Найти в Дзене
diletant.media

Как относились к животным в Средние века?

Оглавление

Библейская традиция знала историю о грехопадении одного из представителей фауны, который подтолкнул человека поддаться искушению. Змей стал символом зла. Позднее, благодаря стараниям средневековых мыслителей, эту негативную роль стали играть и другие опасные хищники. Яркий пример — волк. Апостол Павел считал, что животные, безусловно, божьи твари, но они бездушны. Бог наделил человека властью над животным миром: для службы роду людскому зверям достаточно и чувств с инстинктами.

Святой Франциск и волк. Источник: Pinterest
Святой Франциск и волк. Источник: Pinterest

Средневековые авторы часто занимались «одухотворением» представителей фауны, но приписывали им как правило не самые лучшие качества. Средневековье видело петухов самодовольными, гусей — глупыми, свиней — грязными и прожорливыми, козлов и баранов — упёртыми и похотливыми, волков и кошек — злыми и коварными.

Иисус едет на осле. Источник: bloggersbeowulf.com
Иисус едет на осле. Источник: bloggersbeowulf.com

Особое место в этой «бранной» плеяде занимает осёл. Он, конечно, хоть и возил Христа и в Египет, и в Иерусалим, а также был важным помощником в хозяйстве крестьянина, но ему не удалось избежать неприятных характеристик. Уродливый и крикливый, тупой и ленивый, прожорливый и упрямый — таким рисовали образ осла в литературе.

Конечно, основой всего был страх людей перед миром зверей. Он не был необоснованным: в быту случались столкновения с дикими зверями, когда те нападали на стада, очищали сараи и амбары, портили урожай. Рептилии и насекомые кусались, грызуны переносили инфекции, да и домашние животные вели себя не всегда смирно.

Волк. Источник: bestiary.ca
Волк. Источник: bestiary.ca

Главной «страшилкой» средневековой фауны был волк. Коварство и хитрость, смелость и прозорливость сочетались в фигуре этого санитара леса. Его жертвами могли стать не только травоядные, но и люди, которые блуждали по лесам, охраняли стада и сбивались с дорог.

Страх присутствовал всегда, но откровенное непонимание и отвращение у людей той эпохи вызывали насекомые, рептилии и рыбы. Человек, как известно, млекопитающее и он может найти сходства в физиологических процессах у животных. Все эпидемии и болезни до начала прогрессивного развития науки связывали с укусами ползучих гадов и беспозвоночных.

Поклонение или любопытство?

Средневековая Европа в разные века была полем мультикультурных столкновений. Нельзя отрицать влияние античности, германских и кельтских традиций, а также роли Великого переселения народов в этом процессе. Иранские и тюркские племена в V-VII вв. также внесли свою лепту. Христианство столкнулось с мощным пластом верований, в которых роль фауны и флоры была сакральной. Тотемные животные гермацев или кельтов были связаны с волевыми качествами, которые пригодились бы в охоте. Кто отказался бы от силы медведя, неистовства вепря и хитрости волка?

Лев. Источник: Pinterest
Лев. Источник: Pinterest

Любопытство людского рода к животному миру не всегда находило такой отклик. Зачастую это было похоже на простое восхищение красотой и изяществом отдельных существ. Отсюда и изображения на барельефах и украшениях из драгоценных металлов в виде фигур животных и т. д.

Были звери, о которых простые люди могли знать только по рассказам. А у рассказчиков было огромное поле для деятельности: животным приписывались невероятные свойства и внешние характеристики. Слоны в представлении людей несведущих слыли верными и мудрыми, верблюды были выносливы и верны, а львы — великодушны и благородны. И, конечно же, единорог — чистый и сдержанный, но его никто и никогда не видел. Человек в данном случае видел в живом существе определённый символ.

Верблюд. Источник: Pinterest
Верблюд. Источник: Pinterest

Но если говорить о практичности и привязанности, то тут на ум приходят два млекопитающих — собака и лошадь. Их функции и сакральное значение вполне понятно: это надежные товарищи, которые помогают человеку в быту. Верные и послушные, надежные и смелые.

Как же их понять?

Такие великие мыслители эпохи, как Исидор Севильский, Брунетто Латини и Хильдегарда Бингенская полагали, что животные делятся на две категории: опасные и те, которые служат.

Простой народ наблюдал за животными и подмечал интересные особенности. Как ведёт себя лошадь, какой корм лучше для работоспособности быка, какой породы собака лучше подходит для охраны стада — об этом знали жители обычной деревеньки. Люди не смогли принять и познать повадки только одного зверя — кошки.

Кошка. Источник: medievalist.com
Кошка. Источник: medievalist.com

Более понятным языком в XII-XIII вв. о животных говорили энциклопедисты своими «бестиариями», которые были доступны всем грамотным людям.

Правда, оставались заблуждения и незаполненные знаниями лакуны в отношении фауны. К примеру, люди долгое время полагали, что собака не уживается с кошкой, так как они олицетворяют мужчину и женщину, что лосось — это самец форели, пчелы — начинают трудиться на рассвете, а медведь — добрый и милый, потому что ест мёд.

Суд над свиньёй. Источник: birdinflight.com
Суд над свиньёй. Источник: birdinflight.com

Средневековье знало настоящие судебные процессы над животными: с арестами, обвинениями и защитой, приговорами и казнями через повешение. Мышей судили за съеденные запасы, барсуков за разорение виноградников, свиней за убийства людей. Знаменитый случай в Нормандии с «фалезской свиньёй»: в 1386 году в городе Фалез изуродованную свинью, одетую в человеческие одеяния, тащили по городу и в конце концов повесили за то, что она съела маленького ребёнка.

Подробнее