Найти в Дзене
Команда Уралсиба

Небесные шахматы и горные великаны: Дмитрий Плотников об управлении планером

Оглавление

Сотрудники Уралсиба быстро бегают, покоряют горные вершины, играют в футбол и — как оказалось — управляют летательными аппаратами. Дмитрий Плотников, руководитель Службы стратегического развития, рассказал нашей редакции об опыте полётов на планере, который он получил этим летом.

Дмитрий — человек любознательный и разносторонний. В рабочее время он занимается реализацией крупных технологических проектов и аналитикой, а в свободное — астрофотографией, путешествиями, горными походами, и даже однажды стоял ночные вахты у руля крейсерской яхты в Тихом океане. В некотором смысле освоение планера было для него закономерным продолжением исследования возможностей человека и техники.

Дмитрий Плотников
Руководитель Службы стратегического развития
Первый мой полёт длился полтора часа, после него я на совершенно ватных ногах вышел из планера и крепко задумался, хочу ли продолжать. Дело в том, что когда тебе дают ручку летящей машины и под твоим управлением она начинает куда-то падать, это очень пугает. Падать человеку всегда страшно, но падать под своим же контролем ещё страшнее.

Планер — это летательный аппарат, способный преодолевать значительные расстояния (мировой рекорд — 3009 км за один световой день), используя энергию воздушных потоков. В небо его обычно поднимает на буксире самолёт, но сейчас всё больше планеров имеют свой собственный вспомогательный двигатель, который убирается в корпус после взлёта.

Что подтолкнуло Дмитрия попробовать свои силы в управлении планером, его впечатления и советы тем, кто тоже захочет освоить это необычное хобби, читайте далее в материале от первого лица.

Прошлый опыт на высоте и помощь алгоритмов YouTube

Мне интересна авиация, поэтому я подписан на много каналов о ней, и в какой-то момент YouTube предложил мне небольшой канал инструктора-планериста. Он интересно рассказывал и показывал такие красивые виды с высоты, что прошлой осенью я набрался смелости, написал ему и забронировал недельный курс на этот июнь. Раньше не получилось, у этого инструктора очень много желающих полетать. Впрочем, время на подготовку было не лишним, ведь занятия проходили во Франции.

Это был не первый мой опыт в воздухе. Несколько лет назад коллеги подарили мне короткий полёт на пилотажном самолёте с инструктором — пятнадцать минут эдаких жёстких американских горок. Кроме того, однажды я прыгал с парашютом, но в этот спорт всё же не потянуло. Привлекательнее адреналина для меня оказалось ощущение парения, которое дают парапланы и планеры.

Как проходило обучение

Мы поднимались на высоту более четырёх километров. Можно было бы и выше, но понадобились бы баллоны с кислородом. В общей сложности за шесть дней занятий — один из семи запланированных оказался слишком дождливым для полётов — мы налетали больше 20 часов, и половину из них я сам управлял планером. Мой самый долгий полёт длился больше 6 часов: я летал до Монблана, по прямой это около 250 км туда-обратно (пролетели же мы больше 600 км с учётом всех потоков). В тот же день ребята летали от нашего аэродрома до Люксембурга и назад, это больше 1000 км по прямой.

Перед занятиями мне, конечно, дали учебник. Я его честно прочитал, чтобы разобраться в элементах управления и работе планера, но основные навыки всё же получил на практике. Это было отличное обучение с погружением, отличающееся от классического подхода, когда сначала отрабатывают взлёты, короткие круги над аэродромом и посадку. Мой инструктор дал управление уже в полёте и только потом, когда я привык к парению и понял, как оно работает, стал учить взлёту и посадке.

Мне такой подход показался очень разумным: так в напряженные моменты — например, в сложном термическом потоке близко к рельефу или при посадке — ты чувствуешь себя увереннее и испытываешь меньше стресса.

Первый полёт у меня вызвал страх, но в то же время подарил удивительный взгляд на мир. Планер даёт необычное чувство, будто ты огромная птица: аппарат воспринимается как продолжение тела, ты чувствуешь вибрацию корпуса, ощущаешь давление ветра на элементах управления, а рядом в термическом потоке воздуха кружат другие планеры, парапланы, огромные орлы… Это целый мир, разномастная стая, безмолвно поднимающаяся под самые облака.

-2
-3

Каково управлять планером

Сначала сбивает с толку непривычная система координат: мы привыкли двигаться на плоскости — пешком ли, на машине, катере или яхте. Но планер добавляет вертикальное движение, к тому же под разными углами. Например, можно закладывать виражи с сильным креном. Для наглядности: по манёвренности большие гражданские самолёты можно сравнить с автобусом, а планеры — со спортивным автомобилем. Для первых максимальный крен составляет не более 30 градусов, а для вторых — вполне нормально накрениться и до 65, чтобы войти в удачный воздушный поток. На планере можно выполнять сложные фигуры пилотажа.

