Казанский кафедральный собор: свидетель истории, воплощение величия

Казанский собор в Санкт-Петербурге - непревзойденная величественность архитектурного шедевра, который с течением времени стал не только символом города, но и свидетелем событий истории России. Расположенный на набережные реки Мойки, этот собор представляет собой хранилище уникальных фактов и легенд, связанных с его строительством, периодическими реконструкциями и необычными событиями, происходившими здесь на протяжении веков.

Строительство Казанского кафедрального собора было значительным событием в истории градостроительства Санкт-Петербурга.

Казанский кафедральный собор.
Казанский кафедральный собор.

За короткий период времени был возведен величественный памятник русской архитектуры, который впечатляет своим великолепием и красотой. Построенный собор был предназначен для хранения чудотворной иконы Казанской Божией Матери, одной из главных святынь города.

Архитектором Казанского собора был Андрей Никифорович Воронихин, и строительство проходило с 1801 по 1811 годы. Он выбрал место, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте, для возведения этого кафедрального собора.

Собор был построен по указанию императора Павла I и имел схожие очертания с храмом Святого Петра в Риме. Он отличался от московских православных храмов однокупольной конструкцией и наличием колоннады.

Тысячи рабочих, в основном крепостных крестьян, были задействованы в строительстве собора. Среди них были мастера каменщики, гранильщики и кузнецы. Они использовали материалы преимущественно отечественного происхождения, особенно карельский гранит. Условия труда были крайне тяжелыми, но несмотря на это, за десять лет был построен самый высокий храм в Санкт-Петербурге, достигающий высоты 71,5 метра. Собор украшали уникальные внутренние и внешние колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, каждый из которых весил до 30 тонн. Он стал выдающимся памятником русской архитектуры.

Казанский собор стал не только символом религиозной веры, но и памятником труда простых русских мастеров, которые вложили свои усилия во имя Родины и православия. Это строительство имело огромное значение в истории градостроительства Санкт-Петербурга. Оно открывало золотую эпоху русской архитектуры и помогало городу приобрести облик столицы великой империи. Невский проспект перестал быть просто перспективной улицей, соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, и стал главной магистралью столицы. Строительство Казанского собора стало школой для нового поколения архитекторов, инженеров и градостроителей. Без этого опыта было бы невозможно создание таких великолепных архитектурных сооружений, как творения Карла Росси, Огюста Монферана, Василия Стасова и других архитекторов первой половины XIX века.

Казанский собор стал не только религиозным и культурным символом, но и важным туристическим объектом. Ежегодно тысячи людей приезжают, чтобы полюбоваться его красотой и историческим значением. Собор привлекает внимание своим архитектурным стилем и уникальными элементами декора. Он является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга и популярным местом для проведения торжественных церковных служб.

Строительство Казанского собора оставило непередаваемый след в истории градостроительства, и его значение сохраняется до сегодняшнего дня. Этот величественный храм продолжает вдохновлять и восхищать людей своей красотой и историческим значением.

Церковь Рождества Богородицы

В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора. В нее были перенесена Казанская икона Божией Матери, и потому эту церковь часто именовали Казанским собором. Прямоугольное в плане здание было вытянуто вдоль проспекта. Над входом возвышалась многоярусная колокольня со шпилем, которую уравновешивал высокий восьмигранный барабан с куполом. В храме совершались не только обычные службы, но и архиерейские богослужения, а также бракосочетания лиц царственной династии.

 Церковь Рождества Богородицы. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo
Церковь Рождества Богородицы. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo

С церковью Рождества Богородицы связано одно из самых драматических событий русской истории XVIII в. — приход к власти Екатерины II в 1762 г. в результате дворцового переворота. 28 июня в 8 часов утра гвардия, Сенат и Синод присягнули новой императрице в стенах Казанского собора (церкви Рождества Богородицы).

Из других важных событий, связанных с историей церкви Рождества Богородицы, следует отметить венчание в ней будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Натальей Алексеевной.

Сохранилось несколько описаний церкви Рождества Богородицы, данные жившими в Петербурге иностранцами. По ним можно судить, что храм действительно был одним из самых заметных в Петербурге. Вот что пишет аббат Жоржель об интерьере храма:

"Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем". "…Колокольня над церковью деревянная и с покрытым жестью шпицем имеет вышины 28 сажен. На колокольне бьют часы в колокол по стенным часам, в церкви находящимся. В сей церкви отправляются летом благодарственные молебствия за благополучие приключения при дворе и в государстве".

