Найти в Дзене
ГлавКУЛЬТ

АНТИСОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ - ЭТО РАЗДУТЫЙ БРЕНД.

Оглавление

Внимание, на просторах интернета мою статью неоднократно перепечатывали либерально настроенные граждане. Оригинальная текст с иллюстрациями был, в своё время, опубликован в интернет журнале "Конт" и на платформе "Панславист". Статья изобилует искрометными шутками и философскими измышлениями. Если Вы где-то видите похожую статью, но за время её прочтения Вы ни разу не расхохотались в голосину - значит Вы читаете подделку.

Как-то раз я читал предисловие к сборнику советской фантастики, 1989 года выпуска, где было что-то про запреты и жесткую цензуру. Это не то чтобы меня сильно удивило, ведь в позднем СССР только ленивый не заявлял о притеснениях и казалось даже дышать без разрешения Горбачева было невозможно. Но всё-таки предисловие было написано талантливо и наполнено горечью и болью. Посему, мои ожидания были завышены и я поглощал представленные в сборнике "шедевры" чуть ли не с трясущимися руками и роняя слюну на страницы. Что же вышло по итогу? Из трех новелл я сделал вывод, что советская власть не даром запрещала всяким безумным писателям публиковать свои творения. Всё-таки чувство вкуса отмирало в нашей стране понемногу и оно отчаянно не хотело ложиться под каток ГЛАСНОСТИ.

Однако ниже речь пойдет не о литературе, хотя к ней мы тоже, в своё время, обратимся. Сегодня мы поговорим о живописи. О той живописи, которая как и советские фантасты прошла через жернова цензуры, уперлась в глухую стену и всё равно просочилась к нам, простым людям. Хотя, на самом деле, лучше бы этого никогда и не происходило. Некоторые картины отличаются особо бездарным исполнением, но есть и такие случаи, когда рука художника не подвела, а вот здравый рассудок, судя по всему, поистощился. Часть представленных в подборке картин была написана еще в СССР, тайно, «в стол», публика увидела их лишь после разрушения страны, на волне анти-советского мракобесия. Другая часть картин написана в 1990-е гг. и в более позднее ыремя, когда "ЦЕНЗУРА" и "КРОВАВАЯ ЛУБЯНКА" уже не угрожали авторам.

Начнем , пожалуй, с вот этого:

Юрий Кугач.

"Великому Сталину слава!" Художники: Ю.П. Кугач, Василий Нечитайло, Виктор Цыплаков. СССР. 1950 год.
"Великому Сталину слава!" Художники: Ю.П. Кугач, Василий Нечитайло, Виктор Цыплаков. СССР. 1950 год.

Юрий Кугач, известный мастер соцреализма. Стоит отметить, что сегодня принято ругать советскую пропаганду за топорность и низкое качество исполнения. Однако посмотрите на этот шедевр! Особенно радует композиция: парадная лестница, ведущая вверх, руки аплодирующей толпы, распахнутые двери, символизирующие прорыв в бесконечность, и удачно срежиссированное освещение. Всё это как нельзя лучше передаёт ликующее настроение. Сталин предстает в сияющем ореоле, подобно небожителю. ОН близкий и недоступный одновременно.

Юрий Кугач. «1 мая». 1952 г.

Все счастливы, солнце, весна, песни, танцы.

Картина написана в 1952 году сегодня выставляется в Челябинском государственном музее изобразительного искусства.
Картина написана в 1952 году сегодня выставляется в Челябинском государственном музее изобразительного искусства.

Но кто бы мог подумать, что с 1960-х  гг. в тиши своей мастерской Кугач 30 лет работал над полотном, которое назвал: «Из недавнего прошлого».

Юрий Кугач. «Из недавнего прошлого». 1960-90 е гг.

