Я беседую с Олегом Васильевым - тренером по кендзюцу, человеком, искренне увлекающемся не только фехтованием, но и всей культурой, связанной с японской культурой меча.
Приветствую!
С чего началось твоё увлечение японским фехтованием. Была ли у тебя дилемма выбрать кендо или кендзюцу?
Я начинал в 2000 году и тогда кендо в моем городе то ли не было, то ли его оказалось не так легко найти, так что вариант был только один. Но, думаю, при возможности выбора я бы в любом случае быстро выбрал кендзюцу как то, что больше отвечало моим представлениям о поединках самураев – а, конечно, все представление было по большей части из кино, из-за которого я в общем-то и решил припасть к источнику японской фехтовальной мудрости. Хотелось чего-то не только боевого, но еще и яркого. Если в девяностых мне хватало рукопашки, то к этому моменту ее яркость и романтичность немного поблекли, а в юные годы яркость и романтичность значат много. Кроме того, первые два года мне обещали минимум фехтования и много рукопашки, так что это был, так сказать, удачный переходный вариант.
Первое близкое знакомство с кендо (кажется, в 2003 или 2004 году) меня скорее разочаровало. В кендзюцу было что-то очень похожее на киношное размахивание мечами, а бамбуковые синаи и строго регламентированные движения мало напоминали грозные и кровавые самурайские поединки в кинематографе.
Думаю, кстати, родись я лет на двадцать позже, вполне вероятно, я бы вообще предпочел иайдо или иайдзюцу, где можно красиво выхватывать из ножен сверкающий клинок и наносить молниеносный удар. Но мне крайне повезло: кроме кендзюцу, в моей школе был довольно крупный блок похожих приемов, правда, в формате баттодзюцу – более прикладной вариант, скорее боевое ремесло, чем боевое искусство.
В чём принципиальное отличие между кендо и кендзюцу?
Последователи кендо с многолетним стажем вообще избегают определения кендо как фехтования, напирая на то, что для них меч это способ самосовершенствования, а поединок – скорее «шахматы с мечом». Не зря в кендо, например, очень ценится кигурай, чувство собственного достоинства, которое должно быть заметно в ходе поединка. В кендо очень много специфических условностей. Например, первое попадание дает победу, хотя на видео соревнований хорошо заметно, что по факту два противника стукнули друг друга по голове с разницей в сотые доли секунды, и в реальности скорее всего получилось бы два трупа. Это правило по определению победителя приводит к тому, что подавляющее большинство стоек в кендо отмирает – из них невозможно попасть быстро и с гарантией первым, а другие достоинства таких стоек оказываются ненужными. Также можно вспомнить, что удары в кендо должны быть нанесены в конкретную зону и в соответствии с правилами, в том числе довольно специфическими, вроде шагов за противника после попадания. Попытка применить это без всякой коррекции под реальность в поединке обычно приводит к удару в спину одному из бойцов, пока второй получает по голове.
Кендзюцу же позиционирует себя именно как рабочий вариант фехтования со всеми вытекающими. Например, при поражении противника оружием не предполагается, что он умрет сразу же, как в кино, а, даже умирая, сможет дать сдачи. Поэтому одни школы практикуют контроль противника после предположительно летального ранения, а в других принято наносить дополнительные добивающие удары, чтобы раненый точно не смог причинить вреда. Отсюда же вытекает подход, когда первое попадание совершенно не обязательно принесет победу.
Фактически при выборе направления нужно решить, что именно ты ценишь больше. Кендзюцу предлагает более реалистичное фехтование, зато кендо тренирует, так сказать, полноценный самурайский дух.
Каковы особенности преподавания фехтования в кендзюцу, в отличие от кендо и от западных видов фехтования?
Я недостаточно хорошо знаком с обучающим процессом в кендо и европейских видах фехтования, так что просто скажу, как это выглядит в кендзюцу. Сначала ученик учится правильно стоять, дышать, не ронять меч из рук, не горбиться и прочее – по сути, осваивает базовый контроль над телом. Далее он начинает отрабатывать одиночные удары из различных стоек на воздух. После этого можно переходить к парным отработкам приемов, когда оба партнера раз за разом выполняют конкретные действия, причем один из них постоянно «умирает». Дальше эти же приемы либо нарабатываются в формате одиночных и парных ката (комплексов движений), либо в спаррингах, либо и то и другое. Хочу отметить тот факт, что в кендзюцу очень много школ, где спарринги отсутствуют. На заре основания это объяснялось разными причинами, а сейчас сохраняется по инерции, в качестве традиции. Внесение каких-либо изменений в традицию это очень тонкий вопрос, так что даже такое вроде бы однозначно полезное изменение, как узаконивание спаррингов, многими школами не рассматривается.