Однако время идет и церковь Рождества Богородицы постепенно ветшает. К тому же на Невском проспекте появляются роскошные дворцы петербургской знати. Среди них выделяются дворец графа Строганова. Необходимо было создать на Невском проспекте православный храм, который был бы великолепнее всех окружающих его зданий. Впервые задумались над этим наследник престола Великий Князь Павел Петрович. В 1781 г. наследник престола отправился путешествовать по Европе. Внимание Великого Князя привлекает Рим — "вечный город", манящий к себе художников и поэтов. Заметим, что будущий император обладал прекрасным художественным чутьем. Павла Рим восхитил своими памятниками и сохранившимися следами великой Империи. Рим был когда-то и всемирным центром христианства. И вот в Риме возводится величественный храм по проекту Микель-Анджело Буонаротти, Браманте, Рафаэля. Он произвел потрясающее впечатление на наследника российского престола. Величие храма и красота его художественной отделки, великолепие колоннады Бернини, образующей площадь святого Петра — все это привело его в восторг. Но теперь идея создания храма, подобного римскому, принимает иные очертания.

Место строительства Казанского собора. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo
Место строительства Казанского собора. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo

Местом его строительства должен быть Санкт-Петербург, а не Москва. Российский "град святого Петра" должен стать северным Римом. Большую роль в принятии такого решения сыграли не только политические соображения, но и религиозные настроения Государя.

Рим после французской революции, а особенно после вторжения наполеоновских полчищ в Италию, надолго потерял значение духовного центра католической Европы. Идея о том, что Петербургу должно взять у Москвы державные права древнего Рима, все более овладевает мыслями Императора. Именно в столице Великой Православной Империи должен быть храм, подобный римскому. Но поскольку в столице уже был храм во имя святого апостола Петра, то новый храм должен быть посвящен Пресвятой Богородице.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.

Один из архитектурных проектов Казанского собора. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo
Один из архитектурных проектов Казанского собора. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo

Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. 14 ноября того же года император утвердил проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина.

Утвержденный проект Казанского собора (проект Воронихина). Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo
Утвержденный проект Казанского собора (проект Воронихина). Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo

После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов. Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц.

Чертёж расположения Казанского собора сверху. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo
Чертёж расположения Казанского собора сверху. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo

В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина.

К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Строительство ансамбля Казанского собора.

Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства.

Чертёж Казанского собора Воронихина. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo
Чертёж Казанского собора Воронихина. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo

С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову. Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что "благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил". Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания.

Чертёж Казанского собора Воронихина. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo
Чертёж Казанского собора Воронихина. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo

Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.

Внутренняя отделка собора.

Что же касается внутренней отделки собора, то здесь Воронихин широко использует мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир, яшму и особенно финский гранит, добывавшийся в районе Пютерлакса под Выборгом. Всеми работами по мрамору и граниту руководил все тот же Самсон Суханов, уже широко известный своими работами в Петербурге, Царском Селе, где он создал великолепную террасу, Павловске.

Процесс строительства Казанского собора. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo
Процесс строительства Казанского собора. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo

Основные работы по мрамору в Казанском соборе, прежде всего, тончайшая резьба по мрамору, украшающая царское место — дело рук талантливого самоучки Самсона Суханова. Основанием здания служит высокий цоколь из крупных монолитов серого сортавальского гранита. Пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором. Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Кроме того, в отделке собора использованы эстонские доломиты, алтайские порфиры и другие породы исключительно отечественного происхождения. Особого внимания заслуживает внутренние колонны собора, являющиеся одновременно его главной несущей частью и главным декоративным украшением. Воронихин сам побывал на приисках и карьерах, где добывался камень, применяемый при строительстве собора. Осенью 1801 года во дворце А.С.Строганова состоялась свадьба Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. В свадебное путешествие новобрачные направились на Карельский перешеек. Посетив эти места, Воронихин пришел к выводу, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора.

Чертёж иконостаса Казанского собора. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo
Чертёж иконостаса Казанского собора. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo

Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает — "гнилой камень". Видимо он назван так в связи с тем, что выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнувших гнилью. Выборгский гранитный массив рапакиви — крупнейший в мире. Ломка гранита близ Выборга началась в 1803 г. Численность рабочих на выборгской ломке достигало 350 человек. Техника выломки гранита в начале XIX в. мало чем отличалась от времен античности: металлические клинья и штанги для бурения, кувалды, вороты, полиспасты, бревенчатые катки. Процесс выломки требовал много времени, опыта и сноровки каменотеса. Сначала снимался верхний слой скалы, подвергавшийся длительному воздействию солнца, мороза, дождей и ветров, обнажая гранит в первозданном виде. Затем в отвесной скале очерчивалась по размерам форма параллелепипеда, предполагаемого к отделению от скалы. Затем шла длительная, кропотливая и опасная обработка. С помощью катков и ваг заготовки колонн погружали на корабли, которые доставляли их в Петербург. Долгий путь заканчивался на берегу Невы у Адмиралтейства. После разгрузки колонны снова при помощи катков перемещали в мастерскую на Конюшенной улице, где в результате обработки они приобретали завершенный вид. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 колонн.

