В Выборг мы ехали с целью обязательного посещения Монрепо! Тем более, реконструкция, начатая в 2017 году, завершается.
Мы приезжали сюда в 2020, в рамках реконструкции большая часть парка для посещения была закрыта.
Но сейчас, проведены укрепления берегов, восстановление причалов, удаление крупных самосевных деревьев, работы по реконструкции исторического вида некрополя, реставрация исторических построек, мостиков… В общем всё, чтобы сохранить основную ценность этого красивейшего парка – ландшафт и изящные постройки.
Монрепо – пейзажный парк - уникальнейший музей, где главный экспонат Природа! Фактурные гранитные скалы, тенистый сосновый лес, покрытые мхом валуны, романтические дорожки, живописные берега, крышесносные виды на залив...!
А началось всё, когда в 18 веке поэт и писатель Людвиг Генрих фон Николаи купил усадьбу и, очарованный лаконичной красотой северной природы, решил превратить её в английский парк.
Казалось бы – в такой местности трудно сделать что-то интересное. Но архитектору Жозефу Мартинелли и его преемникам удалось невозможное – среди диких камней рассеять жемчужины зодчества, а садовникам - Иоганну Бистерфельду, Вильгельму Риверсу и Карлу Цвергеру – соединить естественные ландшафты с парковой культурой.
В каждом уголке Монрепо мы видим воплощение главной цели Николаи - не подчинить, а вежливо дополнить природу «затеями», тропинками, скамейками, создавая пространство для «фантазии, искусства, чувства».
В советский период в Монрепо сначала организовали санаторий, потом парк культуры и отдыха с типичными аттракционами. Исторические здания и парковый ансамбль постепенно разрушались от времени и действий вандалов.
Статус государственного историко-архитектурного Музея-заповедника парку Монрепо присвоен в 1988 году усилиями академика Лихачева, но на полную реставрацию и реконструкцию финансы нашлись только в 2017.
Мы исследуем самые живописные дорожки скального парка, поднимемся на покрытые мхом валуны, полюбуемся водными пейзажами, вдохнем полной грудью ароматы хвои и подскажем, что не пропустить в этом уникальном парке.
На входе в парк нас встречают отреставрированные
(в 2018 г) готические ворота, которые сами по себе являются визитной карточкой этого парка. Они были установлены в Монрепо в 1830 годах.
Ранее над аркой было помещено изображение фамильного герба баронов Николаи с латинским девизом : «Sustine et abstine», что означает «Выдерживай и воздерживайся».
Неподалёку от входных ворот парка Монрепо – подарок, оставленный ледником, гигантский валун.
С такими валунами –«заносными камнями», коих немало в этих местах, связано немало легенд, обычаев и традиций. На этом каменном исполине когда-то была установлена видовая площадка, деревянный «Китайский зонтик», скамеечки. Вид открывался превосходный.
Оставляем в трещинках валуна монетку - загадываем желание.
Господский дом середины 18 века в 1804 году был перестроен и значительно расширен в стиле позднего Возрождения на небольшом искусственном холме, позволившем выровнять территорию. Главными помещениями стали Белая гостиная, Царская комната с портретами благодетелей и Большая (бальная) зала. Античный портик с четырьмя колоннами появился примерно на 20 лет позднее.
К началу 21 в. дом находился в печальном состоянии после эксплуатации в качестве санатория, многоквартирного дома и длительного полного запустения. Сейчас поставлены новые срубы и кровля, восстанавливаются колонны входной группы.
Домик для прислуги, построенный одновременно с главным корпусом, превратился в библиотеку в середине 19 века. Книги начал собирать Людвиг Николаи. Усилиями его потомков собрание выросло до 9000 экземпляров и было подарено в начале 20 века университету в Хельсинки.
Сейчас во флигеле заканчиваются отделочные работы, восстановлена башенка с флюгером, установлены часы-куранты.
Главный экспонат этого музея - ПРИРОДА!
Разноцветные мостики в форме китайских вееров, ведущие на островки Палатки и Колонны были построены в 1798 году, а снесены в период организации советских развлечений. На рубеже тысячелетий финская ассоциация помощи историческому парку восстановила сооружения по старинным чертежам. Правда, они стали белого цвета. За 20 лет мостики снова пришли в аварийное состояние. Осенью 2021 года их реставрация полностью завершена.
А по мостикам свободно гуляют не только туристы, но и местные утки, абсолютно ручные и дружелюбные.
Движение от одной видовой точки к другой ведёт к состоянию эмоционального заряда и глубокого удовольствия.
Случайно ли был посажен кедр среди обычных елей невдалеке от долины Розенталь, неизвестно. Уже в советское время его выделили искусственно, убрав соседние деревья и лишние ветви, оставив средние, искривленные в форме лиры. Сейчас сибиряку примерно 120 лет.
Старейшая сосна располагается рядом с тропинкой, ведущей от Чайной беседки к Липовой корзинке. Хвойному дереву предположительно 400 лет. Оно является рекордсменом по возрасту не только в парке, но и в Ленинградской области.
Чистейший сосновый воздух, умиротворительные водные пейзажи...
Хозяева и их гости любили кататься на лодках между островами. Пристани сооружались из местного гранита с площадками не только для причала, но и созерцания окрестностей.
Колонна двух императоров в античном стиле - ещё одна достопримечательность. Она посвящена благодетелям семейства Николаи – императорам Павлу I (он даровал основателю рода высокие должности) и Александру I (а он закрепил потомственное владение поместьем). По количеству мха на ней становится ясно, что колонна пережила ни одно десятилетие.
Храм Нептуна. Изначально павильон «под античность» на высоком мысе назывался храмом Благочестия. В нем располагалась статуя римской богини Пиетас. Скульптура Нептуна стояла невдалеке на берегу бухты. Позднее ее перенесли в павильон, постепенно изменилось и его имя.
В советское время от храма Нептуна избавились, как от ненужной идеологической детали. Впервые его восстановили в 1999 году, но в 2011 вандалы совершили поджог. Заново белоснежное сооружение было построено в 2018.
Гуляем по тропе и восхищаемся естественными огромными гранитными валунами, вытянутыми вдоль. Их возраст ученые датируют 2 млрд лет. Покрытые толстым слоем мха древние камни выглядят молчаливыми стражами местности.
Самый крупный остров в личных владениях Людвиг Николаи «населил» героями собственной поэмы. Он сам создал легенду, будто здесь был заточен шведский король Эрик 13, а после смерти его дух остался и по ночам пугает незваных пришельцев.
Позднее сын Людвига Пауль перенес останки родителей с сельского кладбища на остров, создав фамильное кладбище, здесь был похоронен и сам барон Людвиг. Некрополь нескольких поколений Николаи сохранился до наших дней. Рядом располагается небольшая католическая церковь – капелла. Когда-то до острова можно было дойти по мосту, затем воспользоваться переправой. В послевоенное время храм и кладбище пришли в запустение, переправа разрушена. А из-за вандализма (многие любопытные туристы преодолевали водное препятствие в плавь или переходили в брод) мост убрали и теперь островом можно любоваться только издалека.
Еще одно место, мимо которого нельзя пройти мимо - хижина отшельника. Крохотный павильон из тонких березовых бревен по замыслу создателя должен напоминать о бренности бытия. На крыше устроена маленькая башенка. В ней раньше подвешивали небольшой колокольчик.
Рядом расположились такие же деревянные мостики.
Потрясающе красивое дерево и его мощные корни напомнили нам «шагающие» деревья в храме Анкор-Ват в Комбодже
Грот Желаний. Путь из облагороженной части парка в скальную лежит через небольшой узкий каменный грот. Внешне он кажется огромным, но на самом деле его длина составляет пару шагов. По легенде желания, загаданные при его прохождении, сбываются.
Прошли – загадали!
Дальше среди скал, в этой каменной красоте вдруг неожиданно появляется герой эпоса Калевала.
Рядом висит табличка с историей. Статуя рунопевца из эпоса «Калевала» — третья по счету. Сначала ущелье нарекли именем Николая Мирликийского, но до скульптуры великого святого дело не дошло. Его сын в 1831 году заказал монумент Вяйнямёйнена, так как в тот момент финский эпос набирал популярность. Правда «нарядили» памятник почему-то в римские одежды вместо финских.
Через 40 лет статую уничтожили вандалы. В 1873 году семья Николаи заказала новый памятник, уже в традиционном финском наряде и из цинка, а не мрамора. Эта скульптура пострадала в период войны. Сейчас на ее месте – копия, установленная в 2007.
Восходящий, постоянно действующий источник издавна почитался у местных жителей как имеющий лечебную силу. Легенда гласит, что сначала ключ носил имя нимфы Сильмии, а переименован был после постройки павильона в 1820-х годах. Проект выполнил «тот самый» Огюст Монферран. Вода в источнике очень вкусная и по мнению самих владельцев – целебная. Неизменность ее температуры в жару и мороз подтверждена специальными замерами.
Верим, потому, что людей у источника много – пьют, умываются, набирают воду с собой. Долго ждали минутного затишья, чтобы сделать фото.
Край света. Это место названо так не потому что там что-то далёкое или необычное расположено, а потому что тут заканчивается парк и начинается лесной массив.
Здесь экотропы, по которым приятно гулять, любуясь северной природой, задержаться на небольших видовых площадках, наслаждаться видами и чистейшим воздухом, погрузиться в себя и медитировать под шум листвы.
Полное погружение в атмосферу размеренного созерцания, внутреннего размышления и душевного покоя...