Крикнет кто-нибудь: «Эй, чистоплюи!». Сразу понятно, что ярославцев зовёт. А если вопит: «Тамойки, идите сюда», то костромичей дозывается.
К открытию речной навигации в Рыбинске собирались бурлаки из практически всех поволжских губерний и некоторых соседних. Забавно, что они носили прозвища по географическому принципу. Крикнет кто-нибудь - «Эй, чистоплюи!» - сразу понятно, что ярославцев зовёт. Давайте посмотрим, какие прозвища выходцев из какого региона обозначали и почему они появились.
- Ярославцы – чистоплюи. Тут понятно, франты и белоручки.
- Костромичи – тамойки. Они говорили «тамойко» вместо «там».
- Тверичи – «козлятники». Они сквозь забор козу пряниками кормили, а думали — девку угощают.
- Нижегородцы – «водохлебы». У них «воды много, а почерпнуть нечего», т.к. город расположен на высоком берегу.
- Казанские татары – «князья» или «свиное ухо». Князья – это в обиду. Такого народа нет, чтобы из одних князей состоял пишет Ю. Селенский в книге «Не расти у дороги». Свиное ухо – тоже обидная шутка, построенная на отвращении мусульман к свинине.
- Самарцы – «горчичники». Мол, прежде под Самарой сеяли горчицу, позднее так стали называть хулиганов.
- Саратовцы – «чехонники». Хвастуны-саратовцы сказывали, что у них рыба чехонь через собор перепрыгнула, до того крупна была. А горожане этот собор потом с молотка продали.
- Рязанцы – «макары» и «косопузые». Мол, когда Пётр I в Рязани у первого попавшегося мужика спросил, как того зовут, оказалось, что Макар. И второй так же ответил, и третий. Царь решил, что над ним пытаются пошутить и приказал всех рязанцев макарами окрестить. Ещё «макар» - синоним простака. А «косопузые», потому что рязанцы были хорошими плотниками, постоянно носили топор за поясом, и его вес перекашивал пояс.
- Тамбовцы – «ягутки». По одной версии, говорили «яго» вместо «его». По другой, сильно акают, то есть агакают-ягакают.
- Пензенцы – «толстоногие» или «толстопяты». Якобы в Пензенской губернии жило много мордвы, считавшей толстые ноги признаком женской красоты.
- Муромцы – «святогоны». Мол, в XIII веке епископа Василия из города прогнали.
- Вятчане – «слепороды». В ордынское время союзную рать разбили, приняв её за татарское войско.
- Астраханцы – «чилимники», любители чилима - водяного ореха. Правда, бурлачить они не ходили, работали у себя – в Астрахани и на Каспии.
Был у бурлаков и свой особый жаргон. А. П. Субботин, издатель «Экономического журнала» писал: «Шексна… по преимуществу река торгашей и бурлаков, которые разговаривают между собой на особом упрощенном наречии вроде эсперанто. Это наречие не употребительно в благородных салонах, и дамам слушать его не полагается…»
Знаем мы, какое наречие дамам слушать не полагается, небось матерились бурлаки, как сапожники. Ну или как бурлаки!
Составлено по книгам: А. Шубин, «Волга и Волжское судоходство»; А. Козлов, «Рыбинск. Мозаика былого»; Ю. Селенский, «Не расти у дороги».
Послушать подкаст о бурлацкой и хлебной столице Рыбинске можно здесь:
Также выпуск можно послушать в ВКонтакте, Apple Podcasts, CastBox и других площадках для прослушивания подкастов.