Иностранцев, живших в России, изумляли русские рабочие, строившие Казанский собор.

"Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна".

Между тем, становилось ясно, что в изначальный, установленный Павлом I срок, собор не построить. Слишком обширным был объем работ, а средств явно не хватало. К тому же на темпы строительства отрицательно влияли внешнеполитические события, те беспрерывные войны, которые вела Россия в начале XIX в. Тем не менее работы велись широким фронтом и темп их нарастал. Большие трудности принес Воронихину 1804 г., когда возник его спор со Старовым по поводу прочности спроектированных им подкупольных перекрытий и перекрытий проездов колоннады. Дело дошло до того, что пришлось строить модель проезда в одну треть натуральной величины из тех же материалов. Модель прекрасно выдержала испытания, что укрепило авторитет Воронихина, но не могла не сказаться на темпах строительства. Только в 1808 г., после смерти Старова, Воронихин был введен в комиссию и получил широкую самостоятельность. Здесь опять же сказалась его поддержка графом Строгановым. В том же 1808 г., который начался с перерасхода в 832 000 рублей, выяснилось, что для завершения работ понадобится еще 1 352 384 рубля. Правительству пришлось выпускать новые ассигнования. Однако работа пошла быстрее. Наступил 1811 г. Был уже возведен купол, и заканчивались внутренние отделочные работы.

В городе с восторгом говорили о новом соборе, о нем часто писали в периодической печати.

"Все огороженное место вокруг строящегося храма, — писал современник, — равно как и вход во внутренность его…оставались открытыми для любопытных… Мне иногда случалось входить в достаивающееся здание и нельзя было не подивиться богатству, расточаемому для его внутреннего убранства".

В связи с этим в марте 1811 г. Комиссия обратилась к Строганову с письмом, в котором просила запретить допуск в собор посторонних лиц, как мешающих строительству. К осени 1811 г. строительство собора было в основном закончено.

Внутренняя отделка Казанского собора. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo
Внутренняя отделка Казанского собора. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stroitelstvo

Правда предстояли еще большие доделочные работы, а долг Комиссии достигал 176 500 рублей, но Строганов надеялся получить не только эту сумму, но и добиться разрешения на работы второй очереди, стоимость которых превышала 2 миллиона рублей. Речь шла, прежде всего, о сооружении южной колоннады собора. Но основная цель строительства была достигнута — храм был возведен. 15 сентября 1811 г., почти через 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I собор был торжественно освящен. Освящение совершал сам митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Два года спустя была разобрана и находящаяся уже на территории нового собора церковь Рождества Богородицы. Жизнь нового храма началась.

Восстановление Казанского кафедрального собора

Восстановление православных храмов и духовных святынь России после разрушения их во времена господства атеистической идеологии в Советском Союзе явилось главнейшей задачей не только всего русского народа, но и других народов нашей страны, населяющих одну шестую часть земного шара.

Одними из первых восстановлением порушенных храмов в 1991-1992 гг. занялись инженеры и учёные Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I, сотрудники кафедры «Прочность материалов и конструкций». Перед восстановлением изучалось большое количество литературных, исторических источников, позволивших избежать ошибок в проектно-конструкторской документации.

Казанский собор в Петрограде в июле 1922 года был захвачен обновленцами, а в 1932-1991 гг. превращен в Музей истории религии и атеизма. С весны 1991 года собор открылся для богослужений, но только разрешалось совершать их с 7:00 до 10:00 в приделе свв. Антония и Феодосия (где вначале полностью отсутствовал алтарь — престол, жертвенник, иконостас и иконы). Началось постепенное восстановление приходской жизни несмотря на конфликты с Музеем истории религии (атеизм из названия незадолго до этого, в марте 1990 года, выпал), который не спешил покинуть Казанский собор. Наконец, с назначением в 1996 году протоиерея Павла Красноцветова настоятелем Казанского собора, дело сдвинулось с мертвой точки, 14 декабря 1999 г. было подписано соглашения о передаче собора епархии, а в 2001 году музей перебрался в здание на Почтамтской улице, специально для него приспособленное.

Восстановление Казанского собора как храма началось с воссоздания на его куполе креста, который во времена воинствующего атеизма был снят с купола храма, а на его месте был установлена «клизма» — позолоченный шар со шпилем.