-4

Раскулачивание: крестьянин с трудовыми мужицкими руками и чекисты, которые выселяют его семью из деревни. Впереди — еще вереница повозок с другими семьями. Важно отметить, что какого-то особого драматизма в картине нет и для знающего человека происходящее не является чем-то сверхъестественным. О кулаках в негативном ключе было принято высказываться ещё со времен Гоголя. Величайший интеллигент земли русской Чехов, тоже в своих произведениях не избегал возможности покритиковать кулачество. Однако адептам святой перестройки возомнилось, что большевики умышленно начали истреблять "лучших" представителей деревни. Естественно, автор статьи не исключает возможность того, что случались перегибы на местах, были и сведения личных счетов. Жизнь при большевиках не была сладкой, это было тяжёлое время. Поэтому если кто-то уверен, что его прадеда несправедливо в чем-то обвинили, то скорее всего с этим придется согласиться, до ознакомления с материалами уголовного дела. И всё же, является чудовищным невежеством заявлять о преступной природе раскулачивания! Вся Россия ждала этого возмездия над мучителями и угнетателями. Другое дело, что месть - это дело исключительно неблагородное и в попытках восстановить справедливость, чаши весов в руках Фемиды никогда не замирают на одном уровне.

Что же, можно сделать вывод, что Юрий Кугач имел звание народного художника СССР вполне заслужено. Он был вполне обласкан Советской властью, хотя и рисовал про неё всякие гадости (тайно).  Вместе с этим, стоит отметить, что сама советская власть, вопреки расхожему мнению, своих ошибок не стеснялась. Прочтите просоветский роман "Как закалялась сталь" и Вы обалдеете от ужасов революции, и от несправедливостей Гражданской войны. Я уже молчу о совершенно переворачивающем сознание романе Шолохова "Тихий Дон", который редактировался лично Сталиным.

Юрий Кугач. «Селькор».

Знаковой работой Кугача можно считать картину "Селькор". Вот где несчастные кулаки показаны во всей своей красе. Не больше, не меньше - хитрые и коварные враги советской власти. Во все не те святые, которых пытаются нам нарисовать юродивые либералы.
Знаковой работой Кугача можно считать картину "Селькор". Вот где несчастные кулаки показаны во всей своей красе. Не больше, не меньше - хитрые и коварные враги советской власти. Во все не те святые, которых пытаются нам нарисовать юродивые либералы.

Эгиль Вейдеманис.

...(1924-2004), советский художник, сын латышского стрелка, который после 1917 г. остался в России.  Эгиль Карлович всю жизнь жил в Москве, о которой написал массу неплохих картин. Ну вот например:

Эгиль Вейдеманис. «Зимний вечер в Замоскворечье». 1968 г.

-6

Однако пришло время и выяснилось, что помимо Кремля и Замоскворечья в Москве есть еще Бутовский полигон. Место, где в 1937-38 гг. чекисты расстреляли и сбросили во рвы 20 000 человек, в том числе и отца художника. Отец после гражданской войны работал в латышском театре «Скатуве» в Москве, который был расстрелян почти в полном составе за связи с немецкой разведкой.

1937 год - это очень специфичное время. С одной стороны чекистский аппарат лютовал под предводительством Ежова, параноидально разыскивая врагов родины даже там где их не было. С другой стороны, немецкая разведка уже основательно запустила свои щупальца во все сферы советского государства, активно подготавливаясь к вторжению 1941 года. Нельзя говорить о жестокости репрессий вне контекста приближавшиеся тогда войны.

Эгиль Вейдеманис. «Бутово. Расстрельный полигон НКВД».

1999-2003 гг.

Наверное глядя именно на эту картину Рогожкин придумал своего маразматичного "Чекиста". Конечно, техника расстрела на полотне, изображена не совсем исторически точно. Однако в годы написания картины ещё не накопилось достаточное количество КГБшников предателей, которые во всех подробностях могли бы рассказать про невыдуманные подробности, о которых невозможно молчать.
Наверное глядя именно на эту картину Рогожкин придумал своего маразматичного "Чекиста". Конечно, техника расстрела на полотне, изображена не совсем исторически точно. Однако в годы написания картины ещё не накопилось достаточное количество КГБшников предателей, которые во всех подробностях могли бы рассказать про невыдуманные подробности, о которых невозможно молчать.