Управление тоже непривычное. Вместо руля, педалей тормоза и газа у тебя ручка, которой ты управляешь своим направлением: ложишься в вираж, чтобы повернуть, накреняешься вперед, чтобы ускориться за счёт снижения, или назад, чтобы снизить скорость или «заскочить» на горку теплового потока. А ещё есть педали, которые управляют рулём направления, и ими нужно работать слаженно с ручкой, следя за тем, чтобы планер двигался в потоке ровно, а не скользил в нём «боком». Но я довольно быстро к этому привык, уже на втором-третьем полёте чувствовал себя вполне комфортно.

Планер позволяет увидеть мир — и особенно горы — с новой стороны. Можно подлететь очень близко к рельефу, проходить всего в 50 метрах от скал и вершин деревьев. Удивительное чувство, которое не давали горные походы. Когда ты стоишь на горе, ты опираешься на этого великана, когда только начинаешь подъём — видишь его вдали как что-то монументальное. На планере ты практически можешь почесать ему седую гриву, проносясь над ним на скорости 200 километров в час. Это другой уровень восприятия, будто на равных с горами.

Горный массив Монблан в Альпах
Горный массив Монблан в Альпах
Перевал у Монте-Визо, через который Ганнибал переводил слонов две тысячи лет назад
Перевал у Монте-Визо, через который Ганнибал переводил слонов две тысячи лет назад

Чему учит планер

Планер — это в целом про контроль ситуации со множеством переменных, когда от твоих действий напрямую зависит твоя жизнь. Нужно справляться с разнообразием элементов управления и влиянием внешних факторов, и всё это — в непривычном трёхмерном пространстве. Если хвататься за всё сразу, то не сможешь ни за чем уследить. Необходим фокус внимания и приоритизация главного, требующего твоего непосредственного контроля.

Так, например, при заходе на посадку, прохождении разных точек «схемы захода», это главное в каждый момент меняется, и у тебя нет времени на растерянность, нужно принимать решения одно за другим. Для меня это упражнение и было способом научиться работать со стрессом в сложных ситуациях, фокусироваться на важных факторах решения задачи и отрешаться от второстепенных.

Умение управлять планером и парить, конечно, первично, но и это не самое важное. В планеризме нужно уметь составить маршрут с учётом фундаментальных ограничений аппарата: ему необходимо постоянно возобновлять энергию, чтобы поддерживать высоту. Для этого нужно понимать, на каких хребтах ты будешь подниматься, что говорит погода и география, какой у тебя план Б.

У нас были моменты, когда мы шли по маршруту, а потока там, где мы его ожидали, не было: например, над хребтом застоялись облака, и скалы не нагрелись. И вот ты продолжаешь снижаться, в какой-то момент едва не царапаешь крыльями канатные дороги и горные деревни… Тогда нужно уходить на план Б, и его нужно подготовить заранее.

Управление планером в этом смысле — постоянное управление рисками: у тебя всегда должно быть несколько вариантов на случай, если ты не долетишь, не будет погоды и придётся садиться. Планеризм иногда называют «небесными шахматами», потому что тебе постоянно нужно думать на несколько ходов вперёд.

Разумеется, после всего испытанного я записался на следующий год. Хочу научиться планировать лучше!

-6

Советы будущим планеристам

В первую очередь, летать нужно с инструктором, с которым интересно и комфортно. Он отвечает за твою безопасность, ты должен быть уверен в этом человеке.

Второе: очень важна география. Я летал во Франции, а не на Кавказе, хотя там тоже есть планерные школы. Из-за климата Кавказские горы очень влажные, у них низкая кромка облаков, поэтому даже в хорошую для горного похода погоду планер может не суметь перелететь через хребты. Это сильно ограничивает расстояние, которое он сможет пролететь. К тому же из-за влажности есть шанс, что всю неделю или даже несколько недель будет нелётная погода. Во Франции или, например, южной Германии, где очень популярен планеризм, воздух гораздо суше, основная влага выпадает ближе к морю, поэтому там намного больше лётных дней.

Ну и нужно быть готовым к тому, что это страшно! Я думал, будет проще, ведь я много летал на самолётах, но вот это ощущение, когда тебе отдают управление, и ты начинаешь падать — действительно жуткое. Зато потом, привыкнув, начинаешь получать удовольствие и рассматривать мир с необычной стороны — оно того стоит.

Больше полезных советов и интересных историй от сотрудников банка вы найдёте на нашем телеграм-канале «Команда Уралсиба». Чтобы присоединиться, отсканируйте qr-код.

-7