Венчающий купол Казанского собора. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61
Венчающий купол Казанского собора. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61

Размеры креста вместе с молниеприёмником по высоте – 6900 мм, длина горизонтальной перекладины – 2100 мм, толщина 180 мм и вес креста — 268 кг. Холодное золочение креста выполнялось под руководством главного технолога Казанского собора Д.А. Попова. Венчающий купол крест возвышается над уровнем земли на 71,6 м.

Установка креста на металлическую стойку производилось вертолётом 30 апреля 1994 года, накануне Пасхи за два часа до начала ночного богослужения. За водружением креста на своё место, находясь в машине, всё время наблюдал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Освящение этого креста митрополит ранее совершил на вертолётной площадке Петропавловской крепости.

В настоящее время крест Казанского кафедрального собора по большим праздникам в вечернее и ночное время имеет лазерную подсветку.

Второй важной работой явились исследования, расчёт и изготовление центрального иконостаса. Этот иконостас был покрыт художественным листовым серебром, которое в 1922 году было варварски разграблено, затем иконостас разобрали, многие иконописные работы отдали различным музеям, как считали в то время, навсегда. К великой радости верующих чудотворная Казанская икона Божией Матери, лишившись многих украшений на ризе, не попала в музейные хранилища, найдя в 1940 году после некоторых скитаний по храмам Ленинграда пристанище в Князь-Владимирском соборе, из которого была возвращена в Казанский собор 19 июля 2001 года.

Вся металлическая конструкция воссоздаваемого центрального иконостаса после её сборки подвергалась по оригинальным схемам, чертежам и фотоснимкам первичного иконостаса архитектурно художественному оформлению Научно-исследовательским институтом «Спецпроектреставрация»(руководители работы М.И.Коледа и прот. Павел Красноцветов). Настоятель Казанского собора о. Павел в 1997 году предпринял первую попытку вернуть в собор двадцать старых икон, хранящихся ныне в запасниках Русского музея. Настоятелю, с помощью общественности, удалось отстоять от изъятия большие запрестольные иконы, находящиеся в центральном приделе собора и принадлежащие кисти Карла Брюллова, Федора Бруни, Петра Басина .

Иконы принадлежащие кисти Карла Брюллова, Федора Бруни, Петра Басина. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61
Иконы принадлежащие кисти Карла Брюллова, Федора Бруни, Петра Басина. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61

Сегодня иконостас Казанского собора воссоздан, правда не с оригинальными иконами, а с их новыми списками, выполненными мастерами Санкт-Петербургской академии художеств – проф. А.К. Крыловым и его учениками.

В этом новом иконостасе вместо листового серебра установлены планшеты с прикреплённой лепниной, покрытые сусальным серебром и золотом. Средства на копию пожертвовали Казанскому собору, в частности, снова Донские казаки — предприниматели. Правда не 40+10=50 пудов (800 килограмм) серебра, как некогда пожертвовали собору казаки атамана графа М. И. Платова, отбившие серебро, похищенное из православных храмов России наполеоновскими мародерами в 1812 году, а деньгами и в разы меньше, но иконостас, несмотря на материальные трудности, был восстановлен в своем внешнем виде.

Временный иконостас в 1998 году. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61
Временный иконостас в 1998 году. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61
Современный вид иконостаса Казанского собора. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61
Современный вид иконостаса Казанского собора. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61

Следующим важным этапом восстановления Казанского собора явились работы по воссозданию иконостаса в приделе Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, расположенного слева от центрального иконостаса.

Исследования и расчёт несущих конструкций этого иконостаса выполнялись также в ПГУПС. Большое внимание приложил к расчёту ныне покойный доктор технических наук, профессор Тананайко Олег Дмитриевич. Всё украшение, художественное оформление этого иконостаса полностью выполнялись НИИ «Спецпроектреставрация.

На частично сохранившемся иконостасе придела Рождества Богородицы, расположенном справа от центрального иконостаса, пришлось вновь создавать центральные врата с аркой над ними. 12 июля 2006 г. — Казанскому собору из Государственного музея истории религии при содействии министра культуры РФ Александра Соколова была передана древняя святыня — икона «Рождество Пресвятой Богородицы», занявшая свое исконное место в иконостасе .

Работы по воссозданию иконостаса в приделе Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, расположенного слева от центрального иконостаса. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61
Работы по воссозданию иконостаса в приделе Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, расположенного слева от центрального иконостаса. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61

В советское время руководством музея в центральном порушенном алтаре собора для удобства проведения экскурсий в полу были проделаны два боковых отверстия с обширными лестницами, ведущими к нижним помещениям собора.

