Пансионат «Маяк», расположенный в Туапсинском районе Краснодарского края, уже хорошо известен педагогам – участникам всероссийских конкурсов, которых Общероссийский Профсоюз образования собирает для подготовки к профессиональным состязаниям из многих регионов страны. Облюбовали это место и приверженцы здорового образа жизни. В середине июля здесь прошел второй профсоюзный тренинг-лагерь «Амбассадоры здоровья», посвященный культуре безопасного и здорового труда. Из чего эта культура складывается, как ее создавать и поддерживать в коллективах, амбассадоры на протяжении шести дней выясняли с участием опытных лекторов.
Пять команд амбассадоров уже к открытию тренинг-лагеря, буквально за несколько часов после приезда в «Маяк», перезнакомились и придумали себе девизы. Членов команд можно было легко различить по цвету футболок и бандан. Красные – «Темп», оранжевые – «Апельсин», желтые – «Солнышки», зеленые – «Зеленый патруль», небесно-голубые – «Цунами».
«Возможно, второй тренинг-лагерь будет лучше первого, хотя первый был неповторим», – сказала на открытии смены командир лагеря, председатель Совета молодых педагогов Смоленской области, заместитель директора школы №17 Смоленска Елена Корзикова.
Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова, приветствуя коллег, назвала профсоюз большой семьей, где от каждого зависит общий результат, как в настоящей команде:
– Живете ли вы в дальнем селе или большом городе, мы члены одной семьи, а ее сплоченность зависит от каждого из вас. Если вы участвуете в том процессе, который ведет наше сообщество, то все мы рядом. И чем больше вы будете включаться в активную деятельность, тем больше будете понимать ценность участия в этом сообществе. Наша организация – это каждый из вас. В проекте «Профсоюз – территория здоровья» вы, амбассадоры, должны быть нашей опорой.
Кто в команде?
Тренинг-лагерь вновь собрал не только учителей физической культуры, но и преподавателей других школьных дисциплин, работников детских садов, дополнительного и среднего профессионального образования, высшей школы, руководителей образовательных и профсоюзных организаций.
У профсоюза в деле сохранения и укрепления здоровья работников и обучающихся появляется все больше союзников. Развитию партнерских отношений в этой области способствовал меморандум о сотрудничестве, подписанный в 2022 году Общероссийским Профсоюзом образования и четырьмя федеральными министерствами – Министерством просвещения, Министерством науки и высшего образования, Министерством здравоохранения и Министерством спорта.
В приветственном адресе участникам тренинг-лагеря первый замминистра просвещения РФ Александр Бугаев отметил важную роль профсоюза в развитии спортивно-оздоровительного движения в педагогической среде и пожелал его участникам новых достижений.
Руководитель Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Мипросвещения России Сергей Таиров в своем видеообращении выразил уверенность в том, что тренинг-лагерь станет эффективной площадкой для популяризации здорового образа жизни в сфере образования.
Бодрое утро
Утро у амбассадоров начиналось с зарядки на открытом стадионе. Ровно в восемь новая команда, дежурившая в лагере, проводила зарядку на свой вкус – с элементами танца, карате, йоги или ушу, привычными приседаниями и пробежками. Разноцветные банданы почти все амбассадоры повязывали как пионерские галстуки. Да и общий настрой в лагере очень походил на тот, что бывает в детских летних лагерях: подвижные игры, речовки, песни в строю по дороге в столовую. Даже многоопытные участники, казалось, сбросили несколько десятков лет с плеч долой.
Вся программа была построена так, чтобы, несмотря на плотный график, участники не чувствовали себя отлученными от моря. В первой половине дня можно было искупаться и успеть на лекции к 12 часам. К тому же утренние конкурсы после завтрака часто проходили непосредственно на морском берегу.
Что ценней всего на свете?
Конечно, только зарядкой и подвижными играми программа пребывания амбассадоров здоровья в «Маяке» не ограничилась, она включила весомую образовательную составляющую.
Для вступительной лекции «Главная ценность человека» советник председателя профсоюза по физической культуре и спорту мастер спорта международного класса Олег Меркулов выбрал интерактивный формат. На вопросы лектора команды отвечали в скоростном режиме – на размышление отводилось 60 секунд.
Вот такие ответы получились на первый вопрос о значении слова «здоровье»: «Здоровье – это самое дорогое и ценное для жизни человека», «Здоровье – это делать здоровыми тех, кто рядом», «Здоровье – это я, моя семья, мои друзья», «Относительное постоянство внутренней среды организма».
Но в итоге все согласились с определением Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Именно ради такого состояния хочется прилагать усилия и к нему стремиться, признали амбассадоры.
