По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за первые шесть месяцев 2023 года в республике выдали автокредитов на сумму 22,9 миллиарда рублей, что на 91,7% больше, чем в первом полугодии 2022 года.
Первое место в рейтинге заняла Москва, где выдали автокредитов на 44,9 миллиарда рублей, второе – Московская область, здесь на покупку автомобиля жители взяли 35,4 миллиарда заемных средств, а третье – Санкт-Петербург, где банки выдали 30,6 миллиарда рублей на автокредиты. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в январе-июне 2023 года самую серьезную динамику роста объемов выданных автокредитов (среди 30 регионов-лидеров в этом виде розничного кредитования) продемонстрировали Татарстан (+91,7%), Вологодская область (+90,0%), Башкортостан (+89,5%), Челябинская область (+84,6%) и Пермский край (+81,4%). В Москве и Санкт-Петербурге рост этого показателя составил 19,5% и 44,3% соответственно.
Всего, по данным четырех тысяч кредиторов, передающих сведения в НБКИ, в январе-июне 2023 года в России выдали автокредитов на 499,8 миллиарда рублей, что на 61,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда банки выдали россиянам 309,7 миллиарда рублей. При этом по сравнению с первым полугодием 2021 года объемы автокредитования сократились всего на 5,9%.
По мнению аналитиков НБКИ, рост объема выданных автокредитов в первой половине 2023 года связан с эффектом низкой базы из-за падения выдачи в марте-апреле прошлого года, после чего ситуация стабилизировалась.
– Кроме того, рост объемов выдачи автокредитов в последнее время обусловлен возобновлением в начале года государственной программы льготного автокредитования, а также увеличением продаж новых автомобилей из дружественных стран. Стоит также отметить и рост среднего чека автокредита, который демонстрирует наибольшее значение за последние полтора года, – комментирует директор по маркетингу НБКИ
В пресс-службе банка «Открытие» пояснили, что на рынок автокредитования Татарстана продолжают оказывать влияние экспансия китайских брендов на первичном рынке и сохраняющийся рост спроса на вторичном. Спрос на кредитные автомобили вырос из-за ожиданий роста цен и ставок, заметили эксперты «Открытия Авто». За первое полугодие 2023 года банк выдал жителям Татарстана автокредитов на 3,1 миллиарда рублей, что в 2,7 раза больше по объему и в два раза по количеству сделок, чем в первом полугодии 2022 года.
В июле 2023 года в банк «Открытие» поступило на 59% больше заявок на автокредиты, чем в июле 2022-го, и на 20% больше, чем в июне 2023-го. Всего с начала года число обращений за кредитами выросло на 38%, спрос на новые автомобили увеличился на 4%, на автомобили с пробегом – на 57%.
– Средний размер кредита по Республике Татарстан так же продолжает планомерно расти и по итогам июня достиг отметки в 1,4 миллиона рублей, в том числе 1,9 миллиона рублей по новым и 1,2 миллиона по авто с пробегом. Прирост среднего чека составил 1,6 раза к июню 2022 года (924 тысячи рублей), – сообщил руководитель группы развития легкой сети Центра развития автобизнеса банка «Открытие» в Казани
Основным драйвером роста аналитики назвали рынок ссуд на покупку автомобилей на вторичном рынке. В среднем от 50 до 80% выдач крупнейших игроков рынка автокредитования приходится на авто с пробегом. Однако в июле значительно оживился и рынок кредитования покупки новых автомобилей.
Июль при этом наглядно демонстрирует постепенное восстановление спроса на новые авто в Татарстане: доля автокредитов на их покупку (месяц к месяцу) в выдачах «Открытие Авто» за семь месяцев выросла в 2,2 раза, с 32 до 44%. Рынок продолжает восстановление на фоне налаживания объемов выпуска отечественных брендов и дальнейшей экспансии китайских автоконцернов. Кроме этого, среди предпосылок роста спроса и продаж ожидаемое повышение цен в связи с новыми правилами ввоза иномарок с 1 августа.
