Во время самоизоляции 2020 года, вызванной пандемией коронавируса, резко вырос спрос на онлайн магазины, и, в частности, на службы доставки продуктов.
И вот, спустя 3 года популярность подобных сервисов лишь увеличивается. С каждым днем все больше людей начинают заказывать доставку готовой еды и продуктов домой, но немногие знают, какой путь проделывает их заказа перед тем, как попасть к ним в руки. И вот, я пишу эту статью для того, чтобы поделиться опытом работы в одном из таких сервисов, а именно - в Сбермаркете, приоткрыть завесу, разделяющую клиента и работников, и показать, что все не так уж и радужно, как некоторые считают. Данная статья ориентирована в первую очередь на тех, кто собирается стать ЭПЗ(Эксперт по закупкам, он же сборщик) или ВК(Курьер) в этой компании. Однако она так же может быть интересна и простым людям, которые узнают об ужасах работы в Сбермаркете. Подписывайтесь и делитесь этой статьей с друзьями, а я начинаю повествование
- ТРУДОУСТРОЙСТВО
Однажды, бороздя просторы hh.ru в поисках подработки на лето, я наткнулся на такое примечательное объявление:
Некая Наталья ищет сборщиков заказов, да еще и цифры радуют глаз. Конечно, заглянув в описание они были уже другие, но все равно весьма достойные, да и условия прям таки райские:
Еженедельные выплаты, отсутствие штрафов, фиксированная ставка от 200 рублей, да и работа непыльная - собирай заказы, да отдавай их курьеру: ну чем не работа мечты для студента? Особенно когда у тебя из альтернатив лишь курьер и официант, где ставка куда ниже, а объем работ выше. После такого я конечно же откликнулся на объявление, и буквально через десять минут мне ответил бот (к сожалению, скрины сообщений не сохранились). Бот этот дал мне номер какого то менеджера, и сказал писать в WhatsApp, что я благополучно сделал. Там мне тоже ответил бот, попросивший подождать менеджера.
Я честно ждал менеджера около суток, после чего просто спросил в чате, быстро ли он придет. Менеджер тут же ответил, извинился, и, после небольшого опроса (ФИО, номер, ближайшее метро и тд) «записал на собеседование». И, что интересно, только на этом этапе я узнал, куда я устраиваюсь. И то потому, что мне пришло уведомление от Сбермаркета.
И да, оказалось, что это даже не собеседование, а «обучение». Менеджер об этом ничего не сказал, но было уже все равно.
На следующий же день я поехал на обучение в этот чудесный ТЦ, который находился в 15 километрах от моего дома. Там я благополучно нашел Ашан, в который мне нужно было приехать, и местный работник Сбермаркета отправил меня в какую то каморку на конце магазина, попутно попросив подождать кого то. Зайдя в прелестную каморку, я попал в помещение 6х6 метров, в котором с двух сторон располагались шкафы, оклееные брендированной пленкой, а напротив двери одиноко стояли стол, стул и диван. Спустя 15 минут в помещение вошел человек: мужчина южной наружности. Он поздоровался, сел на стул, и мы начали обучение.
Ничего интересного не было: сначала презентация о том, какая это хорошая компания, о плюсах и зарплате. Так же сказали оформить медкнижку. За свои деньги, разумеется. Далее скачивание приложения Instashopper, с помощью которого оказываются услуги, SkillCup, с курсами по подробному обучению сборке и оформление самозанятости. Именно тут появился первый звоночек - компания заключает не трудовой договор, а «договор об оказании услуг». То есть по факту вы официально даже не работаете, и никакие соответствующие льготы не получаете. Второй звоночек последовал сразу после этого - человек, обучающий меня, сказал, что почасовой оплаты нет, а оплата идет лишь за заказы. Это было весьма печально, но я все же решил остаться и посмотреть, вдруг можно заработать хорошие деньги, так как даже мой «обучающий» сказал, что в месяц можно получать до 70.000 рублей.
