В многостолетней истории луддизма обнаружилось новое поветрие, вот свежий фактик - группа британских активистов движения "Tyre Extinguishers" нанесла очередной удар. Пострадало порядка 60 автомобилей.
"Огнетушители для шин" действительно специализируются на автомобильных покрышках, причем в качестве жертв выбирают исключительно большие внедорожники, что хорошо видно даже по их логотипу (фото вверху). Кредо изложено на домашней странице:
Мы, люди из всех слоев общества, объединились с одной целью: сделать невозможным владение огромным, загрязняющим окружающую среду автомобилем 4x4 в городских районах мира. Мы защищаем себя от изменения климата, загрязнения воздуха и небезопасных водителей.
Поводом к описанной в начале акции послужила недавняя трагедия в Уимблдоне, где жертвами ДТП с участием "Ленд Ровера" стали стали две девушки.
Британия здесь не одинока, "Tyre Extinguishers" действует не только там. В июле временно обездвиженными остались 70 авто в итальянском Турине, ранее 43 внедорожника со спущенными шинами порадовали владельцев в Бостоне (фото внизу) - хорошо еще, что местные активисты не вспомнили традиции "бостонского чаепития" и не сыпанули в горловины баков заварки, а то и сахарку (в последнем случае двигателю и вовсе бы не поздоровилось).
Объективности ради следует отметить, что "шинные огнетушители" щадят гибридные и электромобили, а также транспортные средства с маркировкой для инвалидов, причем проводят свои "специальные операции" чаще всего в пределах городской черты. Да и в большинстве случаев просто спускают из покрышек воздух, не нанося физического урона самой технике. Правда, не всегда.
На нижнем фото - сюжетик уже из канадской провинции Онтарио.
Надо сказать, что в отличие от классического прокола в области протектора подобный вариант бокового пореза для шины означает летальный исход. А стоит покрышка внедорожника изрядно дороже, чем у малохольных моноприводных "пузотерок" (это такое пренебрежительное определение обычных легковых автомобилей в устах владельцев "джипов").
А теперь, товарищи, перейдем от общественно-резонансной к технической стороне вопроса.
В общем и целом активисты "Tyre Extinguishers" формально правы - тяжелый рамный внедорожник машинка, мягко говоря, не городская. И места много занимает, и топливо жрет от пуза даже на холостом ходу, заодно выбрасывая больше выхлопных газов - все-таки шесть и тем более восемь цилиндров многолитрового двигателя это не наиболее распространенные четыре "горшка" легковушек, причем разница особенно заметна именно в городском режиме движения с пробками и прочими прелестями. Ну и проблема парковок, конечно...
Но пойдем по порядку, причем перемешаем зарубежные и отечественные реалии. У нас, понятно, не Турин и даже не Уимблдон, но с городами Онтарио уже можно сравнивать.
Во-первых, многие бывшие жители мегаполисов и просто полисов, продолжая здесь работать, с ростом благосостояния перебрались на ПМЖ за город и ежедневно путешествуют туда-обратно. Причем выбраться утречком с занесенного снегом участка, затем по такому же занесенному внутриквартальному проезду добраться до расчищенной дороги на обычной легковушке не всегда получится. Ну, не забудем еще и активный образ жизни - охоту, рыбалку, просто регулярные путешествия по условно проезжим местам.
А содержать две разные по назначению машины (на одного пользователя), по опыту, не очень здорово. Нет, не подумайте чего - не было у меня комплекта "Ламборгини" плюс "Рэйндж Ровер", максимум седаны среднего/бизнес-класса плюс сначала экспедиционник на базе ульяновской "буханки", а потом поочередно "Нивы", коротыш и пятидверка. Дело не пошло. Хотя кому как...
Во-вторых, "повышенная опасность" внедорожников для пешеходов или других моторизованных участников дорожного движения хоть и действительно имеет место быть, однако по логике тогда следовало бы убрать с городских улиц грузовики, включая "Газели" и их зарубежные аналоги, а уж про бешеные маршрутки и говорить нечего.
Конечно, в противостоянии "джип vs легковушка" перевес будет в пользу первого, но, например, при лобовом столкновении с серьезным препятствием рамный автомобиль не всегда есть хорошо уже для в нем сидящих (разъяснять ничего не буду - тут голая физика и особенности компоновки авто, но это факт), хотя есть надежда на многочисленные подушки безопасности, коими укомплектованы дорогие машины.
Немного подниму настроение наблюдением по теме. Когда у "конторы" крадучись припарковался здоровенный QX56, сначала даже обалдел, не увидев никого за рулем. Однако приглядевшись заметил едва выглядывающие из-за приборной панели два "хвостика", между ними челку и лобик, а ниже - вытаращенные глаза с плещущимся там ужасом (ну, не как на фото, конечно, но не намного отличалось).
