Окончание. Начало здесь https://dzen.ru/a/ZLJ_mtdktFiMyewY
27 августа 120 лет назад родилась первая в мире женщина оперный режиссер - уникальная Наталья Сац (1903-1993)
О том, какой была Наталья Ильинична, через какие испытания прошла, автору этих строк рассказала ее дочь - заведующая литературной частью Детского музыкального театра Роксана Сац-Карпова.
ЛАГЕРНЫЕ ГОДЫ ВСПОМИНАЛА С УЛЫБКОЙ
- Когда маму арестовали, меня отправили в Алма-Ату - в детский дом для особо трудных подростков. Там были и такие, кто попал на перевоспитание за тяжкие преступления, за кражи, изнасилования. Но наша директриса считала, что самый страшный преступник – это «дочь врагов народа» и меня надо опасаться больше всего. Но ничего, мы сплотились и потом «уголовники» тоже нас полюбили, мы с ними замечательно дружили.
- Вы с мамой переписывались?
- Да. Она мне писала, что, как только освободится, опять будет работать в театре. Я хорошо запомнила наше первое свидание. Еще в вагоне, помню, я не хотела ее видеть. Не хотела! Потому что очень сильно боялась: какой я увижу свою маму. Она среди зэков! ОНА! Всегда необычайно красивая, яркая, какая-то невероятная – моя мама… и вдруг я увижу ее состарившейся, понурой, дурно одетой…
И вот мы с бабушкой идем по страшной грязи. Столбы, колючая проволока. Вдруг вижу – от бараков отделяется какая-то фигурка в сером пальто с барашковым воротником. Кричит: «Мамочка! Мамочка!» И мгновенно часовой, который только что был как монумент, вдруг расплылся в улыбке: «Свидание дали, Наталья Ильинична? Радость-то какая!» В комнату для свиданий то и дело заглядывали бритоголовые личности: «Наталья Ильинична, репетиция будет?» Оказалось, что она ставит там «Бесприданницу», через два дня премьера… Спрашиваю у пришедших на репетицию заключенных: «Где ж у вас тут театр?» «Где Наталия Ильинична встанет - там и театр!», - отвечают.
Другой интересный факт. В августе 1942 года маму выслали на Волгострой - в Рыблаг, где из заключенных она тут же организовала джаз-ансамбль. Его слава в то время была настолько громкой, что однажды на передовой попросили: «Привезите джаз-ансамбль Натальи Сац!» Легко сказать «привезите». В этом джазе одни рецидивисты, а конвоя нормального нет. Что делать? Вдруг кто-то из высоких начальников спросил: «А Наталья Ильинична сама поедет?» «Поедет». «Так от нее ни один не убежит!» Потом они часто ездили, и ни один зек не убежал. Уголовники ее оберегали, называли Королевой.
- Как она вспоминала лагерные годы?
- С улыбкой. Знаете, какие письма ей писали начальники лагерей? Это письма влюбленных. Один писал: «Какое счастье, что я имел возможность соприкоснуться с вами…» Она получала от него письма всю жизнь. В чем-то эти люди ведь ее и спасали. Потому что кого-то можно спасти, дав лишнюю пайку или освободив от нормы лесоповала, кого-то - дав возможность заниматься любимым делом. Мама всегда говорила: «Меня любят люди либо большие, либо простые. Мещане меня не переваривают. Еще терпеть не могу сявок. Сявки – это мелкие жулики. Вот я понимаю: если он рецидивист, так два банка ограбил!»
- Значит, ей везло на хороших людей?
- Нет, не везло. Однажды у нее спросили: «Родились ли вы под счастливой звездой?» Она ответила: «Я сама брала картон, вырезала из него звезду, красила, прикрепляла где-нибудь вверху, потом зажигала лампу и садилась под ней. Вот так я находилась под счастливой звездой». Она всю жизнь так и делала.
ФУРЦЕВА В НЕЕ ПОВЕРИЛА
- Маме было запрещено возвращаться в Москву в течение 17 лет. Но она не потеряла веры, несмотря на все, что с ней случилось. Когда после смерти Сталина ее реабилитировали, она вернулась в столицу. Но в свой театр ее не пустили - там обосновались другие люди со своими амбициями. Что делать ей - уже пенсионерке? Рыдать? Требовать?
- И что она сделала?
- Начала все сначала – с нуля! Пошла работать в Москонцерт, опять в детскую секцию. Параллельно поступила в ГИТИС (ведь по бумажкам у нее образование - шесть классов!). Опять концерты, разъезды. Когда Наталья Ильинична начала продвигать свою очередную идею – о создании детского музыкального театра, многие возмущались: «Какая чушь. Дети оперы терпеть не могут!» Но она не сдалась и в итоге добилась своего. Ее поддержали Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников, Дмитрий Кабалевский.