Я часто смотрю историческое фехтование, европейское фехтование испанское, португальское. Вижу, что сейчас много поединков между японскими стилями и европейскими. Я должен сказать, что европейские стили выглядят не менее уверено в поединках. Но вот чего никто не может припомнить, кроме, конечно, откровенных баек, это поединков между теми же португальцами и японцами, в своё время. Почему так? И, что ты думаешь об европейском фехтовании? В чём его сильные и слабые стороны, в сравнении с кендзюцу.
Вероятно, дело в том, что Япония никогда не занималась активной экспансией. За исключением довольно коротких периодов войн за пределами японского архипелага, вроде похода Хидэёси в Корею, японцы сидели у себя. Им и так проблем хватало – до объединения Японии Иэясу Токугавой в 1600 году ее практически постоянно лихорадило от междоусобных конфликтов. Также можно отметить, что если китайцы активно разбойничали в азиатских морях, то встретить японцев вдали от собственно берегов Японии было довольно сложно. В случае же высадки европейцев в Японии им явно было не до фехтования. Время от времени поиски информации по столкновению фехтовальных традиций Японии и Европы приводят к вытаскиванию на свет мифических схваток, но они обычно со временем опровергаются (например, в свое время я собирал из разных источников статью на тему мифического сражения испанцев с самураями в Маниле в конце XVI в. https://vk.com/@henshiroseryu-mif-ispancy-protiv-samuraev ).
Что касается европейского фехтования, то лично по моему мнению его сила в отсутствии традиции. Конечно, реконструкция вместо традиционной передачи знаний имеет свои минусы – как мы видим, некоторые виды европейского фехтования перерастают во что-то чрезмерно спортивное, наподобие кендо, а некоторые превращаются скорее в борьбу в доспехах. Однако свобода действий и выбора приводит к тому, что европейские фехтовальщики представляют для японского коллеги (под европейскими и японскими я подразумеваю, конечно, последователей школ, а не национальную принадлежность фехтовальщиков) очень широкий разброс техники и, как следствие, определенного рода загадку. В то же время европейский фехтовальщик во многих японские ухватках может узнать что-то свое и будет удивлен меньше, а, как мне кажется, знание противника в фехтовании очень многое дает в плане победы. Даже я, имея о европейском фехтовании не очень хорошее представление, могу найти под любое японское оружие и снаряжение какой-то европейский аналог, даже если брать специфические вещи вроде нагамаки. Это означает, что большая часть японских противников будет сражаться более-менее знакомым для европейца оружием и, скорее всего, в более-менее знакомой манере. При этом японский фехтовальщик, к примеру, может оказаться в очень большом затруднении, встретив противника с большим щитом – и сам предмет, и тактика его использования не имеют нормальных аналогов в подавляющем большинстве японских школ.
Также замечу, что японское фехтование по сути очень мало развивалось. Это уже минус традиции, когда любые изменения, даже позитивные, считаются ересью. В итоге сейчас японская традиция в значительном объеме представлена кендо, при всех плюсах которого нельзя сказать, что это полноценное боевое фехтование, и многочисленными школами, где по факту даже нет спаррингов, что тоже не улучшает ситуацию. При этом европейская традиция за последние 10-15 лет очень активно развилась, в том числе беря лучшее от Японии. К примеру, меня очень радует все большая распространенность среди европейцев постановки качественного удара с помощью тамэсигири, т.е. разрубания реальных предметов заточенным клинком.
Что касается слабых сторон, я бы отметил разве что повышенную приверженность европейцев к правилам, то есть в некотором роде уклон в спорт, когда нужно иметь возможность четко определить в поединке победителя. Это накладывает ограничения на технику – например, много где полностью запрещены уколы или есть какие-то непоражаемые зоны и недопустимые приемы. Однако и здесь хотелось бы подчеркнуть: это отлично нивелируется тем, что в европейском фехтовании царит разнообразие и отсутствие привязки к традиционности. Если что-то не нравится в конкретном направлении – всегда можно выбрать схожее, но другое. В японском фехтовании с этим заметно хуже.
Что даёт кендзюцу в современном мире?
Пожалуй, именно практической ценности немного – все-таки встретить на темной улице противника с оружием и самому при этом иметь хоть что-то, что может сойти за оружие, в наши дни довольно сложно. Конечно, можно сказать, что кендзюцу приучает правильно двигаться, дает равномерную нагрузку на все мышцы и прочее – но это же самое дает и рукопашка, от которой пользы все-таки больше.