По данным «Открытие Авто» топ-5 проданных в кредит новых автомобилей в июле вошли марки Lada, Hyundai, Kia, Haval, Faw. Наиболее востребованными моделями за месяц стали LADA Granta, Hyundai Tucson, Kaiyi E5, LADA Vesta, Omoda С5. По итогам второго месяца лета доля китайских марок в кредитных выдачах банка «Открытие» в регионе составила по количеству сделок 17%, а в денежном эквиваленте 22%.
На вторичном рынке жители Татарстана отдают предпочтение корейским, российским и японским брендам. Наиболее популярными марками автомобилей с пробегом у заемщиков в июле стали Kia, Lada, Hyundai, Toyota, Nissan, наиболее распространенными моделями - Kio Rio, Hyundai Solaris, Lada Granta, Kia Sportage, Lada Kalina.
Территориальный директор Банка Уралсиб в Татарстане сообщила, что по сравнению с отчетными периодами прошлого года выдачи за I квартал 2023 года выросли на 145%, а результаты первой половины III квартала 2023 года практически догнали показатели всего III квартала 2022 года в целом.
– Рост, в частности, обусловлен продолжением и расширением сотрудничества с крупнейшими официальными дилерами и другими компаниями-автопродавцами, а также переходом спроса и предложения на вторичный рынок автомобилей и ростом продаж автомобилей китайских производителей, – сказала Гайнуллина.
В пресс-службе банка ВТБ в Татарстане рассказали, что по итогам семи месяцев 2023 года жители республики оформили автокредиты на 4,2 миллиарда рублей. Это в два с половиной раза превышает аналогичный показатель прошлого года и на 9% результат всего 2021 года. По итогам января-июля Татарстан вошел в число топ-3 регионов по объему выданных ВТБ средств на покупку автомобиля.
– Ежемесячный объем выданных кредитов на покупку автомобилей стабильно прирастает от месяца к месяцу. В этом году самым активным периодом для жителей республики стал июль – объем выдач в этом месяце - один миллиард рублей. Средний чек одного автокредита в июле достиг уровня 1,3 миллиона рублей, прибавив к началу года 15%, – сообщили специалисты банка.
Также в ВТБ заметили, что спрос на автокредиты существенно опережает продажи предыдущих лет. В целом по России по итогам семи месяцев текущего года объем продаж автокредитов на рынке уже превысил 750 миллиардов рублей. Факторами опережающего роста аналитики банка назвали отложенный спрос, расширение доли автодилеров в сегменте подержанных автомобилей, укрепление позиций отечественного автопрома, активное развитие китайских брендов на российском рынке, сохранение банками привлекательных условий по автокредитам.
За первое полугодие 2023 года в Татарстане было продано 334 новых машины, что на 37% превышает показатель января-июня прошлого года, заметила руководитель подразделений кредитования и страхования автомобильного маркетплейса FRESH Самыми популярными автомобилями у жителей региона считаются LADA, Chery, Haval, Hyundai и Kia, при этом 40% продаж в течение полугода заняли именно отечественные авто.
По словам Бондаревой, вдвое выросли продажи автомобилей китайских производителей в Татарстане – с 15% в первом полугодии 2022 года до 34% по итогам шести месяцев текущего года. Она назвала это одной из тенденций в сегменте новых авто на рынке региона - рост спроса на китайские автомобили. Не исключено, что к концу года китайские авто могут занять большую долю в реализации, чем отечественные бренды.
Вторым трендом авторынка Татарстана собеседница назвала повышенный спрос на автомобили с пробегом – их в регионе продано так же на 37% больше, чем в первом полугодии прошлого года. Самыми востребованными авто с пробегом в регионе считаются LADA 2114 Samara, LADA 2190 Granta, Kia Rio, Hyundai Solaris и Ford Focus.
– Из-за низкого курса рубля и повышения ставок утилизационного сбора новые автомобили в регионе могут подорожать в районе 20%, а средняя стоимость пятилетнего авто с пробегом уже возросла до 1,6 миллиона рублей. Несмотря на это, спрос на автомобили во всех сегментах остается высоким, что объясняет высокий уровень автокредитования в Татарстане. Кроме того, в августе правительство России начнет работу над развитием программы льготного автокредитования, что может стать дополнительным стимулом для роста продаж, – рассуждала Бондарева.
