Галилея, Самария, Иерусалим
6
Самария
Севастия и Наблус (Сихем)
После посещения основных святынь Галилеи, реки Иордан и горы Фавор наш путь лежал в Самарию.
В Евангелии от Иоанна сообщается о беседе Спасителя с самарянкой. Это один из ключевых моментов Нового Завета, когда Господь свою проповедь обращает к ненавистным для иудеев полуязычникам самарянам. Иисус Христос дает понять апостолам, что наступает время, когда Слово Божие должны услышать и другие народы. До этого Спаситель говорил своим ученикам, что Он послан только к погибающим овцам дома Израилева.
Если Галилея большей частью напоминает зеленеющий оазис, то на просторах Самарии уже чувствуется приближение Иудейской пустыни. Цвет окружающей местности все больше приобретает серо-коричневые оттенки, среди деревьев и растений встречаются некоторые виды кактусов. Однако эта область все равно считается одной из самых плодородных в Израиле. Названа она по главному городу Израильского Ветхозаветного царства. Расположена между Иудеей и Галилеей на территории современной Палестинской Автономии. В путеводителях и паломнических проспектах сообщается о ее границах: с востока - река Иордан, с севера - горы Гильбоа, выступы Изреельской долины, с юга - Иудейские горы, с запада - область Шарон. Территория Самарии состоит в основном из гор и холмов. Площадь -2250 км2. Протяженность с севера на юг - 50 км, с запада на восток - 40 км.
Самария неоднократно упоминается в Библии. Так, в Третьей книге Царств говорится о капищах на высотах в городах самарийских (3 Цар. 13: 32). В этих местах звучала ревностная обличительная проповедь пророка Божия Илии во время царствования нечестивого царя Ахава, когда небо было затворено на три года и шесть месяцев. Древнееврейское государство было тогда разделено на два царства: Иудейское и Израильское. Последнее отошло от веры в единого Бога и приняло языческое нечестие.
После захвата Самарии ассирийцами в 722 г. до н. э. израильтяне в основном были изгнаны из этой области и на их место поселены различные языческие племена (4 Цар. 17: 24-41), от смешения которых с оставшимися коренными жителями и произошли самаряне и самарянская секта.
Главные города древней Самарии - непосредственно город Самария и Сихем (в современной арабской транскрипции Наблус).
Город Самария был построен на холме, который стратегически господствовал над местностью и перекрестком главных дорог, ведущих в Сихем, на Иордан, Изреельскую долину, Иерусалим. Основан Амврием, израильским царем, в 876 г. до Р.Х. (3 Цар. 16:24) и значительно перестроен при его сыне Ахаве. Самария являлась столицей северного Израильского царства до 722 г. до н. э., затем последовательно завоевывалась ассирийцами, вавилонянами, персами, греками, римлянами. Император Август подарил Самарию Ироду Великому, который перестроил город в римском стиле и назвал его Севастией. Произошло это в 30 г. до Р.Х. (Себастус - греческий вариант имени Август). При разных завоевателях здесь находились резиденции правителей этой области. В византийское время Севастия была одним из главных христианских центров на Святой Земле и имела епископскую кафедру. Город сильно пострадал от арабских завоевателей в VII-X вв. В XII в. после завоевания Палестины крестоносцами был заново отстроен. С падением королевства крестоносцев и их уходом постепенно превратился в небольшую деревушку.
В настоящее время развалины древнего города находятся примерно в 10-15 км к северо-востоку от Наблуса, у арабской деревни Севастия или Себастия. Паломнический маршрут по Самарии обычно начинается возле остатков массивных колонн бывшего дворца Ирода Великого. К сожалению, там нет ни памятных табличек, ни красочных стендов, указывающих на историческое значение этого места. Поэтому ориентироваться приходится только по паломническим проспектам, где приводится порой довольно противоречивая информация. По соседству находится небольшой одноэтажный скромный магазинчик, в котором араб-торговец предлагает приезжающим различные сувениры, связанные с жизнью Иоанна Крестителя.
От бывшего дворца дорога ведет в гору. Поднявшись по ней, можно увидеть руины храма, амфитеатра, башен и ипподрома. Храм XII в. был построен на развалинах церкви V в., сооруженной над темницей Иоанна Крестителя. Не исключено также, что упомянутая темница являлась первоначальной усыпальницей останков последнего пророка Ветхого Завета.
В Себастию на погребение перенесли ученики Христовы тело Иоанна Крестителя, казненного по приказу Ирода Антипы в крепости Махерон на восточном берегу Иордана, на Моавитском нагорье неподалеку от Мертвого моря. В этой неприступной крепости царь праздновал тот роковой день своего рождения, когда дочь Иродиады по наущению своей матери повелела принести на блюде голову Иоанна Крестителя. Об этом, в частности, повествует древнееврейский историк Иосиф Флавий.
В то же время в паломническом проспекте, посвященном 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, перед фотографией восточной части дворца Ирода в Севастии приводится информация о том, что именно здесь танцевала дочь Иродиады перед четвертовластником Иродом Антипой (стр. 122). Помещена также иллюстрация иконы «Усекновение главы Иоанна Крестителя» XVIII в. из Московского Свято-Данилова монастыря. К фотоиллюстрации дан текст: «Пир у Ирода Антипы в Севастии». На стр. 69 - фотография западного портала византийской церкви Св. Иоанна Предтечи в Самарии и к ней подпись, что под алтарем церкви находилась темница, где томился в узах св. Предтеча Господень Иоанн.
Видимо, в российской церковной исторической традиции имела место вышеприведенная трактовка событий, связанных со смертью великого пророка и сродника Господня Иоанна. Почему сложились такие расхождения в описании вышеназванных событий, ответить затруднительно.
Продолжение следует.