- Говорят, ей очень помогала министр культуры Екатерина Фурцева.
- Екатерина Алексеевна даже «жаловалась»: «Я не могу больше! Когда Наталья Ильинична приходит, приходится отменять все заседания. Она все подчиняет себе…» Тем не менее, Фурцева ей поверила. Когда Хрущеву сказали, что «Сац открывает детский театр, и там будут играть студенты», он рассмеялся: «Вы ее не знаете! Она сейчас вам скажет, что ей нужны три студента, а через год у нее уже будут триста человек профессионалов. И вы все будете ей помогать как миленькие. Да и сам я тоже буду». Мама часто говорила: «Голова моя – пробивная сила. Иногда пробиваешь стену, иногда – голову».
- Роксана Николаевна, а как вы пришли в театр?
- Мой путь был довольно извилист. Когда мы с мамой встретились в Алма-Ате, я там оканчивала школу экстерном, одновременно училась в театральной студии при созданном ею казахском ТЮЗе. Какое-то время поработала актрисой. А потом увлеклась педагогикой, окончила пединститут и влюбилась в свою новую профессию и своих учеников. Но когда мы вернулись в Москву, и Наталия Ильинична открыла Детский музыкальный театр, она почувствовала, что я ей нужна. Сказала: «Иди ко мне». «Не могу!» «Иди, иди. Это же Театр!» Для нее Театр – это было все! Противоречить ей было нельзя, это был не тот человек...
В театре все называли ее «мамой». Кроме меня - этого она мне не разрешала. Я так привыкла называть ее Наталией Ильиничной, что даже дома величала по имени-отчеству. В труппе мне всегда попадало больше всех, ведь на моем примере она воспитывала коллектив: мол, не только дочери, никому не прощу. Разносы мне порой устраивала такие, что стены содрогались.
- Жалеете, что послушались и перешли в театр?
- Никогда!
«МАТЬ ДЕТСКИХ ТЕАТРОВ МИРА»
- У Натальи Ильиничны необыкновенная коллекция всевозможных наград и званий - Герой Соцтруда, Народная артистка, лауреат Ленинских и Государственных премий, Ленинского комсомола, профессор… Чем она больше всего гордилась?
- Больше всего ценила международный орден Улыбки. Его вручали за беззаветную любовь к детям.
- Почему ее называли «матерью детских театров мира»?
- А потому что она действительно Мать… В Америке хотели открыть детский театр, но здание не давали. Наталья Ильинична приехала в США и выступила в сенате так, что отдали лучшее здание. Потом поехала в Киев и… тот же эффект. Ее энергия ошеломляла, сносила все преграды. Таким вот образом она сама открыла шесть детских театров, а сколько помогла открыть – никем не считано.
Вообще то, что ей удалось сделать за свою нелегкую жизнь, - потрясает! Она - автор множества книг, пьес, либретто детских опер и балетов. Все-таки родила трех детей и, между прочим, воспитала. Но самое главное – всех, кто встречался на ее пути, заразила необыкновенной любовью к театру… Помню, за несколько лет до ее смерти мы пришли на день рождения к моему внуку, и я увидела как Наталья Ильинична встала возле иконы и попросила Бога: «Дай мне дожить до 90 и выполнить то, что задумано! А смерть встретить - в строю». Она умерла, отпраздновав свой 90-летний юбилей, продолжая работать в театре до самого последнего дня.
- Какие традиции, заложенные Наталией Ильиничной в театре, вам наиболее дороги?
- Традиции добра. Это она придумала широкую лестницу в театре, чтобы детям не было тесно. Это она придумала, чтобы вокруг было много-много цветов. Ведь когда их много, их и рвать не хочется! Это с ее легкой руки пошла традиция после третьего звонка открывать все двери и пускать на спектакль всех желающих. Даже если нет свободных мест...
- И последний вопрос. Почему у нее последние десять лет и до самой смерти лежали на столике колокольчик, часы и учебник английского?
- Когда ей исполнилось 80, она сказала: «Я просто не имею права уйти из жизни, потому что не знаю английского языка». И выучила его! По крайней мере, на тему детских театров, о гуманизме и красоте она могла говорить на языке Шекспира безукоризненно. Колокольчик - чтобы кто-нибудь ей принес стакан чаю, который она никогда не допьет до конца, потому что ее опять осенит какая-нибудь новая идея.
- А часы?
- По-моему, они всегда были испорчены. Может, потому что Наталья Сац всегда была вне времени…