Затем участники рассчитывали средний возраст своих команд, средний возраст члена профсоюза и определяли понятие «старение».
Олег Меркулов призвал к разумному, рациональному отношению к своему здоровью. И назвал условия для полезной тренировки:
– Оптимальной тренировка может считаться только тогда, когда вы все свои индивидуальные особенности знаете и учитываете. Сколько нам нужно есть, сколько двигаться – мы об этом не задумываемся до того момента, пока у нас что-то не заболит. «Движение – это жизнь» – хороший лозунг. Но практикоориентированность подобных лозунгов равна нулю, если мы не знаем, как ими воспользоваться.
Для детей и их родителей
В один из вечеров Олег Игоревич поделился личным опытом создания сообщества любителей и профессионалов спортивной ходьбы на базе московской школы.
На формирование такого сообщества ушел не один год, а началось все с тренировок одного подростка, которому путь в большой спорт был закрыт. У 14‑летнего парня был кифоз, то есть искривление позвоночника, но всего за 4 года благодаря усилиям тренера и собственному упорству юноша стал перворазрядником.
После успешного опыта Олег Меркулов решил создать секцию легкой атлетики в средней школе и воспитывать детей в любви к спорту с малых лет. Родители стали приводить к нему братьев и сестер разных возрастов. Параллельно с тренировками в школе и основной работой в крупной компании Олег Игоревич окончил институт физической культуры и туризма в Москве. Позже стал тренером в школе олимпийского резерва, но продолжил заниматься с детьми в обычной школе. Сегодня его коллектив начитывает около 50 спортсменов от 3 до 18 лет. Ребята занимаются в трех группах: младшего, среднего возраста и группе профессионалов.
Тренировочный сезон в секции открывается с 1 сентября. Всю осень дважды в неделю дети и подростки тренируются на свежем воздухе. Только с декабря занятия продолжаются в зале.
В конце каждого осеннего месяца проводится прогулка, предполагающая прохождение разных дистанций в зависимости от возможностей и задач участников: от 5 до 30 километров. Некоторые родители приходят на такие прогулки вместе с детьми. На каждой следующей прогулке нужно улучшить личное достижение: пройти быстрее либо увеличить протяженность дистанции.
Завершается тренировочный сезон в конце апреля главным событием года – соревнованиями по спортивной ходьбе для разных возрастных групп. Только группа «Профи» потом остается тренироваться на май и июнь.
– Не все из моих подопечных станут спортсменами. Но наши занятия отличаются высокой интенсивностью и двигательной активностью на протяжении спортивного сезона, благодаря чему ребята растут выносливыми и здоровыми, – подытожил Олег Игоревич.
В заключение Олег Меркулов предложил помощь тем амбассадорам, которые подумывают о том, чтобы организовать свой спортивный кружок или клуб.
Приумножаем национальное достояние
«Единомышленником в вопросе оздоровления педагогов» назвал профсоюз заместитель председателя общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России» мастер спорта СССР Александр Самокатов. Представители объединения в этом году приняли участие в работе тренинг-лагеря в качестве лекторов и тренеров.
Александр Михайлович считает физическую культуру основой здорового образа жизни и национальным достоянием России. «За границей нет такого понятия, как физическая культура. Она появилась именно в нашей стране», – подчеркнул он.
«Юность России» – преемник Всесоюзного добровольного спортивного общества «Трудовые резервы», основанного в 1943 году. Сегодня объединение проводит всероссийские соревнования более чем по 40 видам спорта, реализует свой комплекс мероприятий в рамках нацпроекта «Образование». Александр Самокатов выразил заинтересованность в сотрудничестве с профсоюзом в том числе на региональном уровне, поскольку в 65 субъектах страны есть отделения «Юности России».
Одно из важных направлений работы общества – методическое обеспечение тех, кто занимается приобщением к здоровому образу жизни. В прошлом году на его базе создана Всероссийская школа инструкторов. Александр Самокатов заметил, что каждый из амбассадоров здоровья может пройти обучение по программам школы.
Отдел методической и проектной работы ОГФСО «Юность России» возглавляет Дамира Салиховская. Она тоже участвовала в работе лагеря и проводила разминки с элементами дыхательной гимнастики.
Приятным и полезным сюрпризом стал комплект балансбордов от Всероссийской школы инструкторов, подаренный спортивному клубу «Цунами» школы №31 города Энгельса Саратовской области. Комплект получила руководитель клуба Анастасия Бацман, а вручил его Дмитрий Черноног, советник председателя «Юности России».
Тематический калейдоскоп
Как сделать школьный спортклуб местом эффективного физического воспитания детей, рассказала ведущий научный сотрудник центра проектной и научной деятельности МГУСиТ доктор биологических наук, профессор Валентина Пушкина.