Стоит отметить, что бутовский полигон - это священная корова современной власти. Любые попытки позитивно высказаться о советском прошлом всегда будут натыкаться на историю о 20 000 расстрелянных. При этом уголовные дела с приговорами имеются лишь на 3000 человек, а при раскопках обнаружились останки только 149. Но вы только не подумайте, что автор статьи пытается что-то опровергнуть! Автор статьи просто размышляет. Как можно сказать что-то про бутовский полигон, когда его подлинность была подтверждена и Владимиром Путиным и Патриархом Алексием II.

Из либеральных источников известно, что возраст расстрелянных в Бутово был в диапазоне от 14 до 82 лет, всех национальностей и сословий, в т.ч. около 100 художников и более 900 священнослужителей.

В специальный  барак, примерно к часу ночи подвозили народ .  Их заводили туда якобы для «санобработки» (один к одному как нацисты в своих лагерях).  Там сверяли личность, раздевали, объявляли приговор. Расстрельная команда в это время сидела в отдельном доме, пила водку. Только потом начинали выгонять на улицу на расстрел, по-одному (до 400-500 чел. за ночь). По завершении всего дела к утру бульдозерист засыпал яму.

-8

Но не будем задерживаться, нас ещё ждет целая бездна творческих откровений. Вот, кстати, ещё одна прекрасная картина, которая повествует нам о важности бутовского полигона в контексте нашей великой истории...

Сергей Никифоров.

Сергей Никифоров. «Липы на месте расстрелов (Бутовский полигон)». 2002 г.

Полотно исполнено мастерски! Вот что делает умелый нейминг - рисуешь любое дерево и называешь свой труд местом какой-нибудь кровавой расправы.
Полотно исполнено мастерски! Вот что делает умелый нейминг - рисуешь любое дерево и называешь свой труд местом какой-нибудь кровавой расправы.

Очень часто в охранительской среде встречается мысль о том, что передвижники умышленно преувеличивали нищету и аморальный образ жизни в Российской Империи. И в какой-то степени, с такой критикой сложно не согласиться, ведь художники действительно видят всё несколько гипертрофировано. Однако по странному стечению обстоятельств такое преувеличение никогда не может исходить от критиков советской власти. ОНИ, СВЯТЫЕ, РИСОВАЛИ ТОЛЬКО ТО ЧТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ!

Сергей Никифоров - это типичный художник конъюнктурщик, вовремя вскочивший на лихую кобылку XX съезда ЦК КПСС. И не даром к нему применяется именно слово "ТИПИЧНЫЙ". Закономерное разоблачение культа личности Сталина породило море паразитов в мире советского искусства, которые (буквально) наперегонки начали стряпать произведения осуждающие деяния молодой советской власти. Количество разоблачений уверенно конкурировало с хвалебными одами Ленину. Можно даже определение для наших искусствоведов специальное сделать: ПОКАЯНСТВО. Мне кажется оно до сих пор не потеряло своей актуальности.

Но не будем совсем уж категоричны по отношению к Никифорову и вспомним ещё и ряд его неплохих работ на вполне себе адекватные и жизнеутверждающие темы. Чтобы тревожить сердца всяческой мертвечиной, много ума не надо!

Нина Марченко.

Середина 60-х. Нерушимый крепок как никогда. К власти пришел консерватор Брежнев. Пионеры там и тут песни Ленину поют. Заслуженная художница Украинской ССР Нина Марченко рисовала вот такие вот оптимистические картины:

Нина Марченко. «Возвращенное детство». 1965 г.

-11

Советский солдат освобождает детей из немецкого концлагеря. Эту картину (дипломную) якобы художница посвятила детям Бухенвальда. Правда, Бухенвальд был освобожден в результате мятежа, при наступлении американских войск, но тут уж сами решайте, или кто-то вынудил художницу определенным образом подписать картину, или же сама творцыня что-то напутала.

В любом случае, Марченко - это художница не лишенная таланта. В рамках официального искусства она рисовала вполне достойные картины.

Нина Марченко. «Близнецы». 1972 г.