Но вот культурный, скажем так, элемент заметно сильнее, возможно, именно потому, что махать руками-ногами и в нашей реальности продолжают, а прикосновение к холодному оружию дает ощущение прикосновения к древней истории. Многие приемы непонятны, если не разъяснить исторический контекст их применения, что позволяет погрузиться в японскую историю и культуру многолетней давности. Многие приемы баттодзюцу и вовсе основаны на особенностях самурайского этикета – скажем, если в момент конфликта сразу схватиться за меч, это может не понравиться стражам закона, приходится тянуть до последнего, пока противник не начнет обнажать оружие. Но и тогда есть приемы не только чтобы его ранить или убить, но и чтобы продемонстрировать противнику свою силу и скорость; причем настолько угрожающе, чтобы он сразу расхотел усугублять ситуацию.
Такие тонкости, когда изучаешь их постоянно год за годом, очень неплохо расширяют кругозор. Фактически это похоже на изучение истории и культуры, но на более глубоком уровне, с полным погружением.
Одно время восточное фехтование и восточные единоборства имели бешеную популярность. Никакое кино не мыслилось без азиатов, да и каждый герой носил с собой катану. Но что правда, а что нет из того, что мы видим в кино? Катана, с лёгкостью рассекающая сталь, диски от штанги))), это уже явно перебор киношников)
Список, на самом деле, довольно длинный. Что касается той самой невероятной остроты катаны – это, как любой распространенный миф, где-то посередине между правдой и неправдой. Японское оружие действительно в среднем острее, чем европейское (включая копья, которыми можно нарезать колбасу при желании), но разница именно что в среднем. При желании можно найти массу европейских и ближневосточных сабель, которые заточены примерно так же, как и катана или другое японское клинковое оружие, со сведением клинка около 20-25 градусов. Просто в Европе еще и много заметно более затупленных орудий, предназначенных для работы против одоспешенного противника, поэтому может показаться, что японские мечи невероятно остры. Конечно, железяки рассечь не получится. Более того, распространенная историческая проблема японцев при драках в помещении – неудачный замах, когда клинок застревает в деревянной притолоке и быстро извлечь его не получается. То есть и о молодецком рассекании толстых деревянных брусьев речь вести не стоит, если речь именно о катане. То же самое можно сказать по поводу легкого нанесения летальных ранений – в кино часто показывают, как довольно небрежный удар, да еще и одной рукой и одной только кистью, рассекает противника чуть не пополам или без проблем отсекает руку. В реальности, конечно, катана из-за не очень большой массы и баланса со смещением в сторону рукояти настолько страшый удар нанести не может.
Из правды, пожалуй, можно отметить сам факт применения катаны в современном или относительно современном мире, что встречалось в боевиках 80-90х гг. Это достаточно короткое, легкое и хорошо контролируемое оружие, которое удобно носить и которое действительно способно нанести серьезные ранения незащищенному человеку. Кроме того, очень многие поздние школы рассчитывают в своих приемах на отсутствие доспехов не только на противнике, но и на самом герое. Поэтому фехтовальщик с катаной должен уметь очень хорошо защищать себя от любых попаданий, что тоже дает некоторое обоснование тому, что он расхаживает именно с катаной, а не каким-то другим оружием.
Основная проблема кинематографа с катаной в кадре – практически полное отсутствие реалистичного подхода к фехтованию. Поэтому с одной стороны можно наблюдать типичную голливудщину с головокружительными мастерскими приемами, а с другой – японские фильмы в духе Куросавы, где сражения ставились таким образом, что герои нередко буквально ни разу не касались друг друга клинками в нормальный контакт.
Изучаете ли вы как дополнение приёмы самообороны из джиу-джитсу, которые сопровождали подготовку самураев?
Да, у нас есть короткий курс рукопашки – мы учимся правильно падать, отрабатываем несколько бросков и кувырков, базовые удары руками-ногами и несколько болевых приемов. Многие вещи используются потом применительно к фехтовальным приемам. Например, если в ближнем бою нанести противнику, не готовому к чему-то кроме атаки оружием, удар ногой, он может сильно удивиться и отвлечься на долю секунды, что позволит достать его мечом. Также можно попробовать выполнить болевой прием на его руке, чтобы отвлечь внимание или лишить его какого-либо преимущества. Верно и обратное: несмотря на довольно скромную долю рукопашки относительно остального обучения, мы как минимум морально готовимся к тому, что можем встретить противника, который в ближнем бою неожиданно нанесет удар или попробует перейти на захват. Это полезно, чтобы в критический момент не отвлекаться на ту самую решающую долю секунды.
Приёмы против меча. В некоторых восточных единобортствах много приёмов, где вы, либо меч выхватываете, либо (я это уже из грани фантастики, конечно) останавливаете, сжав сильно ладонями)
Как я понимаю, все эти приёмы уже появились в веке 20, когда адепты этих стилей в реальности с вооружённым мечом самураем не сталкивались?
