Найти тему
ИсторияДляВсех

Операция «Хаски» и освобождение Сицилии (9 июля – 17 августа 1943 г.)

                        Британские войска на сицилийском побережье (10 июля 1943 г.)
Британские войска на сицилийском побережье (10 июля 1943 г.)

17 августа 1943 года, ровно 80 лет назад, войска США вошли в город Мессина, завершив освобождение острова Сицилия. Эти события ознаменовали окончание крупной операции англо-американских войск против сил фашистской Италии и нацистской Германии, операции под кодовым названием «Хаски». Сегодня мы поговорим о предпосылках, ходе и итогах Сицилийской операции союзников СССР по Антигитлеровской коалиции.

Предпосылки Сицилийской операции и планы сторон

После завершения Тунисской операции и освобождения Северной Африки от сил Третьего рейха, положение стран «Оси» на Средиземноморском театре военных действий значительно осложнилось. Вынужденная держать войска на Балканах, фашистская Италия оказалась теперь перед перспективой вторжения союзников на свою территорию. Ведущая военные действия с 1935 года итальянская армия неоднократно за это время сталкивалась с болезненными поражениями на разных театрах, не раз вынуждена была запрашивать помощь Германии (ярчайшим примером чего явилось прибытие в феврале 1941 года в Северную Африку корпуса Эрвина Роммеля). Экономическое и морально-политическое положение фашистской Италии неуклонно ухудшалось: дух итальянской армии был низок, а народ и часть правящего класса всё более разочаровывались в диктатуре Б. Муссолини. Сам дуче оказался перед дилеммой: опасаясь англо-американского вторжения, он, в то же время не спешил просить у А. Гитлера новые подкрепления, чтобы не впасть в ещё более унизительную зависимость от Германии. Оборона трёх регионов Средиземноморского театра была для итальянского командования¸ таким образом, важнейшей задачей: Балканы, юг Италии и группа островов рядом с Апеннинами (прежде всего Сицилия и Сардиния), очевидно, требовали подкреплений.

Потеря Африки и угроза итальянским владениям создавала огромные проблемы, прежде всего, для нацистской Германии. Очевидно, что ввиду низкой боеспособности итальянской армии, командованию вермахта необходимо было усилить своё военное присутствие на Апеннинском полуострове и Сицилии. А для этого необходимо было снять дивизии с западных границ Германии, либо с Восточного фронта. Снятие дивизий с советско-германского театра было исключено ввиду его первостепенной значимости, что Гитлер подтвердил ещё в мае, когда зашла речь о подкреплениях для греческого фронта. Тогда фюрер заявил, что готов перебрасывать дивизии «только с Запада. Я в настоящий момент не беспокоюсь о том, что там может что-нибудь случиться». Подобной позиции Гитлер придерживался и в вопросе обороны Италии накануне и в начале высадки союзников на Сицилии.

-2

Таким образом, военно-политическая и стратегическая ситуация на Средиземноморском театре благоприятствовала силам Великобритании и США в июле 1943 года. Предшествующая победа в Северной Африке позволила союзникам расширить транспортные коммуникации в регионе за счёт баз в Гибралтаре, Тунисе, Египте и на ряде островов Средиземного моря. Победа над Италией дала бы Антигитлеровской коалиции господство на Средиземном море и позволила бы «вывести из игры» ключевого союзника Третьего рейха. Принявший на себя основное бремя войны с фашизмом Советский Союз в этом случае получал бы поддержку через ослабление Германии на других театрах. Однако у У. Черчилля были и иные, сугубо прагматические расчёты: контроль над Италией позволил бы англичанам высадиться на Балканах и начать наступление в Восточную Европу и центральную Германию, не позволив, таким образом, СССР усилить своё влияние в этих регионах.

В то же время, открытие военных действий против Италии регулярно преподносилось дипломатией Великобритании как тот самый, давно ожидаемый советской стороной Второй фронт. Однако с самого начала войны И.В. Сталин давал понять, что видит перспективы открытия реального Второго фронта только во Франции. Сицилийская операция одобрялась советской стороной, однако в её процессе и после неё Сталин не забывал напоминать Черчиллю, что СССР не может быть в ней «сторонним наблюдателем» и должен также формировать условия капитуляции Италии, а сама операция не равна открытию Второго фронта.