На картине — украинская деревня, счастливая бабуля, детки, рушники. Весь тот набор, который до 2014 года активно ретранслировался в украинских школах. Было время, когда украина не позиционировалась, как некий антирусский проект.
На картине — украинская деревня, счастливая бабуля, детки, рушники. Весь тот набор, который до 2014 года активно ретранслировался в украинских школах. Было время, когда украина не позиционировалась, как некий антирусский проект.

По мере продвижения в художественной среде, коллекционируя награды, грамоты и благодарности, с середины 1980-х гг.  Нина Марченко решила расширить диапазон своего гения.

Нина Марченко. «Запись в колхоз». 1985 г.

Стоит отметить, что по мере расширения диапазон тем очень сильно пострадал исполнительский навык. Нарисовано плохо. Все персонажи статичные и пресные. Выглядит данная работа, как конъюнктурная поделка за паек в союзе художников.
Стоит отметить, что по мере расширения диапазон тем очень сильно пострадал исполнительский навык. Нарисовано плохо. Все персонажи статичные и пресные. Выглядит данная работа, как конъюнктурная поделка за паек в союзе художников.

Коснемся сюжета. Озверевший коммунист в будёновке загоняет крестьянина в колхоз - так эту картину увидит любой либерально настроенный гражданин. Вот только что на самом деле изображено на полотне? Комиссар явно с неодобрением смотрит на действия своего сопартийца, который решил применить физическую силу в отношении неблагонадежного элемента. Люди кругом озадаченные стоят. Что тут скажешь? Молодец Марченко, подняла в безопасное время проблемный вопрос первых десятилетий становления советской власти. Как не крути, а нарисовала нужную картину, пусть и несвоевременно.

Как мы видим по надписям на плакатах, действие происходит в/на Украине. Мы бы особо никак не затрагивали этот момент, если бы не одно "НО". Официальные пропагандистские источники Украины с 1991 года пытаются установить в умах своих граждан, что украинский язык в СССР был запрещен. А вот Марченко, как видите, про этот запрет особо ничего не слышала. Рисовала себе, глупышка, что хотела. А ведь её в любой момент могли расстрелять за её картины!

Нина Марченко. «Дорога скорби». 1998-2000 гг.

Так-так-так... А у нас здесь плагиат. Кто-то, судя по всему, насмотрелся работ М.А. Савицкого.
Так-так-так... А у нас здесь плагиат. Кто-то, судя по всему, насмотрелся работ М.А. Савицкого.

Мы уже говорили о том, что "священной коровой" современной российской власти является бутовский полигон. В свою очередь, независимая Украина водрузила на пьедестал своей пропаганды ужасы голода 33-го года. Сегодня, по неизвестной причине, людям запретили вспоминать о том, что голод для земли русской и малорусской был явлением обыкновенным. Очень долгое время сельское хозяйство не могло похвастаться стабильными показателями, а уж в условиях военных действий - так тем более. Что ты сможешь посеять, вырастить и собрать, если в любой момент на твою землю придет неприятель и всё отнимет или тебя самого забреют в армию?

Истерзанный двумя революциями, Мировой и Гражданской войной Советский Союз с большим скрипом выползал из кровавой ямы и голод 32-33 гг. стал закономерным спутником этого процесса. Справедливо ли осуждать своё правительство за то что он позволило случиться неизбежной трагедии? Я думаю, что справедливо. Ведь если уж назвался генеральным секретарем, то давай отвечай за всю страну. Посему, я не вижу никакой крамолы в картине Марченко и пусть она исполнена плохо и цветовая гамма сворована у Савицкого, деваться тут некуда - тема затронута верно. Плохо, конечно, что либеральная общественность водит хороводы вокруг таких полотен с воплями о кровавом СТАЛИНЕ. Но что взять с душевнобольных?

Нина Марченко. «Мать 1933-го». 2000 г.

-15

По самым скромным оценкам в 1932-33 гг.  от голода в СССР умерло порядка 1,5 миллиона человек. Википедия даёт разброс от 1,5 до 8 миллионов. Но тут уже сами решайте кому верить.

