«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие»
Я, безусловно, не могу называться ценителем российского кино. Вообще, по части отечественного автомобилестроения и киноиндустрии я придерживаюсь следующей точки зрения: через десять-пятнадцать лет мы, наверняка, догоним наших «западных партнёров», и тогда можно будет подумать о том, чтобы с удовольствием пользоваться тем, что «сделано в России», но до этого лучше даже не пытаться.
И всё же, каким-то образом мне «посчастливилось» попасть на показ нового отечественного фильма Егора Баранова «Гоголь. Начало». В картине рассказаны новые, мистические и местами пугающие элементы биография Николая Васильевича, в которых переплетены исторические факты, легенды и сказания, нашедшие своё отражение в многочисленных повестях и рассказах Гоголя. И всё же, не смотря на неплохую, хотя и слегка заезженную за последние несколько лет, идею – фильм получился на редкость отвратительным.
Начну с сюжета: авторы попытались связать реальные исторические факты и допридумать что-то своё. Это привело к закономерному исходу – фильм получился и не биографическим (чего я, конечно, и не ожидал) и не выдуманным, что постоянно мешало воспринимать события на экране. События фильма происходят в Санкт-Петербурге и на Полтавщине, но при этом режиссёр не сумел или не захотел передать ни своеобразия столицы Российской Империи XIX века, ни привлекательности украинской сельской жизни. Не могу не отметить особенности развязки: фильм заканчивается фактически на полуслове. Да, в последнее время многие режиссёры начинают снимать картину с планами на продолжение, вставляю значимый клиффхэнгер в конце картины. Но так нагло обрывать повествование, фактически вынуждая зрителей ожидать второй фильм, как минимум, некрасиво.
Персонажи: сам Гоголь показан очень слабым (во всех отношениях), и если в начале фильма он, как побитая собачка, вызывает чувство жалости, то ближе к концу картины не внушает уже ничего кроме отвращения.
Яков Гуро (Меньшиков) мог бы вызвать интерес, если бы не был столь откровенно слизан с Шерлока Холмса с примесью Эраста Фандорина и его наставника Ивана Францевича Бриллинга из серии книг Бориса Акунина. К слову, элементы встречи, знакомства, общения и дальнейшего развития сюжета «Гоголя» упорно напоминали мне фильм «Азазель» 2002, снятого по мотивам одноименной книги Акунина.
Остальные персонажи невзрачны, безлики и, по большей части, абсолютно никчёмны. Более того, не до конца понятно, зачем половину из них вообще включили в сюжет, а их имена и персональные особенности забываются прямо в ходе просмотра.
В свою очередь не могу предъявить претензии к игре актёров: Александр Петров и Олег Меньшиков сделали всё, чего от них мог и имел право ожидать зритель при наличии подобного сюжета. Как и к спецэффектам. В фильме было не очень много элементов хоррора, но все они, с визуальной точки зрения, были обыграны неплохо, жаль, что этого же нельзя сказать обо всём проекте.
В целом фильм мне не понравился и на продолжение я, естественно, не пошёл.
3 из 10