Офицер, прошедший Каффу: иностранцев туда не допускали. Он стал первым – русский офицер Александр Ксаверьевич Булатович.
Оставивший свой след в истории российско – эфиопских отношений, автор книги «От Энтото до реки Баро. Отчет о путешествии в Юго-западные области Эфиопской империи», богослов, принявший постриг после бесед с Иоанном Кронштадтским и позднее признанный Святейшим Синодом еретиком, убитый бандитами в 1919 в попытке вступиться за неизвестную женщину, Александр Ксаверьевич Булатович родился 26 сентября 1870 г. в городе Орле, где в то время квартировал 143-й Дорогобужский гусарский полк. Полком командовал отец будущего исследователя: генерал–майор Ксаверий Булатович.
В 1891 г. Александр Булатович окончил Александровский лицей и определился на службу 1 мая того же года в «собственную Его Величества канцелярию по ведомству учреждений Императрицы Марии».
А уже 28 мая 1891г. он зачислен рядовым на правах вольноопределяющегося в лейб-гвардии гусарский полк 2-й кавалерийской дивизии.
***
Первый офицерский чин – корнета – Булатович получает в 1892, через год отправляется в фехтовальную команду при лейб-гвардии конно-гренадерском полку, возвращается в свой полк, где его назначают заведовать полковой учебной командой. Фехтует, натаскивает новобранцев (ага,и за требовательность получает у них прозвище "Мазепа"), участвует в скачках, берет призы...
Пока в 1896 году не начинает интересоваться событиями в далекой Эфиопии. Булатович учит амхарский.
Тогда в России был объявлен сбор средств по подписке - больным и раненым эфиопским солдатам, сражавшимся с итальянцами. Готовилась отправка отряда Красного Креста. Возглавил его генерал–майор Николай Шведов - Булатович вошел в его команду. И, судя по дальнейшим событиям, с весьма широкими полномочиями.
Шла первая итало–эфиопская война. В сражении при Адуа, разгромном для итальянцев, они потеряли до 11 тысяч человек убитыми и раненными, еще три с лишним тысячи были взяты в плен. Потери абиссинцев составили 6 тысяч, при десяти тысячах раненных.
***
В России был организован сбор средств для оказания помощи больным и раненым эфиопским солдатам и послан отряд Красного Креста, о чем было принято решение в марте 1896 г.
Отряду предстоял путь в Эфиопию (Абиссинию), Александр Булатович стремился как можно лучше подготовиться к нему.
«Летом 1896 года мне представился случай предпринять путешествие внутрь Абиссинии. Западные области, куда я направился, были мною выбраны потому, что в этом направлении Эфиопия почти еще совершенно не исследована», — писал он впоследствии.
В том, что со стороны британцев и итальянцев непременно будут чиниться всевозможные препятствия, сомнений не было. Незадолго до этих событий ими был перехвачена направлявшаяся негусу крупная партия винтовок Бердана, отправленная в Абиссинию по линии Военного министерства Российской империи.
Официально назначенный курьером отряда, Булатович занимается разведкой местности. Его посылают впереди миссии, которую, как и ожидалось, задержали итальянцы.
21 апреля 1896 г. (по старому стилю) Булатович выходит из Джибути и отправляется в сторону Абиссинии. Он идет всего с двумя проводниками, небольшим караваном, путь его лежит на Хараре (да, тот самый Харэр), что в пустыне Огаден, выполняя роль разведки.
***
В Харэре Булатович надолго не задерживается: когда в город прибывает отряд Красного Креста, туда же прибывает гонец от негуса: Менелик требует у миссии задержаться в Харере.
Булатович же, наоборот, напутствуемый командующим отрядом Николаем Шведовым, отправляется в путь.
И путь его лежит в Энтото. В его задачи входит убедить Менелика пропустить отряд как можно быстрее: впереди – сезон дождей, и никакие путешествия будут невозможны. И провести разведку.
Небольшим караваном, с семью погонщиками, Булатович пускается в путь к столице.
И… попадает в руки одной из многочисленных разбойничьих шаек грабителей караванов – представителей одного из данакильских племен.
Его обирают до нитки, но оставляют в живых. Пеших (мулов отобрали разбойники) голодных скитальцев среди эфиопской пустыни встречает… бывший лейб–гвардеец, приписанный в звании есаула к 1-му Уманскому казачьему полку Кубанского казачьего войска, исследователь и по совместительству советник негуса Абиссинии Николай Леонтьев (https://t.me/ugol_naklona/218).
Продолжение следует.
Подробнее, и вообще - много интересного: https://t.me/ugol_naklona