Далее меня подключили к системе, и началась практическая часть - ко мне приставили уставшего вида сотрудника, с которым меня отправили собирать заказ. Как я и ожидал, работа была непыльная: ходишь по магазину, собираешь товары, после чего оплачиваешь заказ и упаковываешь его. Да еще и касса своя, и продукты выкладывать не надо: всего лишь показываешь специальный код, кассир считывает его на кассе, и оплачивает картой Сбермаркета, которая лежит у него. Сделав таким образов два заказа, я вернулся к своему «обучающему», и сообщил о успешном окончании. Он попросил мой номер, скинул во все тот же WhatsApp обучающие материалы, а так же отправил телеграм моего супеовайзера и в программе перенес меня на точку, которая ближе к моему дому.
Так и закончилось обучение, на которое в общем я потратил 4 часа. Все было таким же легким, как я и ожидал, однако как же я ошибался… Но об этом чуть позже. А сейчас поговорим об обучении и непосредственно процессе сборки
- ОБУЧЕНИЕ СБОРКЕ И SKILLCUP
После первого рабочего дня вам на телефон приходит СМС с кодом и логином от приложения SkillCup.
SkillCup - это платформа для обучения «партнеров» (так называют сотрудников Сбермаркета). Здесь представлено 10 обязательных к прохождению курсов, после завершения которых вы становитесь ЭПЗ(Эксперт по закупкам). В данных курсах вы узнаете все, что вам нужно для работы: от оплаты заказов, до выбора продуктов. Прохождение данных курсов отслеживается супервайзером, так что отвертеться не выйдет.
Для начала - вам нужно выбрать курс. Все курсы, кроме первого, закрыты, и откроются после прохождения предыдущих.
Курс делится на несколько частей, и все их нужно пройти, иначе доступ дальше будет закрыт
А так выглядит содержание одной части:
Данные курсы действительно очень помогают в дальнейшей работе, потому пропускать их не следуют, но давайте же мы перейдем непосредственно к процессу сборки.
- СБОРКА ЗАКАЗОВ
После того, как вы впервые приходите на точку, вы становитесь стажером. В моем случае «стажировка» длилась 4 дня. От обычного партнера я отличался мало, разве что вместо формы у меня был бейджик с надписью «стажер», да двойные заказы не давали. По истечении 4 дней мне выдали форму и я стал полноценным партнером.
График, как и обещали, гибкий, и каждый четверг после 12.00 вы проставляете смены на неделю вперед. Все это происходит в приложении InstaShoper(или же просто шопер), которое так же используется и для принятия заказов. Сначала выбираете день, например тут я выбрал 22 число:
А потом, соответственно, часы в которые хотите работать:
Однако тут есть небольшой нюанс: в начале месяца супервайзер требует, чтобы каждый партнер предоставил расписание на месяц вперед, для подстраховки.
Но перейдем же к самому процессу сборки.
На моей точке действовала новая система ДИСПАТЧ. Она распределяет заказы между партнерами автоматически, поэтому самому взять любой понравившийся заказ не выйдет.
Заказы выдаются вот так:
Вам на телефон приходит плашка, на которой написан номер заказа, количество позиций, вес, и вознаграждение, которое вы получите в случае выполнения этого заказа. Так же снизу вы видите молнию: это доплата за скорость. Да, заказы еще нужно успевать собирать, иначе вознаграждение будет меньше.
Пришедший заказ всегда сопровождается соответствующей мелодией: их вы наверняка слышали с точек Сбермаркета. Если в течении минуты заказ не взять, то он исчезнет, и через время вам предложат другой, если таковой есть. А если альтернативы этому заказу нет - то до появления иных, вам все время будет прилетать только он.
После того как вы приняли заказ, вам высвечивается перечень товаров, которые нужно собрать:
Никаких сложностей в сборке нет: нужно искать товары в магазине, и сканировать их штрихкоды или честный знак (На молочной продукции и воде). Так же, перед тем как идти непосредственно в магазин, нужно взять термопакеты, если у вас в заказе есть замороженные или охлажденные товары (И то, и другое упаковываются в отдельные термопакеты).
