Учение Будды говорит, что человек должен стремиться к Нирване, или Угашению. Также Нирваной можно назвать процесс угасания, которым был земной путь Учителя после достижения Пробуждения — Бодхи. Угашение в буддизме является единственным способом прекращения страданий.
Ни для кого не секрет, что удовольствия в жизни временны, они занимают лишь часть жизни и не могут продолжаться постоянно. Когда удовольствие проходит, к нам приходит страдание перемен — то, что нравится, приносит отложенные страдания тогда, когда заканчивается. В связи с этим есть путь раскачивания лодки впечатлений, когда за бо́льшим пиком удовольствия будет бо́льший психологический откат, и есть путь угашения колебаний, завещанный Буддой Гаутамой.
Путь буддиста называется Срединным, или Восьмеричным. Начнём разбор с понятия Срединности.
В жизненных ситуациях, в мыслях, в ответах на свои и чужие вопросы буддист должен придерживаться середины, пути наименьшего сопротивления. Так, если буддистом становится мать двоих детей и семьянинка, карма её такова, что она должна продолжить поддерживать семью. Уход её в монахини обрёк бы других людей на страдания, а этого буддист должен избегать всеми силами.
В то же время, есть индийское понимание смысла жизни человека в разном возрасте. В детстве и юности мирянин должен учиться, в зрелости — работать, создавать семью, поднимать хозяйство. В преклонном же возрасте многие индийцы уходят отшельниками в лес, то есть у них хватает времени за жизнь и на мирское поприще, и на духовное.
Таким образом, Срединный путь — это путь принятия реальности и игры на её условиях. Вы разгребаете ту судьбу, которую создали, постепенно пробираясь к духовному началу. Согласно буддизму, в духовных начинаниях важна плавность действий и мыслей.
Теперь разберём, почему этот путь называют Восьмеричным. На символе буддизма, Колесе Дхармы, восемь спиц колеса означают восемь принципов, которые буддист должен применять в своей жизни, восемь благих начинаний:
☸️ Правильное воззрение — осознание Четырёх Благородных Истин и правоты Учения, его универсальной применимости;
☸️ Правильное намерение: для буддиста Тхеравады — твёрдый настрой освободиться, для буддиста Махаяны — твёрдый настрой освободить все живые существа через любовь к ним;
☸️ Правильная речь — воздержание от лжи, сеющих распри слов, грубости и пустословия. В идеале каждая речь буддиста должна содержать в себе проповедь Учения — так вы держите себя и окружающих людей в максимальном приближении к Истине.
☸️ Правильное поведение — воздержание от убийства, воровства, супружеской неверности.
☸️ Правильный образ жизни — в профессиональной деятельности не вредить другим живым существам. Среди прочего — не заготавливать мясо, не торговать оружием и наркотиками. Также эта спица говорит об отказе от роскоши.
☸️ Правильное усилие обращено к возникновению невозникших и поддержанию возникших благостных состояний ума, а также к невозникновению невозникших и угашению возникших неблагостных состояний ума. Гигиена сознания.
☸️ Правильное памятование — техника непрерывной осознанности. Вы должны в каждый момент времени чётко осознавать, где вы и чем заняты. Это помогает запоминать многие вещи, которые раньше проскальзывали мимо памяти, потому что вы делали их «на автомате».
☸️ Правильное сосредоточение — практика дхьяны, дзена, или созерцания. Глубокая медитация, дающая духовные плоды для практикующих. Одно из крайне приятных духовных переживаний.
Все восемь спиц являются одинаково важными для практики, их претворяют в жизнь все вместе. Спицы дополняют друг друга, давая полную систему нравственности и направляя человека на Срединный путь, путь смирения и покоя.
Надеюсь, эта статья была полезной для вас. Пожалуйста, подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи про буддизм русскими словами.
Искренне ваш,
Сэм 🙏