В этом году исполнилось 60 лет с того дня, когда великий режиссер Марлен Хуциев попал в непростую ситуацию: руководство студии имени Горького «завернуло» его фильм «Застава Ильича». Трехчасовое полотно о молодых москвичах, которые только учатся быть взрослыми, вызвало вопросы у руководства страны. Ленту пришлось перемонтировать, и вышла она только в 1965 году, уже на излете эпохи Оттепели. Под названием «Мне двадцать лет» она стала одним из символов времени. Вспомним о пяти причинах, по которым эту картину стоит смотреть и пересматривать сегодня.
1. Все грани Оттепели
На момент судьбоносного заседания в киностудии Горького Марлену Хуциеву было уже 39 лет – он по праву носил звание состоявшегося режиссера. Уже вышли фильмы «Весна на Заречной улице» и «Улица молодости», в которых Хуциев искал новых героев эпохи. После «сталинского малокартинья» кинематограф нуждался в свежих лицах и идеях, поэтому главными героями эпохи стали не оптимистичные ударники труда или исторические личности, а искатели. «Мне двадцать лет» задумывался именно как продолжение этой линии: в центре его сюжета оказывался молодой москвич Сергей Журавлев (Валентин Попов) и его друзья. Жизни у них складывается по-разному: Коля Фокин (Николая Губенко) слывет ловеласом, Слава Костиков (Станислав Лобшин), наоборот, стал семьянином, хотя все еще не очень понимает ответственности этого поступка.
Герои путешествуют по Москве шестидесятых в поисках идеала новой жизни, но сталкиваются не только с документальными кадрами первомайских демонстраций, но и с человеческими пороками: инфантильностью, снобизмом «золотой молодежи», глупостью начальства, которое все еще хочет жить «по-старому». Поэтическая прямолинейность Хуциева не щадила пережитков прошлого, указывая на то, что Оттепель – эпоха не революции общества, а я его постепенного перерождения. В ее мире все еще оставалось много неприятных пережитков прошлого, с которым придется расправляться молодым. То, что Хрущев назвал одним из главных недостатков ленты – «Три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают» – оказалось самой точной репрезентацией оттепельной среды, где восстанавливающаяся после войны страна не только излучала энтузиазм, но и сомневалась, рефлексировала о своем прошлом и искала дорогу в будущее. А дороги без ухаб, конечно же, быть не могло.
2. Гениальный сценарий Хуциева и Геннадия Шпаликова
Сценарий для «Заставы Ильича» Марлен Хуциев изначально придумывал вместе с Феликсом Миронером, с которым они вместе работали над «Весной на Заречной улице». Но этот дуэт столкнулся с непреодолимым спором: режиссер хотел видеть свое кино новым прочтением советского киноязыка, в то время как Миронер больше тяготел к консервативной форме повествования. К нему на смену и пришел Шпаликов – Хуциев выбрал его себе в сценаристы, увидев в текстах студента ВГИКа столь необходимую «воздушную атмосферу». Фильм должен был дышать эстетикой времени и создавать актуальные образы героев.
Для Геннадия Шпаликова сценарий к фильму, изданный журналом «Искусство кино» под тем самым названием «Мне двадцать лет», стал трамплином в большое кино. Впоследствии его признают одним из главных героев Оттепели: по сценариям Шпаликова поставят «Я шагаю по Москве» и «Я родом из детства». Сценарист подарил эпохе типичных героев: личностей, бунтующих против инерции и всеобщей безнравственности – этот типаж «маленького человека» в большом и не всегда справедливом мире останется в творчестве Шпаликова до самого конца. Автор, когда-то начавший свой большой путь в кино с фильма Хуциева, не сможет жить без Оттепели: его жизнь оборвется в ноябре 1974 года, сценарист не сможет найти себя в «эпохе развитого социализма». Тем не менее, отпечаток романтического взгляда Шпаликова на мир останется со зрителем уже навсегда.