За первое полугодие 2023 года в холдинге «ТрансТехСервис» продали 5 814 новых авто и 11 064 авто с пробегом. Во втором квартале продажи новых машин выросли на 208%, в том числе из-за эффекта низкой базы.
Что касается новых автомобилей, которые покупают татарстанцы, то за первое полугодие 2023-го в республике в ТТС зарегистрировали 5 627 автомобилей LADA Granta - это абсолютный лидер. На втором месте LADA Niva - 1 627 регистраций, замыкает топ-3 Haval Jolion – 693 регистрации. За ними идут Chery Tiggo 7 Pro и Hyundai Tucson.
По автомобилям с пробегом: в первом полугодии 2023 года на первом месте LADA Samara - 4 734 перерегистрации, далее LADA Granta (4 149) и Kalina (3 752). 4-е и 5-е места у KIA Rio и Hyundai Solaris – 3 031 и 2 496 перерегистраций соответственно.
По данным ТТС, в первом полугодии в топ-5 рейтинга регистраций по Татарстану вошли две новинки российского авторынка – это Haval Jolion, который продается в России с мая 2021-го, и Chery Tiggo 7 Pro, продажи которого в нашей стране стартовали в сентябре 2020-го. Цены на Haval Jolion стартуют от 1 949 000 рублей, на Chery Tiggo 7 Pro - от 2 494 900 рублей. На все автомобили действуют программы кредитования и тред-ина (обмена старого автомобиля на новый).
В пресс-службе ТТС выделили основные тенденции российского автобизнеса в 2023 году – активно развивается направление продаж автомобилей с пробегом, которое в сложные времена всегда показывает большую стабильность, чем рынок новых машин, и после потрясений восстанавливается быстрее.
Вторым трендом стал уход большинства иностранных автомобильных брендов с российского рынка, а освободившийся рынок успешно завоевывают китайские автопроизводители: HAVAL, GEELY, CHERY, OMODA, EXEED, KAIYI, JAECOO, TANK, LIVAN, BAIC, VOYAH, CHANGAN, GAC, DONGFENG и другие.
Еще одна тенденция – развитие параллельного импорта, так как поставки новых автомобилей европейских, японских и корейских брендов прекратились. К примеру, в автосалонах ТТС более 200 автомобилей параллельного импорта, их количество будет увеличиваться.
В пресс-службе «Кан Авто» рассказали, что по итогам полугодия 2023 года в автокредитовании подтвердилось ожидание роста стоимости автомобилей и развитие структуры рынка за счет вторичного сегмента. По новым автомобилям к концу полугодия в автосалонах заметили снижение кредитной доли по таким брендам, как Lada, Kia, HYUNDAI, Skoda и рост автокредитов по автомобилям китайских производителей.
- В условиях роста цен на автомобили и сохраняющегося ограниченного предложения машин многие люди по-прежнему хотят успеть купить желаемую марку и модель автомобиля, поэтому значительная часть спроса сосредоточена на вторичном сегменте, что подтверждается стабильной динамикой и ростом финансового объема по кредитованию автомобилей с пробегом. Также на рынке по-прежнему наблюдается тенденция роста среднего чека выдаваемых автокредитов на фоне удорожания машин, - комментируют специалисты «Кан Авто».
По их словам, на рынок автокредитования Татарстана как и в целом по стране продолжают оказывать влияние экспансия китайских брендов на первичном рынке и сохраняющийся рост спроса на вторичном рынке. Спрос на кредитные автомобили вырос за последний период из-за ожиданий роста цен и ставок из-за нововведений по ввозу автомобилей с 1 августа. Самыми популярными новыми автомобилями по продаже в кредит за 2023г стали марки Lada, Haval, Exeed.
На вторичном рынке жители Татарстана, по данным «Кан Авто», отдают предпочтение корейским, российским и японским брендам. Наиболее популярными марками автомобилей с пробегом у заемщиков стали Kia, Lada, Hyundai, Toyota, Nissan. Значительно стабилизировал рост дефицита автомобилей закуп автомобилей Параллельного Импорта с Казахстана, Таджикистана, а также Объединенных Арабских Эмиратов.