Нина Марченко. «Последний путь». 1998-2000 г.

-16

Либералы часто говорят о том, что советская власть была готова мириться с любыми потерями. Голодомор в словах прозападного пропагандиста идёт в обнимку со Второй Мировой войной. И в том, и в другом случае подлые коммунисты разбрасывались человеческими жизнями, со словами: "ЛЕС РУБЯТ - ЩЕПКИ ЛЕТЯТ!". В этой связи перейдем к другому, не менее интересному автору.

АНТИСОВЕТЧИКИ ПО НЕВОЛЕ.

Картины Шерстюка всё время встречаются на просторах интернета с пометкой "Антисоветская живопись". Сложно себе представить какой бардак творится в голове у того, кто придумал обзывать тонкого и чувственного творца политической подстилкой. Да, нужно быть честным, никто в СССР Шерстюком не восхищался, но и палок в колеса ему не вставляли. Художник гипер-реалист спокойно выставлялся за границей, а потом на волне перестроечного угара энтузиазма Сергея оценили и дома.

Сергей Шерстюк. «Мужчины одной семьи». 1941 год.

-17

Чуть ли не единственная работа художника на около политическую тему - это диптих "Мужчины одной семьи". Две картины представляют собой лаконичную историю, где из семи мужчин после Великой Отечественной войны осталось только трое. И все эти люди являются членами одной семьи. Суровая правда о самой страшной войне в истории человечества.

Многим хочется представить данные картины, как некое откровение, мол в Советском Союзе тема потерь была засекречена. И это конечно звучит неплохо, даже правдоподобно, но только как объяснить весь советский кинематограф, где герои гибнут через одного в тяжелых условиях борьбы? От чего же в фильме 1975 года "Они сражались за родину" красная армия отступает и несет потери, а не крошит врага в едином порыве? А за фильм "Журавли" режиссера, наверное, вообще расстреляли! Нет? Как так?

Сергей Шерстюк. «Мужчины одной семьи». 1945 год.

-18

Чувствуется уже, что кто-то готовится написаться в комментариях, мол картины умышленно подобраны простые, без огня и яда. Принимаю этот упрек и приступаю к настоящему мастодонту в мире антисоветской живописи.

Василий Колотев.

... художник ставший огромной любовью всех просоветских и антисоветских ценителей живописи. Определенно Колотев - это событие в мире отечественного андеграунда. Василий был нон-конформистом, не сотрудничал с властями, не искал никаких званий, премий, выставок. Это выгодно отличает его между всеми остальными художниками, которые рисовали свои картины на потребу времени. Выгодно хвалить власть и гордиться подвигами красной армии - рисуем одно. Повесточка поменялась, предшественники оказались негодяями - рисуем что-то противоположное. Колотев работал слесарем на заводе и рисовал «в стол», живя в скромном своём жилище, где и проводил выставки для ограниченного круга ценителей.

Василий Колотев. «Красный день календаря». 1985 г.

-19

Часто можно встретить мнение, что Колотев рисовал всякое уродство и умышленно сгущал краски вокруг повального алкоголизма и аморального образа жизни советских граждан. Но по сути, художник просто документировал жизнь вокруг себя. Да, если жить в трущобах - будешь видеть именно такую, неприятную сторону.

Вот Вам подборочка американских задворок, из того же самого временного периода, который запечатлел Колотев на своих картинах. Это на случай, если кто-то вдруг решил, что только у нас всё было плохо в то время, а кругом народ жил в раю:

Главное достоинство Колотева - он свои жуткие картины не выносил на широкую аудиторию. Он рисовал для себя и распространял своё творчество среди единомышленников.

Василий Колотев. «…И корабль плывет. Пивная». 1979 г.

-21

Маленький мир и маленьких людей — обитателей коммуналок, пьяных забулдыг, мелких рыночных торговцев, простых работяг, снимающих усталость после работы единственно доступным им способом.

Василий Колотев. «Листья тополя падают с ясеня». 1984 г.

-22

Василий Колотев. «Бульварная сцена». 1984 г.