В настоящее время после реконструкции в левой нише нижнего храма располагается технически хорошо оборудованная купель для совершения Таинства крещения с полным погружением, а в правой — проход в верхний центральный алтарь. Автором настоящей статьи проводились детальные расчёты и разрабатывались все рабочие чертежи для преобразования обоих отверстий, а также для создания прохода на солею из нижних помещений собора.

Важным этапом восстановления Казанского собора явилось вторичное сооружение колокольни в бывшей звоннице храма. Колокола при безбожной власти были сняты и отправлены на переплавку. Поэтому перед коллективом кафедры «Прочность материалов и конструкций» встал вопрос о скорейшем создании звонницы собора.

К 1993 году мало сохранилось колоколов, которые были бы пригодны для звонниц. Нам удалось получить четыре колокола с завода «Монументскульптура» (Ленинград), которые оказались ещё не уничтоженными.

На первом ряду подвешено 6 колоколов, участвующих в звоне. Во втором ряду подвешено три колокола, среди которых колокол весом 1,2 тонны, изготовленный по нашим рабочим чертежам на четырежды краснознамённом Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. На фото 1 он показан на первом плане с языком, имеющим расчётный противовес для предотвращения излома языка.

Фото 1. Взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61
Фото 1. Взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61

Подвеска колокола выполняется через две фигурные тяги, охватывающие балку бесконтактно с металлической опорной системой (красный цвет). С двух сторон симметрично оси этого колокола приведён художественный барельеф с изображением Божией Матери с Младенцем Христом. Строгое симметричное расположение одинаковых по площади и высоте барельефов частично снимает появление дополнительных супергармоник во время звучания колокола. Высота барельефных иконок 5-10 мм.

На фото 2 и 3 приведён общий вид колокола массой 4,4 тонны, изготовленный на четырежды Краснознамённом «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге по рабочим чертежам Петербургского университета путей сообщения .

Фото 2. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61
Фото 2. Фото взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61

В нижней части этого колокола вокруг него приведён фигурный орнамент, широко используемый в церковной практике. В средней части приведены две барельефные иконки. По одному диаметру изображены два Креста Господня. По второму диаметру, перпендикулярному к первому, изображены две барельефные иконки Божией Матери с Младенцем Христом.

Фото 3. Взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61
Фото 3. Взято с сайта http://kazansky-spb.ru/texts/stati/id/61

На самом верхнем уровне колокола вокруг него имеется надпись: «М-4400 кг . БЗ. Отлит колокол в Казанский собор благословением Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в лето 2003 при Президенте России Владимире Путине». Этот колокол для Казанского кафедрального собора является главным и называется Владимирским.

Для установки колокола в проектное положение выполнены расчёты и разработаны рабочие чертежи для горизонтальных консольных металлических конструкций, позволяющих по ним задвинуть колокол внутрь звонницы.

Освящение самого большого колокола и его подъём в проектное положение выполнялись при непосредственном участии настоятеля храма протоиерея Павла Красноцветова.

В самой верхней зоне колокол закреплялся в проектное положение аналогично колоколу в 1,2 тонны.

Казанский собор продолжает оставаться неизменным символом истории и культуры Санкт-Петербурга. Это место, где собираются паломники и туристы, чтобы почтить память святых, полюбоваться архитектурной гениальностью и узнать больше о богатой истории собора. Без сомнения, Казанский собор останется в фокусе внимания исследователей и увлеченных историей любителей на протяжении многих годов, продолжая продвигать наше понимание исторического пути России.

Уважаемые читатели!

Благодарю, что уделили время чтению этой статьи. Надеемся, она оказалась интересной для Вас. Было бы приятно, если Вы выразите свою поддержку, поставив лайк и подписавшись на наш канал. Ваша поддержка является не только подтверждением нашего труда, но также служит как искра, мотивирующая создавать ещё больше полезного контента для Вас.

Присоединяйтесь к нашему замечательному каналу. Наш канал - это место вдохновения, информации и позитива. Вместе мы можем преодолеть границы и достичь новых вершин. Будем рады приветствовать Вас в числе наших подписчиков и поделиться с Вами большим количеством увлекательных и познавательных материалов.

Ваша поддержка ценна для нас бесконечно, и мы искренне благодарны Вам за каждый лайк и подписку. Ваши комментарии и отзывы также очень важны для нас, поэтому не стесняйтесь делиться своими мыслями и идеями для новых статей.

Спасибо еще раз за ваше время и внимание. Будем расти и развиваться вместе!

С наилучшими пожеланиями, Ваш канал Исторический путеводитель