- При условии отсутствия на рынке потрясений и макроэкономических шоков ожидаем сохранение стремительных среднемесячных темпов восстановительного роста выдач автокредитов в 2 полугодие 2023 году. Ключевыми факторами активизации потребительского спроса будет являться снижение стоимости автомобилей и расширение их ассортимента, а также сохранение госпрограммы поддержки рынка и увеличение лимитов по ней, - резюмировали в пресс-службе сети автосалонов.
По мнению аналитика ФГ «Финам» , главной причиной столь существенного роста автокредитования в России (как, впрочем, и многих других видов кредитования) стала низкая база первой половины 2022 года.
– Тогда наша страна испытала сильный экономический шок, кредитные ставки резко повысились вслед за ключевой ставкой ЦБ, что привело к существенному сокращению кредитной активности россиян. Да и сам авторынок находился в пике из-за ухода многих популярных брендов, снижения выпуска отечественных автомобилей из-за дефицита запчастей, – вспомнил эксперт.
В этом году экономическая ситуация в стране и процентные ставки в значительной степени нормализовались, обратил внимание Додонов. Соответственно, и кредитная активность российских граждан стала быстро восстанавливаться, а сам авторынок заметно ожил, во многом благодаря росту поставок автомобилей из дружественных стран, прежде всего из Китая, а также налаживанию параллельного импорта машин из недружественных стран.
При этом эксперт подчеркнул, что из-за существенного роста стоимости автомобилей при в лучшем случае стагнирующих доходах населения все меньше людей могут позволить себе купить автомобиль за собственные средства, отсюда и такой рост спроса на автокредиты. Свою роль, по мнению Додонова, сыграла и госпрограмма субсидирования автокредитов.
– На фоне роста кредитных ставок, а также дальнейшего существенного удорожания автомобилей в связи повышением утильсбора и обесценением рубля можно ожидать определенного ослабления темпов восстановления авторынка и автокредитования, хотя какого-то сильного обвала я бы не ждал. При этом спрос, по-видимому, будет продолжать постепенно смещаться в сегмент подержанных автомобилей, где цены тоже быстро растут, но они все же заметно ниже, чем на рынке новых машин, – спрогнозировал аналитик.
Высокий спрос на автомобили и автокредитование в Татарстане Додонов связывает с тем, что республика традиционно считается довольно богатым регионом по российским меркам и входит в число лидеров-регионов России по объему валового регионального продукта.
Сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute уверен, что конец спроса наступил 15 августа, когда ЦБ повысил ключевую ставку до 12%.
– Рынок очень тонко чувствует настроение, рубль слабеет, деньги обесцениваются. Нет ничего удивительного, что Татарстан как самый мощный регион по производственному потенциалу вышел в лидеры по автокредитованию, – считает аналитик.
Эксперт вспомнил татарскую пословицу – «Акча кадере - беткәч беленер», которая означает: ценность денег станет известна, когда они закончатся. Поэтому россияне стремятся вложить денежные средства, пока они не обесценились.
Переславский уверен, что удорожание автокредитов неизбежно, но спрос до конца года сохранится на высоком уровне, потому как потенциал не безграничный, но он есть. В 2024-м кредиты станут гораздо дороже.
Гендиректор ГК «Далини», депутат Госсовета Татарстана от Партии Роста, председатель регионального отделения Партии Ростасчитает, что продажи машин растут потому, что спрос остается высоким. А при нынешних ценах кредит для большинства жителей - единственная возможность купить автомобиль. И эта тенденция будет только усиливаться.
- В лидеры наша республика вышла потому, что мы, как и Москва, - успешный регион с относительно высоким уровнем жизни. У нас есть работа, минимум безработицы, ситуация стабильная, - перечислил собеседник.
Нигматулин рад за тех, кто успел купить машину в первом полугодии. При сегодняшнем курсе доллара и ключевой ставке Центробанка невыгодно торопиться и такие крупные покупки совершать в кредит, считает он. Тем более сами проценты высокие. По всем прогнозам, машины будут дорожать и дальше. Он привел несколько факторов: курс рубля, повышение утилизационного сбора, будут дорожать импортные материалы, комплектующие, которые не успели локализовать, и дальше сам автомобиль.