Сложно поверить, но сотрудник милиции Васильев, неповторимый авантюрист Остап Бендер, нарушитель закона Геша и просто актер Андрей Миронов — один и тот же человек. Любимый советский артист, всю жизнь посвятивший сцене и сокрушавшийся, что запомнили его лишь по нескольким комедийным ролям, скончался 16 августа 1987 года в возрасте 46 лет. В день памяти перечитываем его интервью и ищем среди них бриллианты — те, что так и не достались контрабандисту Козодоеву.
Заводите друзей
В детстве и юности я большую часть времени проводил с родителями, актерами-сатириками Мироновой и Менакером. К нам часто приходили Михаил Зощенко, Валентин Катаев, Борис Ефимов, Вера Марецкая, Фаина Раневская. Одним из самых близких друзей семьи был Леонид Утесов. Все мое детство было связано с ним, с его песнями. Я старался походить на него и даже пытался петь песни его голосом. А когда вышла книга его воспоминаний, то один из первых экземпляров он подарил мне с надписью: «Дорогой Андрей Миронов, помню тебя, маленького мальчика — вижу большим актером. Радуюсь! Твой дядя Леня. В миру — Утесов».
Не зазнавайтесь
Получение удовольствия от профессии — это уже минус. Ощущение того, что замечательно играешь, иногда мне мешает. О том хорошо сказано у Сэлинджера в «Над пропастью во ржи». Когда Холден Колфилд слушает пианиста и не может понять, что мешает полностью отдаться наслаждению его гениальной, грандиозной игрой. Потом он понял, что этот пианист сам знал, что он замечательно играет.
Отпускайте контроль
Самоконтроль — чудовищная вещь в актере, с моей точки зрения. Он убивает все. Говорят: артист купается в роли. Что это значит? Когда человек купается, то он весь поглощен и упоен счастьем наслаждения водой, солнцем. То же самое происходит, когда дети играют. Их игра прекрасна тем, что они увлечены ею абсолютно, и у них в это время возникает некая своя картина. Так и в актерской профессии.
Сотворите себе кумира
Это счастье, когда у актера есть «свой» режиссер. Мне очень повезло: я работаю с Плучеком. С другой стороны, я очень много полезного почерпнул для себя во время работы с Захаровым, Шатриным. Но один, основной режиссер должен быть. Без него артист начинает воспринимать себя всерьез.
Не слушайте Остапа Бендера
Я действительно таил от родителей свою пагубную страсть к театру: боялся их приговора, произнесенного с недосягаемой для меня профессиональной высоты. Мне надо было доказать им, себе, всему свету, что я что-то могу. Но сколько себя помню — мечтал о театре, дышал, был попросту одержим им. Не ошибся ли я в жизненном выборе? До сих пор не уверен в этом. Бывают минуты достаточно отчаянные, когда хочется все бросить и начать сначала. Но при этом понимаю, что уже поздно менять жизнь и переквалифицироваться в дипломаты или, скажем, в управдомы, как советовал незабвенный Остап Бендер.
Помните об отдыхе
Если актер играет без дублеров, значит, движет им некое эгоистическое стремление. В «Приключениях итальянцев…» было занято много итальянцев, и в их глазах не хотелось ронять престиж советского кинематографа (в знаменитом фильме Эльдара Рязанова Миронов сам выполнял все трюки — «Правила жизни»). В недавно снятой картине «Сказка странствий» я тоже, хотя и не во всех эпизодах, играю без дублеров. Что же касается моих сил... Передайте читателям, что артист Миронов находится в отличном здравии, в чем, кстати, не последнею роль сыграл юрмальский санаторий «Яункемери». В нем я отдыхаю почти каждое лето.
А в какой роли Миронов запомнился вам больше всего? Делитесь в комментариях!