Найти в Дзене
klapan1-2

Россия в Африке - дебюты. Граф Эфиопский деждазмач Николай Леонтьев.

Николаю Леонтьеву был пожалован впервые учрежденный в Эфиопии титул графа Абая, ему было поручено вести переписку с Азиатским департаментом российского МИДа и военным министерством, а также с МИДами европейских держав. Леонтьев же получил высший военный титул Эфиопии, титул деджазмача (букв. «командующий войском у дверей императорского шатра») несколько наград. И совершил марш к северной оконечности озера Рудольфа, водрузив там – в очередной раз – флаг Эфиопии. Пулеметы Максима везли во вьюках, то и дело расчехляя их и пуская в ход против постоянно нападавших на экспедицию местных племен. Помните, у Хиллора Беллока: «На каждый вопрос есть чёткий ответ: У нас есть "максим", у вас его нет». Как говорится, из песни слова не выкинешь: на службе у негуса Леонтьев выполнял разные задачи… Леонтьева назначили губернатором двух южных провинций Эфиопии. *** Небольшое, но важное отступление: в марте 1896 г. на заседании главного управления Российского общества Красного Креста было решено командир
Вот такие вот ребята и опрокинули итальянское воинство генерала Баратьери.
Вот такие вот ребята и опрокинули итальянское воинство генерала Баратьери.

Николаю Леонтьеву был пожалован впервые учрежденный в Эфиопии титул графа Абая, ему было поручено вести переписку с Азиатским департаментом российского МИДа и военным министерством, а также с МИДами европейских держав.

Леонтьев же получил высший военный титул Эфиопии, титул деджазмача (букв. «командующий войском у дверей императорского шатра») несколько наград.

И совершил марш к северной оконечности озера Рудольфа, водрузив там – в очередной раз – флаг Эфиопии.

Пулеметы Максима везли во вьюках, то и дело расчехляя их и пуская в ход против постоянно нападавших на экспедицию местных племен.

Помните, у Хиллора Беллока:

«На каждый вопрос есть чёткий ответ:

У нас есть "максим", у вас его нет».

Как говорится, из песни слова не выкинешь: на службе у негуса Леонтьев выполнял разные задачи… Леонтьева назначили губернатором двух южных провинций Эфиопии.

***

Небольшое, но важное отступление:

в марте 1896 г. на заседании главного управления Российского общества Красного Креста было решено командировать в Эфиопию санитарный отряд и выделить для этого 100 тыс. рублей из центральной кассы общества Красного Креста.

Через МИД итальянскому правительству было послано ходатайство о разрешении на проезд русского санитарного отряда через итальянский порт Массауа.

Было решено снарядить два санитарных отряда: один — для оказания помощи раненым и больным эфиопам, второй — раненым и больным итальянцам. Но итальянское правительство, вопреки международным обычаям, и несмотря на свое формальное согласие, попыталось помешать проезду российского отряда Красного Креста в Эфиопию.

В результате отряду пришлось изменить маршрут. (см. Миссия поручика Машкова (https://t.me/ugol_naklona/127)). В июле отряд достиг столицы. Отряд российского Красного Креста оказал помощь в общей сложности 30 тыс. раненых и больных. (Африканский этнографический сборник. — М. , 1956.)

***

Доклад Леонтьева на заседании географического общества в Париже был принят с энтузиазмом. Леонтьева, известного в России, узнала теперь и Франция, затем его труды перевели и на другие языки.

В Абиссинии при неустановленных обстоятельствах Леонтьев получает ранение выстрелом в бедро. Стрелял абиссинский офицер. Леонтьев вынужден отправиться на лечение в Париж. Там его денежные операции вызвали известное недовольство Менелика II, он заметно охладел к своему фавориту.

Да и политика России изменилась: был сделан поворот на Восток. Тем не менее, в секретной инструкции российскому министру-резиденту в Эфиопии с 1899 по 1905 год, действительному статскому советнику Константину Лишину в 1902 году говорилось:

«для Императорского Правительства Абиссиния является главным образом серьезным средством воздействия на другие государства, …а посему, ограждение независимости и территориальной неприкосновенности Абиссинии составляет основное начало нашей политики по отношению к этой стране".

***

Николай Леонтьев скончался в 1910 году во Франции, в пригороде Парижа, проходя лечение от последствий многочисленных ранений. По завещанию, тело было доставлено в Санкт-Петербург и похоронено на Тихвинском кладбище. Также, согласно завещанию, землевладения Леонтьева в Херсонской губернии в количестве 317 десятин отошли ИРГО, дабы «на доходы с имения снаряжалися экспедиции в Абиссинию и другие страны».