3. Камео главных лиц эпохи
«Мне двадцать лет» – фильм, действие которого происходит в точно определенный отрезок времени. Желая подчеркнуть почти документальное описание жизни общества в начале шестидесятых, Хуциев не только отправляет своих героев в прогулку по Москве, на вечеринки и балы выпускников, но и активно использует в фильме узнаваемые лица. Одна из самых известных сцен фильма, позже зажившая собственной жизнью – поэтический вечер в Политехническом музее, на котором свои стихи читают признанные символы поры «шестидесятников»: Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина. Съемки сцены для фильма в итоге переросли в настоящую сенсацию и продолжались пять вечеров с непременными аншлагами. Так Хуциев спрятал в своем фильме натуральный «фильм в фильме»: документ эпохи, когда поэты были советскими рок-звездами.
Но и без них «Мне двадцать лет» был настоящим кладезем невероятных камео. Создатели фильма появлялись в кадре в стиле Альфреда Хичкока: ненадолго и только для тех, кто их узнает. Хуциева можно заметить на вечере поэзии, Шпаликов любуется картинами на выставке в Пушкинском музее. Настоящий подарок для синемафилов – сцена гулянки молодых москвичей-снобов, на которую главный герой попадает фактически случайно. Здесь в кадре молодой Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский, Андрей Ладынин и сценарист Павел Финн. Ироничное представление цвета советской кинематографии еще и тем ценно, что авторы фильма умудрились уместить в одном, весьма тесном помещении, целый учебник советской киноистории.
4. «Мне двадцать лет» – ключ к пониманию советского времени
Изначально фильм Хуциева назывался «Застава Ильича» и несколько отличался от версии, показанной советским зрителям. На показе фильма руководству киностудии имени Горького громкую картину очень высоко оценил режиссер Михаил Ромм. «Марлен, вы оправдали свою жизнь», – сказал он Хуциеву. Режиссер позже считал эту короткую реплику самой высокой оценкой, которую ему приходилось слышать. Однако мнение мэтра мало значило в сравнении с партийным комментарием: «Заставу Ильича» раскритиковали за несоответствие политике КПСС и демонстрацию идеологически неверного образа советской молодежи. Юные москвичи не знали, чего они хотят – для властей это казалось немыслимым разгильдяйством, и это в разгар бурной выполнения плана Семилетки! В итоге Хуциеву пришлось существенно отредактировать кино, переснять ряд сцен и переозвучить реплики, которые особенно критиковали в Кремле. В 1965 лента под измененным названием «Мне двадцать лет» все-таки вышел и имела зрительский успех – в год премьеры ее посмотрели 8,8 млн зрителей.
В отличие от вышедшего чуть позднее фильма Алексея Германа «Проверка на дорогах», «Застава Ильича» не стала «полочным кино» и смогла выйти в свет сразу после окончания хрущевской поры. В восьмидесятые годы, на волне Перестройки, лента еще и получила фактически третье свое рождение: указом специальной комиссии при Союзе кинематографистов было поручено восстановить картину в том виде, какой ее задумывал автор и вновь выпустить в прокат. По причине того, что Хуциев снял ключевое для советского кино произведение. С 1988 года параллельно существуют два фильма на одном материале – и каждый со своим настроением, важными мыслями и отражением эпохи. Похоже, ни одному фильму в нашей истории не удалось отразить в себе сразу несколько периодов в жизни страны: поиска нового пути, «закручивания гаек», компромисса и исправления культурных ошибок прошлого.
5. «Нелакированная» Москва
Вышедший незадолго до «Мне двадцать лет» оттепельный хит «Я шагаю по Москве» не только хвалили, но и ругали – зафиксированная оператором Вадимом Юсовым советская столица выглядела уже слишком прилизанной и идеальной, хорошеющей с каждым днем. «Мне двадцать лет» в этом плане был реалистичнее, и показывал Москву не только в парадной стороны. Пока на Красной площади гуляли выпускники, где-то стояли в длинных очередях за газетами, теснились в общественном транспорте и монументальных вестибюлях метро. Фильм Хуциева запечатлел момент часа-пик на Садовом кольце и абсолютно безлюдные улицы мегаполиса, старые особнячки и конструктивистские дома пролетариата. Москва – город контрастов.
В нашем проекте «Кинокарта России» мы продолжаем собирать информацию о местах съемок советских и российских фильмов, и Москва – один из главных героев отечественного кино.
Будем рады вашей помощи – оставить свою кинометку и рассказать о съемках может каждый пользователь