-23

Василий Колотев. «Арест пропагандиста. Медвытрезвитель». 1979 год

-24

Одна из самых необычных работ Колотева - это парафраз на картину Репина "Арест пропагандиста". Если во времена царя агитировали за социализм, то при советах стали агитировать за либерализм. Обратите внимание, что художник в своей работе никого не обеляет и не осуждает. Милиционеры выглядят так же гадко, как и оппозиционер.

Колотев стал отечественным Иеронимом Босхом. Своим нежеланием приукрашать действительность он проложил себе путь к славе и успеху. И вот что любопытно, как только жизнь Колотева изменилась в лучшую сторону он стал рисовать очень приятные добрые картины. Между прочим, в советском стиле.

Вот Вам вполне себе очаровательная советская романтика. Никаких заплывших рож.
Вот Вам вполне себе очаровательная советская романтика. Никаких заплывших рож.

Алексей Сундуков

От русского Босха перейдем к русском Магритту. Вашему вниманию предлагается Алексей Сундуков. Он тоже часто, по непонятной причине, приписывается к числу антисоветских творцов. На деле же мы видим человека с особым взглядом на мир и с невероятным умением преобразовывать обычные явления в поэтические образы. Дмитрий Быков, как-то раз сказал, что Солженицын сражающийся с коммунистической партией превращается в великана, ибо его оппонент сам по себе является великаном. Но Сундуков мне видится не великаном, а полубогом.

Алексей Сундуков. «Очередь». 1986 г.

-26

"Очередь за продуктами из однообразно и убого одетых женщин производит действительно гнетущее впечатление, от всех веет безысходностью!" - так эту картину опишет умалишенный либерал. А что на самом деле хотел изобразить автор? Он хотел изобразить вечное ожидание. Тема ожидания вообще слабо раскрыта в искусстве. Кое что попытался на эту тему срефлексировать Беккет в своём "Годо", Роберт Рождественский краешком пера зацепил тему ожидания в одноименной поэме. Но что дальше? Ничего! Ожидание съедает человека с головой, оно же приносит и выработку окситоцина. Ожидание напрашивается на свою отдельную статью, но мы , пока что, перейдем к более приземленным вопросам.

Алексей Сундуков. «Горбачев». 1991 г.

Горбачев - это "современный святой" всех отечественных либералов. Михаила Сергеевича облизывали западные политики и местная актриса Чулпан Хаматова. Этот политический деятель отказался от гордого звания генерального секретаря страны советов только для того, чтобы сняться в рекламе пиццы. Горбачева принято любить! А что делает Сундуков? Он воздает Михаилу Сергеевичу по заслугам: он рисует ему нимб и помещает туда миллионы загубленных жизней. Вот как! Ведь лихо! Разве это антисоветчина? Да любой патриот СССР в ножки должен поклониться Сундукову за такой шедевр.

Владимир Коркодым. «Ждут товар». 1989 г.

-28

Очередь в деревенском магазине. Уныние и покорность. Народ, сломленный деспотизмом. ВИДИТЕ как коварно ухмыляется продавщица? Её губы очень сильно напоминают усы Сталина. Понимаете что это может значить?

ИГОРЬ ОБРОСОВ.

Рисовал и ничего не знал.

Есть легенда, что в старшем поколении, жившем при Сталине, страх 1937 г. сидел прочно. А ещё все говорили, что они ничего не знали. Как совмещается страх и не знание того, что страшный каток репрессий беспощадно катится по стране?

Яркий пример —  Игорь Обросов, народный художник РСФСР (1983), мастер соцреализма, рисовал в т.н. «суровом стиле», популярном в 1960-80е гг.  Был вполне лоялен Советской власти, звания, выставки, в т.ч. числе за рубежом.

Игорь Обросов. «Мальчиш-Кибальчиш». 1963 г.

-29

Картина по мотивам детской сказки Аркадия Гайдара «О Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его Твердом слове». Пропаганда начиналась с пеленок, усилиями. Детей учили быть честными и бороться за высокие идеалы.

