Найти в Дзене
Фотоблог №1005001

Солдаты-инвалиды Первой мировой. 13 редких фото, которые стоит досмотреть до конца

Все войны когда-нибудь заканчиваются. Даже столетние. Люди возвращаются к мирной жизни, строят новые дома, рожают детей. Природа тоже затягивает свои раны в виде воронок и окопов на местах сражений.

Но остаются они. Те, при взгляде на кого, отголоски ужасов войны ещё долго будут бередить душу. Те, кто сами не забудут её никогда. Ни на мгновение. Потому что она не только выжгла их изнутри, как других, но лишила даже надежды на полноценную жизнь после её окончания.

Инвалиды войны. Сегодняшняя фотоподборка о них. Это будет непросто, но вы должны досмотреть её до конца. Начнём вот с такого неоднозначного кадра.

На старте забега одноногих ветеранов Первой мировой, Нью-Йорк, 1918 год

Фото: George Grantham Bain Collection / Library of Congress
Фото: George Grantham Bain Collection / Library of Congress

Я затрудняюсь как-то прокомментировать данное фото. Очень уже всё неоднозначно. Переходим к следующему.

Госпиталь Уолтера Рида, Вашингтон, 1918 год. Две руки и три ноги на двоих.

Фото: Harris & Ewing / Library of Congress
Фото: Harris & Ewing / Library of Congress

Далее перемещаемся в Европу. Франция, апрель 1918 года.

Фото: American National Red Cross Photograph Collection / Library of Congress
Фото: American National Red Cross Photograph Collection / Library of Congress

На заднем плане, если сможете отвести взгляд от лица солдата справа, можно увидеть флаг США. Первые американские войска прибыли во Францию в июне 1917 года, до этого Штаты сохраняли нейтралитет.

У меня нет информации, кто именно изображён на фото. Известно только, что его имя - Александр.

Вообще, фотографии, где у солдат по сути нет лица, самые страшные. Особенно, до/после. Отдельные энтузиасты-хирурги пытались их как-то собрать заново, также известны случаи, когда изготавливались маски, как на фото ниже:

-4

Солдаты, раненые во время Первой мировой войны, снова учатся ходить в госпитале в Будапеште:

Фото: Stefan Sauer / Associated Press
Фото: Stefan Sauer / Associated Press

На следующем кадре видим двух солдат в лондонской больнице общего профиля № 4, 1918 год. Они в отличном расположении духа, хотя, казалось бы, радоваться тут нечему:

Фото: George P Lewis / iwm.org.uk
Фото: George P Lewis / iwm.org.uk

Я поискал дополнительную информацию по этому фото и выяснил, что подобные снимки с улыбающимися инвалидами войны были специально опубликованы во многих СМИ Великобритании в первые послевоенные годы. Чтобы, значит, подчеркнуть "усилия" правительства.

Вот ещё один пример из той же больницы:

Фото: George P Lewis / iwm.org.uk
Фото: George P Lewis / iwm.org.uk

Следующее фото из госпиталя королевы Виктории в Нетли (Англия). Тут и вовсе одна нога на семерых:

Фото: iwm.org.uk
Фото: iwm.org.uk

Однако мало где упоминался тот факт, что те, кто выжил после жестоких ранений, даже не получали пенсии, за исключением «очень ограниченных, особых случаев». В основной массе они были предоставлены сами себе и выживали как могли.

Как итог, мы видим уже совсем другие снимки.

Берлин, Германия. Фото: wikimedia.org
Берлин, Германия. Фото: wikimedia.org
Париж, Франция. Фото: vk.com
Париж, Франция. Фото: vk.com

Ну и уж, конечно, куда без хрестоматийных пропагандистских фото, когда высшее начальство показательно на камеру пожимает руки рядовым солдатам в госпиталях:

Фото: Horace Nicholls / iwm.org.uk
Фото: Horace Nicholls / iwm.org.uk
Уильям Фергюсон Мэсси, премьер-министр Новой Зеландии, приветствует выздоравливающего солдата в военном госпитале.

Не могу судить, нужны ли по большому счёту такие "знаки внимания" раненому бойцу или нет. Как считаете?

На следующем фото Николай II среди раненых офицерского лазарета Красного Креста, врачей и сестер милосердия в городе Каменец-Подольский. Март 1915 года.

Фото: А. Келлер
Фото: А. Келлер

Признаюсь, что фотографий солдат-инвалидов Российской империи мне найти не удалось. Возможно, пока. Я продолжу поиски. А может быть их и не существует. Не этих несчастных, конечно, а самих фото.

При этом я нашёл много снимков из российских военных госпиталей, но на них только общие планы с рядами коек. Понятно, что среди них были и те, кому максимально не повезло.

-13

Александра Толстая, дочь писателя, которая была сестрой милосердия, писала:

Трудно было привыкнуть к ампутациям. Держишь ногу или руку и вдруг ощущаешь мертвую тяжесть. Часть человека остается у тебя в руке.
«Сестрица, – с надеждой, боясь ответа, обращается ко мне молодой красивый казак, очнувшись от наркоза, – а ногу-то оставили, не отрезали, пятка чешется». Как ему сказать? Большие черные глаза смотрят на тебя с надеждой, мольбой. И, узнав правду, сильный могучий красавец-казак, закрыв лицо руками, рыдал как ребенок: «Сестрица, как же я теперь? Дуня-то моя… Дуня… не будет калеку любить, уйдет… а ребята… чем зарабатывать буду?»

Хочется верить, что хотя бы у некоторых из них послевоенная судьба сложилась как-то по-человечески. И "Дуняши" оказались порядочными, не бросили, и на пропитание денег хватило и душевных сил тоже, чтобы не упасть духом и не запить горькую.

Ставьте лайк в поддержку труда автора и подписывайтесь на мой Дзен и Телеграм. В следующей части покажу фотографии несчастных, оставшихся калеками во время Великой Отечественной.

Читайте также: