Весной приступили к съёмкам съёмкам семейного музыкального фильма в жанре фэнтези. Как организовать весь съёмочный процесс на Северном Кавказе, где найти марсианские пейзажи и чем привлекает советская эстетика, Я рассказал корреспонденту «Победы26».
Пионеры, марсиане, чернокнижник и сова
— «Армариус. Тайна Красной планеты» — ваш первый полнометражный фильм. Как появилась эта идея?
— Идею предложил продюсер Амиран Шошиашвили. Это семейный музыкальный фильм, оригинальное произведение — не экранизация и не ремейк. Препродакшн «Армариуса» занял полтора года, мы почти готовы начать съёмки.
— Можете намекнуть, о чём сюжет?
— История начинается с Якова Брюса — друга Петра Первого, учёного, которого считали чернокнижником. Для него в Москве построили Сухаревскую башню, в которой по преданиям ночами горел неземной свет. Её снесли в советские годы. Интересно, что многие другие исторические постройки в то время взрывали, а эту башню разбирали по кирпичам. Согласно городским легендам, там искали оккультную «Чёрную книгу». Также ходили слухи, что он первым в мире собрал робота — механическую женщину, летом заморозил озеро и катался по нему на коньках, а по его башне летали железные птицы. В общем, Яков Брюс — подходящая личность для приключенческой истории с тайнами и загадками. А ещё наш фильм популяризирует библиотеки — она у нас будет не хуже, чем в «Гарри Поттере», с ручной совой. Павильон для съёмок библиотеки уже построили.
— Кто главные герои будущего фильма?
— Советские ребята — Алиса и Тимур. Им предстоит отправиться на Марс, узнать, как погибла инопланетная цивилизация, а также подарить выжившим инопланетянам надежду на новое начало.
Успех любой хорошей картины держится на трёх китах. В первую очередь, фильм должен быть зрелищным — поэтому нам и нравится голливудская продукция. Второй момент — должен быть смысл, мораль. Возможно, не для всех зрителей, но для меня это важно. Мораль присутствует и в современном кассовом кино — в «Аватаре» и мультфильмах «Диснея». Ну и третий момент — фильм должен быть мотивационным, как спортивная драма. Хорошая работа побуждает к действию, показывает зрителю, что нет лёгких путей, но если упорно трудиться, возможно всё.
— Почему решили снять фильм о советских детях, а не о современных?
— Советская эпоха, на мой взгляд, красочнее и кинематографичнее, чем современность. Даже на современных фотографиях преобладают серые и тёмные тона, а в советский период одевались ярче, промышленный дизайн был интереснее, архитектура выразительнее. Перед художниками фильма стоит задача: собрать лучшее из советской эпохи — костюмы, технику, мебель, машины. А ещё советскую эпоху многие воспринимают как благополучную и в чём-то даже сказочную. Для семейной картины это оптимально — и детям зрелище, и взрослым ностальгия. Наконец, мне не нравится засилье гаджетов в кино. Я хочу снять картину на все времена, без этих «примет времени».
— Марсианские пейзажи будете снимать в павильонах?
— Не только в павильонах. Нашёл потрясающие локации в Дагестане, например. В Пятигорске тоже будет Марс — проведём ночную съёмку на горе Горячей, Алиса споёт дуэтом с марсианским героем на фоне городских огней.
— Правда ли, что фильм собираются показать за рубежом?
— Когда я начал работать над этой картиной, поступили предложения вывести её в международный прокат. Предварительно планируем показать фильм в Египте и Иране.
На съёмки — месяц
— Фильм должен выйти в начале 2024 года. Разве можно снять кино, почти что мюзикл, настолько быстро?
— Съёмки «Армариуса» займут 32 дня. И я не уникален — Ренат Давлетьяров снял «А зори здесь тихие» за 31 день, съёмки «Экипажа» Николая Лебедева заняли около 40 дней. У меня есть опыт съёмки девятиминутного фильма за один съёмочный день и это — при участии 160 человек в кадре в одной из сцен, сцены с лошадьми и маленькими детьми.
— И в чём хитрость?
— Хитрость в том, что самая длительная часть работ — препродакшн, подготовка к съёмкам. Если выполнить её грамотно, остальные этапы пройдут быстро. Нужно время на написание и редактирование сценария, подбор актёров, разработку костюмов, поиск локаций, тестирование оборудования. У нас эта работа заняла почти два года, но иной раз она может растягиваться и на три–четыре года. Сейчас проводим читки, выезжаем на будущие съёмочные площадки, чтобы изучить их — в каких ракурсах выгоднее показать место, нужен ли дополнительный свет, сколько требуется актёров второго плана и массовых сцен на каждую мизансцену. Параллельно композитор работает с оркестром. Современные технологии тоже ускорят процесс — у нас будут стедикамы (переносные системы для стабилизации видеокамеры — Прим. ред.), подвижные камеры, игровой движок с искусственным интеллектом для создания спецэффектов.
— А как решились снимать кино здесь, на Кавказе? Вы ведь немало времени прожили в Москве — разве там не проще жить и работать?
— В Москве мне нравится — там больше театров, музеев, культуры, архитектуры. Больше возможностей, больше знакомств. Но этот бешеный темп — не для жизни, а для выживания. Он убивает творчество. А мы здесь — живём. Мы можем позволить себе поехать, посмотреть какую-нибудь интересную локацию. Мне кажется, стоит брать лучшее от Москвы, Ставрополья и других регионов. Я учился в Москве, в Испании. Но я коренной пятигорчанин, здесь моя родина, здесь близкие мне люди по менталитету.
— Часто слышу, что интересных мест на КМВ не осталось — всё снесли и застроили коробками. Сложно ли было искать локации?
— Когда я вернулся из Москвы и сказал, что буду снимать кино здесь, поначалу даже друзья посмеивались, но поменяли мнение. Кто ищет, всегда найдёт подходящие локации. Помимо нас, сейчас на КМВ работает минимум две съёмочных группы — и это только те, о ком я слышал. И мы не будем мешать друг другу — локаций хватает на всех. Здесь богатейшая история. Надо только смотреть внимательно и под другим углом. И, конечно, нужно популяризировать местные достопримечательности — не только для туристов, но и для жителей.
Интервью получилось большим, читайте продолжение ...
В этом блоге отвечу на главный, часто задаваемый мне вопрос.
— Почему выбрали детское кино?
— Мне нравится этот жанр, и он действительно востребован сейчас. В России долго не выходило хороших произведений для детей. У меня четыре дочки, и они растут на классических американских мультфильмах и советских картинах. Сейчас из России ушли глобальные стриминговые платформы, и это открывает возможность для развития.