В среду, 16 августа, жители разных городов Казахстана на ресторанах бывшего McDonald’s с удивлением увидели новые вывески. Где-то «Мен Мәдиярмын» (в переводе «Я — Мадияр»). Где-то «Я — Данияр, «Я — Юлия», «Я — Арай», «Я — Александр» и так далее. Удивляются жители Казахстана по этому поводу уже не в первый раз. После официального ухода McDonald’s из республики из-за ограничений в поставках продукции сеть была переименована в «Мы открылись!»
Но местному населению название не зашло, говорят казахстанские журналисты. Шансы на то, что приживутся конкретные имена, тоже весьма невелики, считает член совета Российской гильдии маркетологов Николай Григорьев. Мало того, что все это сильно напоминает нейминг 90-х — парикмахерская «Светлана» или кафе «У Артура», такой подход нарушает базовые законы рынка, предполагающие, что если речь идет о сети заведений, называться они должны одинаково, продолжает эксперт:
Николай Григорьев член совета Российской гильдии маркетологов «Это, конечно, никакого отношения к маркетингу не имеет. Это такой антимаркетинг. Ну так захотели, видимо, местные хозяева. Ну что ж — в принципе, и бывает такое в молодом бизнесе. Когда люди говорят: «А что мне там какие-то законы, правила маркетинга? Я так хочу». Ну вот, значит, они так сделали. Их проблемы. Ничего хорошего от этого я точно не жду».
И первая реакция наших собеседников из Казахстана это подтверждает. Людям не нравится. Рустам Максутов — генеральный директор казахстанского радио Business FM, будучи журналистом, хотя бы выяснил, почему эти рестораны названы теми или иными именами. По его данным, так зовут руководителей конкретных филиалов сети.
Рустам Максутов генеральный директор казахстанского радио Business FM «В соцсетях никто не понимает, что происходит. Почему так переименовали. Уже пошли мемы — начинают переименовывать в каких-то личностей, которые когда-то были в криминальных кругах известны. Начинают распространять фотографии, что, дескать, все переименовано в честь того или иного чиновника. То есть, по сути дела, все сейчас строят какие-то догадки. Но в основном с юмором ко всему относятся. Но у меня, по крайней мере, это все вызвало легкое недоумение. То есть я пока еще не понимаю, что происходит».
Не понравились новые названия и Диасу Нуркину из Костаная, но что хуже, по его субъективному мнению, в ресторанах бывшего McDonald’s упало и качество:
«Понятное дело, что исчезли все брендированные наименования McDonald’s. Их заменили на аналоги, но, как по мне, все равно со временем качество продуктов и вкус начали ухудшаться. Я не знаю, с чем это связано, но, по моему мнению, с тем, что вместе с McDonald’s ушли и системы качества, системы проверки качества. В настоящий момент это не обслуживается должным образом. По поводу поставщиков: на момент февраля-марта была информация о том, что на 80% линии поставщиков остаются те же самые, то есть большая часть продуктов закупалась у российских поставщиков, но нынешнее руководство обещало со временем перевести все на казахстанские линии, но опять-таки я не обладаю информацией о том, было это сделано в итоге или нет».
Но, по крайней мере, те, кому показалось, что «бигмак» уже не тот или туалет не такой чистый, как раньше, теперь знают, кого в этом винить. Конкретных Мадияра, Данияра, Юлию, Арая, Александра и так далее. Интересно, подумали ли об этом в компании перед переименованием.