Проработав три варианта высадки десанта союзников (в Греции, на Сардинии и на Сицилии), англо-американское командование остановилось на последнем варианте, как обеспечивающем наилучшее условия для будущей высадки уже непосредственно на Апеннинском полуострове. Силы Великобритании и США составляли около 470 000 человек личного состава, 600 танков, 4900 самолётов, 1800 орудий. В распоряжении Италии и Германии находилось около 350 000 человек, 260 танков и 1400 самолётов.

Ход операции «Хаски»

Высадка на Сицилию началась 9 июля 1943 года. Операции, получившей кодовое название «Хаски», предшествовал подготовительный этап: в течение мая-июня военно-воздушные силы союзников осуществляли активную бомбардировку промышленных объектов и коммуникаций противника на Сардинии, Сицилии и юге Апеннин. К 9 июля острова Мальта, Лампедуза и Пантеллерия стали одними из основных плацдармов для десантных сил Великобритании и США. Там, а также в Северной Африке находились порты и аэродромы, готовые отправить конвои, самолёты и десант на побережье Сицилии.

                        Карта-схема Сицилийской операции (9 июля – 17 августа 1943 г.)
Карта-схема Сицилийской операции (9 июля – 17 августа 1943 г.)

Ночью 10 июля, при мощной поддержке авиации и корабельной артиллерии, началась высадка на Сицилию десанта США и Великобритании. Общее командование операцией «Хаски» осуществлял возглавлявший военные силы союзников Дуайт Эйзенхауэр (1890-1969 гг.), за координацию англо-американских войск отвечал его заместитель британский генерал Гарольд Александер (1891-1969 гг.). В его подчинении была объединённая 15-я группа армий союзников, в которую входили 8-я британская армия Бернарда Монтгомери (1887-1976 гг.) и 7-я американская армия Джорджа Паттона (1885-1945 гг.). Итальянскими силами на острове руководил Альфредо Гуццони (1877-1965 гг.), а войска вермахта были под началом Альберта Кессельринга (1885-1960 гг.), главнокомандующего немецкими войсками Юго-Запада (Средиземноморье –Италия).

Бернард Лоу Монтгомери (1887-1976 гг.), британский военачальник, командующий 8-й британской армией во время Сицилийской операции
Бернард Лоу Монтгомери (1887-1976 гг.), британский военачальник, командующий 8-й британской армией во время Сицилийской операции

Уже в начале боевых действий союзникам сопутствовал успех. Итальянские солдаты массово сдавались в плен, а превосходство англо-американских сил в авиации и артиллерии было значительным. Нежелание солдат воевать за фашистский режим хорошо охарактеризовал один из лидеров итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти (1893-1964 гг.): «Итальянская армия, убежденная в том, что она сражается ради чуждых ей интересов, ради того, чтобы лишь на некоторое время продлить существование фашистского правительства, так как в победу никто уже не верил, подняла настоящий бунт. Целые части сдавались в плен, переходили на сторону союзников, убивали немецких офицеров, которым были подчинены». Американцы продвигались на северо-запад острова, британцы – на северо-восток. Первой неудачей стала новая высадка десанта 12 июля, когда союзники случайно нанесли огонь по своим, сбив 23 самолёта. А 13 июля ожесточённое сопротивление 8-й армии Монтгомери оказал 14-й танковый корпус вермахта под началом Ганса-Валентина Хубе, который, по сути, командовал всеми немецкими сухопутными силами на острове. В составе данного корпуса была, в том числе, танковая дивизия СС «Герман Геринг», и именно её действия приостановили наступление британцев. Итало-немецкое командование придерживалось избранной до начала операции тактики: наносить контрудары по союзникам с целью «сбросить в море» англо-американские силы. Однако войскам вермахта не удалось осуществить этот замысел: уже 14 июля союзные войска возобновили наступление.