Так же обязательно нужно нажать на кнопку с номером заказа снизу - появится окно со всей информацией о заказе, включающую в себя имя заказчика, его номер, комментарий:
А так же адрес и интервал доставки:
Номер клиента и его комментарий нужны для того, чтобы сборщик знал, что делать в случае отсутствия какой либо позиции. Обычно люди просят звонить:
Однако бывает клиенты просят не звонить и отменять все отсутствующее в наличии, либо наоборот, заменять. Однако по регламенту сборщик обязан позвонить, если сумма отмен превышает 600 рублей.
Хорошо, вот мы собрали все товары, согласовали все отмены/замены, а что дальше? А дальше снизу появляется кнопка «Завершить заказ», после нажатия на которую деньги списываются с карты клиента и появляется такое окно:
Помните я говорил, что на обучение в Ашане достаточно было показать код и не выкладывать товары? Так вот, на моей точке такого не было. Кода в приложении не было, и приходилось все выкладывать на ленту и пробивать как обычный человек. Но вернемся к сборке.
Вы выкладываете товары на ленту, пробиваете, показываете кассиру карту лояльности (Первая кнопка на фото), после чего сканируете чек. Потом на базе вы пишите на чеке номер заказа (Это нужно для того, чтобы в случае отмены заказа вы могли вернуть товары в магазин), а так же кладете рекламные флаеры в заказ. После сканирования чека появляется окно упаковки:
Тут вы отмечаете, что и куда вы поставили, какой ящик на какой стеллаж и какой термопакет в какой холодильник, после чего просто завершаете заказ.
Вот и весь процесс сборки. Как видите, ничего сложного нет, но и тут есть свои нюансы: постоянное отсутствие нужных продуктов в магазине, придирчивые клиенты, отсутствие места на точке и многое другое, но об этих минусах мы сейчас и поговорим.
- ТОЧКА, КОЛЛЕКТИВ И ПРОЧИЕ ПРЕЛЕСТИ РАБОТЫ
Перейдем обратно к моей истории. Отправили меня работать в магазин «Лента», и в реальности все оказалось куда хуже, чем я ожидал. Кратко и по пунктам:
1. Сама работа
Во первых, никакой отдельной кассы со своим кассиром попросту не было: всем работниками приходилось отстаивать очередь наряду с обычными покупателями, а так как карта для оплаты была одна, то еще и бегать за ней на точку, либо искать у коллег.
Во вторых, условия труда нечеловеческие: постоянные штрафы, мизерные зарплаты, ужасное отношение начальства и прочие чудеса, описанные чуть ниже.
В третьих: сама по себе «Лента» была отвратительным магазином: постоянное отсутствие товаров, гнилые фрукты и овощи, работники, ведущие себя максимально мерзко, а про хаос и беспорядок на складе я вообще молчу.
2. «Точка» выглядела вот так:
Как вы видите, места критически мало, так что в «час пик» здесь негде было банально встать, не говоря уже об упаковке заказов. Ящики приходилось бросать где попало, заказы теряли, сборщики получали штрафы. А что уж говорить о холодильниках и морозилке, которые стояли за углом, буквально в торговом центре, рядом с постаматом одной небезызвестной китайской компании. Если кто-то из читающих обращал внимание на точки Сбермаркета в Ашане, то замечал, что это огромный клок земли метров так в 30-40 квадратных, со своей брендированной стенкой, отгораживающей ее от любопытных глаз.
3. Коллектив
Я не могу ручаться за все точки, так как сам слышал про «дедовщину» в каком то из магазинов, однако на моем месте работы таких проблем не было. Старые сборщики относились к новым хорошо, стажеры тоже приходили довольно дружелюбные. Однако если вы пойдете работать летом - будьте готовы к тому, что 80% ваших коллег будут несовершеннолетними товарищами, так как данная компания набирает людей, внимание, с 16 лет. Так что если вам не нравятся излишне молодые люди - устраивайтесь осенью, когда все они покинут работу.