Нет, могу понять человека, подарившего девчушке такую машину - действительно, там она будет куда более защищена от невзгод наших дорог и улиц. Единственное, даже солидного диапазона регулировок не хватило водителю категории "метр с кепкой": сидушку повыше поднимешь - ножки до педалей (тоже регулируемых, кстати) перестают доставать, видимо, так все и выглядело. Судя по всему, девушка прекрасно осознавала ситуацию, ездила наверняка аккуратно - не видно же ни черта, что там впереди делается! - но все равно оставалась "источником повышенной опасности".
В-третьих, и в заключение, об экологии - мы же помним, что ребята из "Tyre Extinguishers" не трогают электромобили и гибриды. Здесь, на мой взгляд, налицо "errare humanum est". Ладно, не будем ерничать насчет прекраснодушных "зеленых", искренне считающих, что электричество берется из розетки, а ветряки заменят традиционные источники энергии, что редкоземельные элементы, без которых не сварганишь аккумулятор, добываются не каторжным трудом в других странах (главное, чтобы из окошка в каком-нибудь Антверпене этого не было видно) и там же перерабатываются на "грязных" производствах. Хотя чуть-чуть перчика подпустим:
Кто бы спорил, электромобили для потребителя, особенно из стран "золотого миллиарда", действительно замечательный продукт, чистый, "толерантный" и вообще :)). Откуда берутся самые гаденькие их компоненты и куда потом, отработав свое, деваются - не барское это дело, пока есть кому подыхать за счастье избранной части человечества, главное, чтобы "не в нашем районе" (почти по "Кавказской пленнице"). Да и впрямь, черт бы с ними, чай, вместе детей не крестить.
Тут другое. Кто считал, во что обходится населению планеты производство и утилизация современных авто? Не мною замечено, хотя и мною тоже, машины становятся все более "одноразовыми", "быстрорастворимыми", так сказать :)). Смотришь сейчас на бодренько катящийся по дороге тридцатилетний "Пассат" и понимаешь, то, на что сейчас мы пересаживаемся, столько не проживет однозначно. И полстолько. Значит, надо убеждать покупателей почаще менять автомобили (до того, как они развалятся), желательно в кредит, дабы поддержать самую важную отрасль - банкинг.
Огромные рамные внедорожники и вовсе имеют колоссальный по нынешним меркам ресурс, переходя уже в виде "сэконд хэнд" от владельца к владельцу. Кроме того, изначально заточены под сравнительно низкосортные сорта топлива, да и моторного масла. Точнее, были заточены.
Буквально в последние несколько лет на смену классическим V8 массово приходят "даунсайзинговые" (уменьшенного объема) турбированные шестицилиндровые двигатели GDI или с комбинированным впрыском. Требования к топливу/маслу да и тем же свечам зажигания здесь совсем иные, цены тоже, причем использование "неправильных" расходников и компонентов приведет агрегат в плачевное состояние. Обслуживание и ремонт также крайне усложнены, а в некоторых случаях и вовсе невозможны. Но и это не все: почти все нынешние "танки во фраках" имеют гибридную версию, а для некоторых (та же "Секвойя" последнего поколения) именно она является основной и единственной.
А значит, будут рады все - более-менее состоятельные покупатели, каждые пару-тройку лет приобретающие новое авто, производители (ну, понятно), банкиры (тоже без вопросов), экологи (как же, новые "зеленые" технологии)... Сколько ресурсов тратится и будет потрачено на обновление стремительно устаревающего и выходящего из строя автопарка - никому не интересно. И еще вопрос: шины-то резать некому, точнее, нечему будет или все же, плюнув на некоторые заморочки, энтузиасты возьмутся уже за электромобили, главное, чтобы они были большие? Может, как раз в размере все и дело.
P.S. В одном вынужден согласиться с "Tyre Extinguishers": почти никогда не съезжающий с асфальта "Большой Черный Жып" (это автомем такой) в городе скорее по части не необходимости, а банальных понтов. Да и, откровенно, с возрастом все меньше задумываешься о приключениях и странствиях по бездорожью, вспоминаешь, когда последний раз переходил на пониженный ряд передач и включал блокировки, и понимаешь - для абсолютного большинства целей и задач вполне достаточно среднеразмерного кроссовера, не всякого, увы, но выбор здесь весьма обширный. Покупка такого, и эксплуатация, и обслуживание обойдутся намного дешевле. И шины никто резать не будет, опять же...