Театр на уроках литературы: 10 шагов к постановке спектакля

210 прочитали

Шаг первый: Знакомство с произведением

Для понимания пьесы, ее темы и проблематики, школьникам необходим контекст. Поэтому начинаем знакомство с изучения биографии писателя, его эпохи и окружения. Узнаем историю написания произведения и только после этого начинаем читать.

Шаг второй: Читка пьесы

По ходу чтения отмечаем композиционные части, следим за развитием сюжета, акцентируем внимание на характерных чертах действующих лиц (ребята приглядываются к героям, думают, кого бы им хотелось сыграть).

После прочтения мы уже можем обсудить поднятые в пьесе проблемы, обозначить конфликты произведения. Ну и наметить, как адаптировать пьесу для постановки именно нашим коллективом.

 Шаг первый: Знакомство с произведением Для понимания пьесы, ее темы и проблематики, школьникам необходим контекст. Поэтому начинаем знакомство с изучения биографии писателя, его эпохи и окружения.

Шаг третий: Редактирование сценария

Самый сложный: требует концентрации, умения работать с текстом. Обычно в сценарную группу мы выбираем самых ответственных, читающих учеников и даем им достаточно времени, чтобы поработать над пьесой (сократить, отредактировать некоторые сцены). Если времени в обрез, за дело берется педагог.

Шаг четвертый: Распределение ролей

Как правило, к этому моменту вопрос о том, кто кого играет, уже решается сам собой. Но бывает, что возникают споры. Особенно между девочками: каждая хочет, чтобы самая эффектная и красивая героиня досталась ей, чтобы шикарный костюм был именно у нее. Вот тут педагогу приходится применять различные способы убеждения, объяснять, показывать выигрышные стороны роли, пока согласие не будет достигнуто. Главная задача на данном этапе, чтобы каждый ученик как минимум заинтересовался своим персонажем, и уже с воодушевлением приступал к работе над ролью.

Шаг пятый: Работа над ролью

Здесь перед ребятами встает целый ряд вопросов:

- Кто мой персонаж? Каковы его мысли, стремления?

- Какую роль он играет в развитии сюжета?

- Как к нему относится автор? Как к нему отношусь я?

- Какие жесты, мимика и голос должны быть у персонажа?

С каждым артистом мы прорабатываем эти вопросы, и только после этого задаемся следующим: как будет выглядеть персонаж?

Шаг шестой: Подготовка костюмов

На этом этапе мы вновь вспоминаем про эпоху, но теперь не с исторической точки зрения, а с точки зрения моды. Ответственными за костюмы лучше назначить группу активных девочек: они с удовольствием изучат "что же тогда носили", подготовят эскизы, перероют костюмерную (если таковая имеется в школе) и собственные гардеробы, и к назначенному сроку у вас будет достаточный выбор нарядов.

Кстати, чем больше самостоятельности предоставить ребятам, тем сильнее они вовлекаются в процесс и ответственнее относятся к своим обязанностям в постановке спектакля.

Остаются финальные штрихи: придать костюмам характерные черты героев. Тут мы выслушиваем самих актеров, какими они представляют своих персонажей, ну и, обсудив внесенные предложения, дорабатываем образы.

Шаг седьмой: Декорации

Самое главное - четко представить, какой будет картинка нашего спектакля и составить список необходимых декораций и реквизита (для этого крайне необходим педагог). Дальнейшую же работу вполне можно поручить ребятам, и только подсказывать, поправлять по мере необходимости.

Шаг восьмой: Музыкальное оформление

Чаще всего этот шаг целиком и полностью ложится на педагога. Подобрать подходящую мелодию под каждую сцену, обрезать, склеить, вырезать слова - все эти манипуляции нужно успеть выполнить до начала репетиций, чтобы ребята сразу привыкали выходить под музыку, вовремя замолкать, и держать паузы.

Будет ошибкой посчитать музыкальный фон лишней заморочкой. Именно он задает тон спектаклю, помогает зрителю, да и самим актерам почувствовать настроение пьесы.

Шаг девятый: Репетиции

И вот, подготовительный период завершен, мы подходим к самому важному этапу - репетиции. Это будет настоящее испытание для педагога, ведь именно ему придется по крупицам выстраивать атмосферу, комфортную для всех участников процесса. Атмосферу, в которой творческий потенциал ребят не будет задыхаться, но наоборот, раскроется во всю. Атмосферу взаимной поддержки и доверия.

Как это сделать? Во-первых, дать почувствовать ученикам, что сейчас вы "играете на одной стороне", вы команда, и учитель в ней не диктатор, а капитан. Во-вторых, не отбрасывать с ходу предложения ребят, какими бы нелепыми они ни казались. Обязательно обсудить, объяснить, что и почему не подходит, предложить доработать идею, если в ней есть зерно. В-третьих, не забываем поддерживать юных театральных деятелей! Они прошли столько этапов, проделали огромный объем работы. Впереди выступление, и напряжение нарастает. Юмором и пониманием приводим ребят в чувство, отмечаем их сильные стороны, хвалим за достигнутые результаты.

И вот с эмоционально заряженными детьми и хорошо отработанным материалом мы приближаемся к самому важному шагу.

Шаг десятый: Выступление

Пришло время собирать камни. Чем больше гостей собирается в зале, тем напряженнее атмосфера за кулисами. Поддержать ребят, вселить в них уверенность — первостепенная задача педагога на данном этапе. В последний момент бесполезно заниматься «улучшением» постановки, просто верьте в своих учеников, и даже если спектакль пройдет не идеально, в каждом маленьком сердечке останется неизгладимый след от чудесно проведенного вместе времени, от творческого процесса, который сплотил целый класс!