Но тут не только пропаганда. Это аллегорическая картина, с двойным дном. Маленький мальчик в будёновке тянет руки к уходящему прочь суровому красноармейцу. В уходящем мужчине угадывается отец художника, известный хирург (и революционер-коммунист) Павел Обросов, которого расстреляли в 1938.  В конце 1980-х гг. при Горбачеве начнется кампания по разоблачению сталинских преступлений. Художник Игорь Обросов напишет серию картин «Посвящение отцу» (1986-88 гг.) и станет понятно, кто изображен на полотне 1963 г. Единственно, что не понятно, во всей этой истории, это как художник рисовал картинки прославляющие советский строй до реабилитации отца? Он знал, что отец был расстрелян несправедливо или не знал? И как он с этим жил? Почему после XX съезда он не стал рисовать разоблачительные полотна? Почему не ушел в андеграунд?

Игорь Обросов. «Мать и отец. Ожидание. 1937 г.» 1986-88 гг.

Вот тот самый красноармеец и черный воронок во дворе ждет его.
Вот тот самый красноармеец и черный воронок во дворе ждет его.

Игорь Обросов. «Без права переписки». 1986-88 гг.

Чекисты выводят арестованного. Стандартный приговор «10 дет без права переписки» погружал родственников в неизвестность: это могло в самом деле 10 лет, а мог быть расстрел.
Чекисты выводят арестованного. Стандартный приговор «10 дет без права переписки» погружал родственников в неизвестность: это могло в самом деле 10 лет, а мог быть расстрел.

Важно отметить, что ни в коем случае нельзя глумиться над жертвами перегибов чекистской системы. Отец художника Обросова, был репрессирован в 1938 году, при Ежове. По итогу, сам Ежов был наказан двумя годами позже и признан неподлежащим реабилитации. В свете всех этих подробностей, творчество Обросова я считаю вполне закономерным, сама советская система признала за собой вину перед сотнями тысяч семей.

Но, есть одно важное "НО"...

Игорь Обросов в 2008 г. создал персональную выставку «Трагическое прошлое (Жертвы сталинских репрессий)». И вот там, трагическая память об отце превратилась в чернушное пиршество. Художник возвел ошибки системы в абсолют и принялся монетизировать человеческое горе:

Игорь Обросов. «Жертва Гулага». 2000-е гг.

Когда Балабанов снял "ГРУЗ 200", то на премьерный показ пригласили девушку, чья печальная история легла в основу фильма, то она не испытала никаких восторгов по поводу экранизации.
Когда Балабанов снял "ГРУЗ 200", то на премьерный показ пригласили девушку, чья печальная история легла в основу фильма, то она не испытала никаких восторгов по поводу экранизации.

Разные неприятные инциденты могут происходить в рамках пенитенциарной системы. Умалчивать о преступлениях со стороны тех людей, которые должны способствовать перевоспитанию заключенных, ни в коем случае нельзя. Однако картины Обросова не изобличают ошибки советской системы, он с наслаждением маньяка рисует сцены насилия, о которых он узнал из фэнтезийных историй Солженицына.

Внимательно всмотритесь в картину. Кто здесь жертва, а кто здесь злодей? Всё нарисовано одинаково мерзко. К огромному нашему сожалению, именно такую картину стараются сегодня нарисовать в умах молодого поколения современные пропагандисты. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ - ЭТО ИСТОРИЯ ОДНОГО СПЛОШНОГО МРАКА. Обросов этой преступной мысли потакает и репрессированный отец никак его не оправдывает.

Игорь Обросов. «Зомби ГУЛАГа». 2000-е гг.

-33

Чуть ли не главным произведением обросова является вот такое вот изображение Сталина и его приспешников. Напомним, что Ежов был осужден и расстрелян как раз по инициативе вождя. Не является ли такая картина подтасовкой? Решайте сами.

-34

Георгий Черкасов.

