему помощника против него" - означает, что Ева не была подобием Адама, как Адам был подобием Бога. Она была его противоположностью, ответной частью. Она была другого пола, другого характера: если Адам был более рационален, Ева была более эмоциональна, и т.д. Она была "соответственна" ему. У каждой детали в механизме есть ее ответная часть, с которой она взаимодействует. У мотоцикла есть ведущая звезда и есть ведомая. Они не подобны, (разные диаметры, разное количество зубьев, разное крепление), но они соответствуют друг другу.
У Бога есть совершенное решение наших проблем, иногда весьма неожиданное для нас. Возможно, и Адам ожидал, что раз уж он сотворен по образу и подобию Бога, то и помощник ему будет сотворен по его, Адама, подобию. Но Бог предложил совершенное решение, которое сделало пребывание человека в Эдеме счастливым во всей полноте. Адаму оставалось только в смирении принять это, что он и сделал.
И еще одна черта: Бог старается угодить человеку. Дело в том, что у Адама не было острой необходимости или нужды - он был в раю, в общении с Богом, обеспечен всем и навеки. Многие из нас сказали бы Адаму: "Мне бы твои проблемы. Лучше быть без помощника и в раю, чем с помощником и в долгах/нужде/болезнях/проблемах". Адам действительно был обеспечен всем необходимым.
Но Бог желает дать ему больше. Угодить - не значит дать необходимое. Угодить - не значит дать голодному хлеб и воду. Угодить - это когда к обеду подаешь десерт. Это когда покупаешь цветы жене не только на день рождения - потому что это необходимо - а просто так, чтобы порадовать без необходимости. Чтобы эти цветы стояли на столе и наполняли дом своим чудесным ароматом. Чтобы угодить.
Бог хочет дать нам больше, чем необходимо. Христос сказал: "Я пришел, для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком" (Ин 10:10). Избыток - это когда у тебя есть больше, чем необходимо. Больше духовных, душевных и даже физических сил, больше энергии для жизни и труда, больше времени для ближних. Вот такой наш Бог, в которого мы уверовали.
Но из всего этого можно сделать и неправильные выводы. Часто мы, видя такую тонкую Божью заботу о человеке, начинаем думать, что причина этого в нас самих. Что это мы необходимы Богу, что Он в нас нуждается. Нам трудно понять, что "Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все" (Деян. 17:24). Свидетельства Священного Писания о Божьем Совершенстве и Всемогуществе могут столкнуться с кризисом нашей собственной значимости.
Один преподаватель проводил курс лекций о Божьем Всемогуществе: сперва на основании книги Бытие, затем Исход, итд. Когда дошло до лекции о Божьем Всемогуществе на основании книги Иова, студенты запротестовали: "Не может такого быть! Бог, конечно, Всемогущ, но не настолько, чтобы совсем не иметь необходимости в человеке!" Вы только вдумайтесь в эту фразу! Порой чувство нашей собственной значимости лишает нас радости познавать характер нашего Бога. Но наш Всемогущий, Всесильный и Совершенный во всех отношениях Бог сотворил нас не из необходимости, а по Своей суверенной Божественной воле. И нянчится с нами, как с малыми детьми не потому, что нуждается в нас, а потому что такова Его Божественная Сущность, которую Священное Писание открывает нам по мере его трепетного исследования.
И только в глубоком смирении прикасаясь к сокровенным тайнам Его бытия, мы можем более и более познавать Его неисследимый характер, чтобы там, в вечности, при встрече, увидеть воочию и соприкоснуться с Тем, Который еще на земле открывал нам черты своего Божественного характера.
© Андрей Кропочев
#проповеди #назидание #богословие #апологетика #гомилетика #герменевтика #экзегетика #библеистика #текстология #вера #релилия #вероисповедание #протестантизм