Вопрос достаточно сложный. Многие такие вещи появились давно, но как элемент развития мастерства высокого уровня, и пользы в сражении сами по себе не приносят. Например, то самое останавливание меча сжатыми ладонями в реальности я встречал только как демонстрацию великолепного контроля тела – удар наносится «честно» и в полную силу, но при этом определенным образом. В частности, наносящий удар не стремится на ходу развернуть клинок, сменить направление удара и как-то подрезать руки противника, которые явно идут на сближение с клинком. Некоторые подобные приемы изучаются как в теории полезные, но при этом на стопроцентную эффективность никто не рассчитывает, а изучают их в том числе для сохранения культурного наследия. Описанные выше болевые приемы моей школы, имеющие корни в джиу-джитсу, теоретически могут привести к обезоруживанию противника, но противник должен быть либо заметно ниже уровнем (тогда его проще победить, не рискуя переходом в рукопашку), либо ему должно не повезти (на что рассчитывать опасно). Чаще всего такой прием приводит в тупик, как только противник оказывает полноценное сопротивление, тем более если хоть что-то подобное он уже видел. У нас есть более простые и эффективные движения подобного формата без обезоруживания, хотя и с использованием рукопашки – например, при контакте меч в меч можно отпустить одну руку с рукояти, захватить руку противника и быстро перейти на атаку мечом, зажатым во второй руке. Если выполнить все правильно, противник даже при хорошей подготовке вполне может не успеть за эти полсекунды оказать сопротивление.
Не стоит также забывать, что для многовековых японских традиций характерно в том числе сохранение приемов, которые когда-то и при особенных условиях у кого-то получились, но не предполагается, что они будут получаться всегда и у всех. Вероятно, многие странно выглядящие в наше время действия, которые в спаррингах почти не срабатывают, по сей день изучают по принципу «лучше изучить что-то малополезное, чем потерять это во тьме веков».
Что спасло японское фехтование от забвения? В эпоху Мэйдзи от самурайского наследия спешили отказаться. Например, джиу-джитсу спасли бразильцы. Клан Грейси активно развивал свой стиль джиу-джитсу. Тогда это единоборство было в тени каратэ и кунг-фу. Благодаря победам в первых UFC, Грейси вернули популярность джиу-джитсу, пусть и своему стилю, но о джиу-джитсу заговорили.
Когда наступила эпоха Мэйдзи, самураи оказались не у дел. Похожее уже имело место на стыке XVI-XVII вв., когда закончилась долгая эпоха войн Сенгоку Дзидай и самураям пришлось проходить переквалификацию из воинов и стратегов в сторону фактически чиновников. Однако в Мэйдзи ситуация оказалась еще хуже. Многие самураи, не обладая особыми навыками в какой-либо области, пошли в армию и полицию, чему активно способствовали власти. Конечно, о широком и постоянном изучении фехтования в сотнях школ речь уже не шла, но тем не менее в армии и полиции фехтование на бамбуковых мечах сохранилось даже в первое десятилетие Мэйдзи, когда курс на вестернизацию был максимальный. Через 20-25 лет, в конце XIX века, в японо-китайском конфликте холодное оружие показало высокую эффективность, так что начался новый виток интереса к фехтованию, а уже в 1920 году, если не изменяет память, были сформулированы принципы современного кендо. Что-то похожее происходило и после второй мировой войны: запрет на фехтование в 1945 году не продержался и десяти лет.
В итоге в Японии существует ряд школ корю будзюцу / корю кобудо, где традиция считается непрерывной с начала основания до наших дней, то есть глава школы (сокэ) если и переставал преподавать в какой-то момент, вроде начала Мэйдзи или 1940х гг., то потом продолжал и обучал себе замену. Школы же син кобудо, «новые», имели прерывание традиции, т.е. в какой-то момент у них не было живого и здравствующего сокэ. Но и тут не все так плохо: некоторые, конечно, реконструировались спустя много лет в духе современного европейского фехтования, по разного рода записям, но некоторые были прерваны буквально на одно поколение, восстановились при участии еще живых учеников и т.д.
Кроме фехтования, что ещё японского или азиатского, в целом, вас интересует?
Почти все так или иначе отпочковалось от интереса к фехтованию. Прежде всего я заинтересовался оружейным делом Японии – от металлургии и технологии ковки до классификации различного оружия и его нестандартных образцов. Почти сразу же появился интерес к истории и, так сказать, повседневной культуре – какую носили одежду, как передвигались в городах и за их пределами, как пили чай и при этом клали мечи, что ели, как жили в целом. Многие такие вещи, как я говорил выше, очень важны для понимания приемов баттодзюцу. Время от времени я провожу для учеников какую-нибудь лекцию, чтобы они тоже погружались в историко-культурный контекст.
История с культурой, в свою очередь, потянули за собой интерес к классической японской гравюре и каллиграфии, но здесь мои знания пока что очень неглубоки.