В СССР было несколько  художников, которые ЛИЧНО прошли сталинский ГУЛАГ и изображали по памяти увиденное. Например, Георгий Черкасов (1910-1973), в биографии данного художника множество белых пятен, можно сказать, что о творце не известно практически ничего. По данным сайта "Бессмертный барак" Черкасов был трижды судим за антисоветскую агитацию и вышедший на свободу только после смерти Сталина, по амнистии в 1955 году.

Георгий Черкасов. «Северное сияние. Ухтпечлаг, конец 1930-х гг.» 1960-е.гг.

-35

Георгий Черкасов. «В последний путь. Ухтпечлаг, 1938.». 1960-е гг.

-36

Это воркутинский лагпункт, где в 1938 г. проходили т.н. «кашкетинские расстрелы» (по фамилии чекиста Ефима Кашкетина, который их организовывал). По легенде, которая гуляет в сети интернет, на картине изображено:

как группу з/к ведут на расстрел. Слева — двое «ссученных» заключенных вяжут священника (это реальный персонаж, отец Егор, с которым сидел Черкасов). Вяжут, чтоб перед казнью приговоренные не могли причаститься.

Кто являлся источником информации для художника абсолютно непонятно. Картина конечно впечатляет своим драматизмом, но по сути своей является лишь фантазией.

Николай Гетман.

Еще яркий художник-лагерник — Николай Гетман. Уроженец Харькова, попал в 1945 г. в ГУЛАГ за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Был в Тайшетлаге (строительство БАМа) и на Колыме.  Выйдя на свободу почти полвека (с 1953 по 2004 г.) работал над серией картин «ГУЛАГ глазами художника». Важно отметить, что Гетман активно сотрудничал с Джеймстаунским фондом, расположенным в городе Вашингтоне. Так, маленький нюанс в биографии антисоветского художника.

Николай Гетман. «По этапу». 1954 г.

-37

Николай Гетман. «Лагпункт Верхний Дебин. Колыма». 1985 г.

-38

Это прииск, где художник работал на добыче золота. Примерно 400 км от Магадана по Колымской трассе.

Николай Гетман. «Обед. Привезли баланду». 1991 г.

-39

Достаточно нейтральное изображение. Кормят и слава богу, но такие картины Гетман рисовал скорее для усыпления внимания. Истинная суть художника проявляется в картинах типа "КОМАРИКИ"...

Николай Гетман. «Комарики». 1990 г.

-40

Так называлась мифическая казнь известная еще со времен СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения). Зека привязывали к дереву (в некоторых лагерях — бросали в яму) в сезон комаров (гнуса).  Максимум за час он терял столько крови, что наступала мучительная смерть. Данную казнь описывали Солженицын и Шаламов. Вполне возможно, что такая страшная процедура существовала в действительности. Однако как проверить эту историю? Вряд ли где-то сохранился документ от НКВД, где во всех подробностях было описано, как Петров и Баширов отдали на съедение комарам заключенного Навальского.

Николай Гетман. «Обыск. Нашли томик Есенина». 1987 г

-41

Легенда о том, что Есенин был запрещен в СССР - это одна из самых странных выдумок либеральных пропагандистов. Любой человек, который проявит хоть немного любопытства сможет убедиться в том, что Сергей Александрович вполне успешно печатался во все периоды советской власти. Так что эта картина представляет собой какую-то клоунаду, приемлемую только для адептов святого Солженицына.

В прочем, стоит ли удивляться разыгравшейся фантазии Гетмана, когда его картины активно выставляются под патронажем вот таких вот организаций.

-42

Эпилог.

Тот кто дочитал до конца эту статью наверняка понял, что смешного в ней нет ничего. Вашему вниманию была представлена страшная смесь истинного человеческого горя, сухого расчета, оголтелого реваншизма и обыкновенного предательства. Многие люди столкнулись с ужасами XX-го века. Однако кто-то, как Рокоссовский и Королев, прошли через тяжелые испытания и вошли в мировую историю героями без страха и упрека. Ну, а кто-то другой низко склонился в раболепном припадке перед врагом своей родины и во имя своих шкурных интересов начал придумывать разные небылицы.

                                                             Рисунок Бориса Арцыбашева
Рисунок Бориса Арцыбашева

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