Найти тему
ВЖНВП и т.п.

Три главных условия успешности кинофильма

1. Хороший сценарий.
2. Хороший сценарий.
3. Хороший сценарий.

Когда я учился в мастерской режиссуры игрового фильма В.И.Хотиненко, меня учили так. С режиссурой игрового фильма у меня не сложилось, но это правило (про три условия), на мой взгляд, применимо к любому виду драматического искусства - кино, театру, комиксу.

Да, я считаю комикс драматическим искусством.

В одной из прошлых ПСАК (Пафосных Субботних Авторских Колонок) я рассуждал о том, "кто виноват" и "что делать" в применении к современным российским рисованным историям, и упомянул о том, что, по моему мнению, одной из наших главных проблем является проблема со сценаристами - и, соответственно, со сценариями.

В 2007 году я прочитал на Первом Московском международном фестивале комиксов "Коммиссия" (в тот год он проходил уже в пятый раз) лекцию под названием "Почему Америка, почему комиксы", вдохновленную только что защищенным мной на Историческом факультете МПГУ дипломе на тему появления и развития в конце XIX - начале XX веков американского комикса, как явления массовой культуры. И текст лекции я когда-нибудь тут, на Дзене, опубликую (к нему ещё прилагается очень красивая схема!), и диплом, Бог даст сил, времени и мотивации, тоже, хотя бы кусочки из него. В этой лекции, кроме американского и других зарубежных комиксов, я говорил о тогдашнем, 2007 года, состоянии комикса отечественного, и даже давал прогнозы его развития. Похвалюсь тем, что прогнозы мои пятнадцатилетнего возраста вполне сбываются! Но об это как-нибудь ещё поговорим отдельно.

Главными проблемами комикса в России я обозначил:

4. Кризис идей/идеологии в обществе.
4.1. Отсутствие сценаристов с достаточным опытом и образованием, недостаток актуальных тем и героев, интересных для читателя здесь и сейчас.

Кризис идеологии - это вечная наша тема, поиски "русской идеи", вотэтовсё. На самом-то деле, "русскую идею" не надо искать, потому что не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф.5:14), но наши головы старательно отворачивают в сторону от этой горы, и не у всех хватает воли и разума повернуть её обратно. И вот этот кризис идеологии порождает общий кризис образования, который, помноженный на кризис идей, приводит к бессилию и безграмотности сценаристов.

Многие считают, что наша официальная идеология сейчас (ну, до 24.02.22, теперь-то опять всё запуталось) - это "бабло побеждает зло". Однако, я не согласен. Идеология - это то, ради чего ты будешь жертвовать жизнью. Я с Алимом Велитовым, нынешним директором Первого Московского международного фестиваля комиксов "Коммиссия" за пару прошедших лет записал серию подкастов на кино-литературно-комиксные темы (вот тут можно найти, или, только про кино, вот тут), одним из первых был подкаст про американского режиссера Джеймса Кэмерона (не тот, который про "Аватара", тот, к сожалению, официально не выпущен). На мой взгляд, до "Аватара-2" Кэмерон не снял ни одного ПЛОХОГО фильма. Анализируя его творчество, я пришел к выводу, что основой сюжета его фильмов всегда является жертва человеком своей жизнью ради других. Размышляя дальше, я понял, что подобная жертва является основой любого ХОРОШЕГО произведения искусства, в данном случае драматического. Что благородней, покоряться ударам яростной судьбы, иль надо оказать сопротивленье, и в смертной схватке с целым морем бед покончить с ними? УМЕРЕТЬ. А фундаментом всего этого является жертва, которую принёс Иисус Христос, поэтому любое искусство должно рассказывать про Иисуса Христа. Ибо сказано: Не можете служить Богу и маммоне (Мф.6:24). Поэтому всё, что про деньги - не работает. Если в основе лежат деньги, то это гниль и тлен, искусство расти на этой почве не может.

Поэтому каждому сценаристу/драматургу я искренне советую подумать над тем, ради чего главный герой их сценария/пьесы готов пожертвовать своею жизнью, и строить сюжет вокруг этого. Да, я понимаю, что, по классическому определению Аристотеля, это скорее свойство трагедии, как жанра, но не обязательно же из этого лепить открытый драматический конфликт, можно и внутренний, который придаст персонажу и сюжету ГЛУБИНЫ. Ну, которая свойственна ХОРОШИМ историям.

Хочется хороших комиксов почитать.

***

Все опубликованные на "Дзене" выпуски "Пафосной субботней авторской колонки" можно прочитать в соответствующей подборке.