Отступая на север, итало-немецкие силы, тем не менее, успешно сужали фронт обороны и пользовались преимуществами гористой местности. 20 июля Александер приказал Паттону поворачивать на восток, чтобы начать координированное с Монтгомери наступление на Мессину. Кроме того, на первом, июльском этапе операции, крупным успехом союзников было взятие Палермо на северо-западе острова.

                         Расположение войск накануне наступления союзников на Мессину
Расположение войск накануне наступления союзников на Мессину

Сопротивление вермахта вынудило, однако, союзников временно остановить наступление в начале 20-х чисел июля. Политические же события разворачивались совсем не в пользу стран «Оси». 25 июля Большой фашистский совет отстранил Муссолини от власти, новым главой правительства стал маршал П. Бадольо (1871-1956 гг.), который формально сохранил союзнические отношения с Германией, но фактически начал переговоры о перемирии с Великобританией и США. Падение дуче стало ударом для Гитлера, и на следующий же день он впервые потребовал у командующего группой армий «Центр» Гюнтера фон Клюге отдать несколько восточных дивизий для обороны Италии, на что получил категорический отказ фельдмаршала. «Я не могу отдать свои войска. – стоял на своём фон Клюге - Это исключено… Я обращаю внимание на то, что в данный момент я не в состоянии снять с фронта ни одного соединения. Это совершенно исключено в настоящий момент».

Джордж Смит Паттон (1885-1945 гг.), американский военачальник, командующий 7-й американской армией во время Сицилийской операции
Джордж Смит Паттон (1885-1945 гг.), американский военачальник, командующий 7-й американской армией во время Сицилийской операции

4 августа союзники приступили к финальной части операции, пойдя на прорыв немецкой обороны. 6 августа британские силы взяли Катанью, а 14 августа 7-я армия Паттона с левого фланга обошла гору Этна и заняла её. Путь на Мессину был открыт: 17 августа американские войска вошли в город. Операция «Хаски» завершилась освобождением Сицилии.

                                   Американские войска в Мессине. 17 августа 1943 г.
Американские войска в Мессине. 17 августа 1943 г.

Итоги Сицилийской операции

Причины успеха англо-американских сил заключались в следующем:

а) низкая боеспособность и моральный дух итальянских войск, мечтавших об окончании войны;

б) недостаточность немецких сил и невозможность их пополнения из-за занятости на других театрах (прежде всего, советско-германском);

в) выгодное стратегическое положение англо-американских баз.

-8

Вместе с тем, союзное командование не воспользовалось всеми преимуществами своего положения. Вяло действуя в последнюю неделю июля и в самом начале августа, союзники фактически позволили немцам эвакуировать значительную часть немецких сил в Калабрию (а это около 50 тыс. солдат и офицеров). На ход же военных действий на Восточном фронте операция «Хаски» не оказала существенного влияния: неудача немецкой операции «Цитадель» объяснялась мужеством и героизмом Красной Армии на Курской дуге, а также военным искусством, проявленным советским командованием, то есть отнюдь не успехами союзников на Сицилии.

                                    Б. Монтгомери и Дж. Паттон в Палермо (28 июля 1943)
Б. Монтгомери и Дж. Паттон в Палермо (28 июля 1943)

Тем не менее, Сицилийская операция имела важное значение для хода Второй мировой войны:

1) Остров был очищен от крупной группировки итало-немецких войск.

2) Был обеспечен фактический крах фашистского режима в Италии: выход основного союзника Германии из войны становился вопросом времени.

3) Англо-американские силы открыли путь к завоеванию господства на Средиземном море и к высадке в самой Италии для её окончательного освобождения от немецких оккупантов.

Коренной перелом во Второй мировой войне, завершавшийся в эти дни усилиями СССР на Курской дуге, всё более захватывал другие театры военных действий, в числе которых – Средиземноморский.

Кроме того, Сицилийская операция стала не только важнейшим шагом к победе над итальянским фашизмом, но и серьёзным опытом крупной десантной операции, который позднее будет использован во время высадки в Нормандии (операция «Оверлорд»). Потеряв главного союзника и всё более оголяя западные границы, Третий рейх, хребет которого был сломан Красной армией под Сталинградом и Курском, ещё больше приблизился к своему военному и историческому краху.