4. Отношение компании и штрафы
Одна из самых больных тем, ведь компания будет относиться к вам как к скоту. Начнем с того, что на час работы вам дают 5 минут отдыха. То есть на 8 часов работы вы получаете 40 минут перерыва, который можно включить в любой момент, кроме первого часа после начала смены, и двух последних часов смены. Да, не очень много, но по сравнению с тем, что идет дальше - это еще очень лояльно.
Во первых, есть свою еду вам будет попросту негде, ведь на точке нет микроволновки, так еще и есть на ней нельзя, иначе - штраф 500 рублей. Есть можно лишь в «специально отведенных местах», но что это за места, не уточняется. Возможно имеется в виду фудкорт, однако путь туда занимает добрые 5 минут времени.
Во вторых - штрафы. Они везде и за все. За курение в форме, за потребление пищи в форме, за покидание точки без включенного перерыва (То есть даже чтобы сходить в туалет, вы должны потратить свое время, предназначенное для отдыха), штрафы за неправильную маркировку, удержание средств за возвраты…
Последнее это вообще чудо. Если в процессе доставки клиент отказался от заказа, то при возврате его на точку вы должны либо вернуть его в магазин по чеку, и предоставить старшему по смене возвратный чек, либо если в магазин отказываются принимать - сфотографировать товары и прислать все супервайзеру, чтобы тот оформил возврат, и деньги с вас не удержали. У вас наверняка возник вопрос: «Но если меня не было на точке в момент возврата заказа?». А это уже никого не волнует. Даже если заказ вернули когда у вас был отпуск, но собирали его вы - он под вашей ответственностью. Заказ потеряли пока вас не было? - извините, не наша вина. И так всегда. Удержания, штрафы - все это по итогу отнимает у вас половину зарплаты которая, кстати, не самая высокая, о чем мы сейчас и поговорим.
5. Деньги
Вот и одна из самых главных частей. То, что интересует большую часть людей. Если вы помните, то «обучающий» обещал мне до 70.000 рублей в месяц, а реклама самого Сбермаркета нередко сулит все 96.000:
Давайте же разберемся, а кто прав? По логике - оба, а по факту - никто. Дело в том, что 96.000 вы можете заработать, если будете работать 12 часов в день, без выходных и перерывов, получите за это 75.000, так еще и приведете по реферальной программе друга авто курьера, за что получите еще 30.000. Вот и получаются те самые ≈96.000 рублей. Но все мы понимаем, что так работать невозможно, поэтому сейчас я вам покажу РЕАЛЬНЫЙ заработок в Сбермаркете.
На самом деле все не так однозначно. Разберем две ситуации: день с большим количеством заказов, и день с маленьким количеством заказов. В первой ситуации я получал около 1.500 рублей за 8 часов работы, а во второй: около 900 рублей. А если заказов вовсе нет - то и денег у вас не будет. Вот такое вот современное рабство, где в лучшем случае вы будете получать 190 рублей в час. Согласитесь, не похоже на «200-250 рублей в час» из объявления на hh.ru, и тем более уж не похоже на 96.000 рублей в месяц. И это при условии постоянных удержаний и штрафов о которых я говорил ранее. Однако, стоит отдать должное - деньги всегда приходили вовремя: в четверг, с 18.00-22.00 приходила зарплата за прошлую неделю.
- ИТОГИ
Ушел я из этой чудесной конторы спустя два месяца работы. Что я получил? Около 30.000 рублей за все время, работая 3 дня в неделю по 8 часов. Много это или мало - судите сами, а я распишу плюсы и минусы:
1. Плюсы:
- Хороший коллектив
- Гибкий график
- Своевременные еженедельные выплаты
2. Минусы:
- Ужасное отношение начальства
- Мизерные зарплаты
- Нечеловеческие условия труда
- Постоянные штрафы и удержания
Таков был мой опыт работы в Сбермаркете. Работать там или нет - решать вам, но я бы ни в коем случае не рекомендовал бы эту работу, а особенно тем, кто ценит свое время, свой труд, и свое здоровье. Учитесь и развивайтесь, работайте в хороших местах и будет вам счастье. Всего хорошего
Автор статьи: Евгений Полежаев
Особая благодарность: Павел Премин