Методологию успешного урока представил научный руководитель Учебного центра Общероссийского Профсоюза образования кандидат педагогических наук Раис Загидуллин.
О секретах успешного публичного выступления и основных принципах самопрезентации рассказала секретарь – руководитель департамента общественных связей аппарата профсоюза Елена Елшина.
Успеть за три секунды
Серьезное внимание было уделено проработке психологических проблем, характерных для педагогических работников. Эту задачу решала директор Союза охраны психического здоровья Екатерина Мартусова. У амбассадоров была возможность задать Екатерине Витальевне любые вопросы обо всем, что касается детско-родительских отношений, личностного развития, профессионального выгорания и не только.
«Как нам общаться с теми, кто не похож на нас» – так называлась первая лекция Екатерины Мартусовой. О конфликтах и различиями между поколениями в художественной литературе написано много, вспомнить хотя бы роман «Отцы и дети», а вот ученые начали уделять внимания этой проблематике только в прошлом веке.
Итак, на данный момент изучено пять поколений. Первое поколение – бэби-бумеры, люди, которые рождены с 1944 по 1967 год. Они были вынуждены сохранять и восстанавливать семью, активно продолжать род и все еще остаются самыми выносливыми – реже болеют, больше достигают. Они предпочитали развиваться по горизонтали, жить для коллектива, им важна приверженность традициям. Нематериальная мотивация для них важнее материальной, поэтому они любят, когда им говорят «спасибо». Если хочешь завоевать доверие такого человека, то действуй так: сказал – сделал.
Люди поколения X (1968-1984 годы рождения) рассчитывают только на себя, потому что их родители были вынуждены выживать. Они имеют альтернативное мышление, в школе посещали множество кружков и развиваются чуть быстрее, чем предыдущее поколение. Амбициозным людям Х важно движение по вертикали. Они еще ценят высшее образование, но уже охотно осваивают надпрофессиональные навыки – soft skills. Им необходимы стабильность и уважение.
Люди Y, или миллениалы (1985-2000 годы), – поколение перехода на цифровизацию. «Игреков» называют поколением маршмэллоу и какао. Это люди, которые любят комфорт и уют, в общении мягкие и приятные. Им нужен безграничный доступ в Интернет, свое уютное местечко. Они любят обучаться гибким навыкам, хорошо знают, что такое эмоциональный интеллект, и отлично им пользуются. Не очень стремятся вверх и чаще развиваются по горизонтали. При устройстве на работу миллениалы могут заявить, какую должность они хотят, при необходимости даже себе ее придумают.
Людей Z (2001-2011 годы рождения) называют поколением восьми секунд, потому что есть только 8 секунд, чтобы завоевать их внимание. Все социальные сети и приложения сейчас работают под это поколение. Для этих людей очень важна игровая форма, они только через игру, через тренинг воспринимают информацию. Среди них много тревожных детей, непосед. Поэтому педагогам в процессе обучения нужно делать перерывы, переменки, постоянно с ними «хороводить».
Это первые люди, которые задумываются о личном бренде, им важны позиционирование в Сети, своя страничка. Им свойственны мультикультурность и толерантность. Но надо помнить, что полная толерантность к окружающему приводит к деградации. «Такая толерантность – это сверхпринятие, нужны какие-то границы. Иначе мы потеряем свою личность и свой облик», – убеждена Екатерина Мартусова.
С людьми Z нужно общаться кратко, ставить конкретные задачи и обязательно давать обратную связь, показывать значимость их эмоций и поведения.
Поколение Альфа (2011-2022 годы рождения) – дети, которые очень быстро поглощают информацию. На захват их внимания у педагога есть уже только три секунды. Эти ребята очень ценят личное пространство. У них большие сложности с концентрацией внимания, поэтому каждые 5-7 минут необходима смена вида деятельности, особенно на уроках.
Представителям поколения Альфа нужно знать, зачем они что-либо делают даже в школе. «Зачем мне учиться, если я могу стать блогером и зарабатывать кучу денег?» – довольно типичный для них вопрос. Это люди принципиальные, информация должна им подаваться четко, быстро, без «воды» и долгих вступлений к теме.
Ускоряться и адаптироваться к новой реальности придется не детям, а учителям. Один из способов, который предложила Екатерина Мартусова, – смотреть TikTok, например, найти в нем интересный для себя контент и заодно изучить формат подачи информации. Кроме того, необходимо тренировать память, развивать мышление, работать в режиме многозадачности.
В 2023 году в мир пришло новое поколение, но о его особенностях мы узнаем позже.
Почти как на конкурсе
Среди участников тренинг-лагеря оказалось несколько победителей региональных этапов всероссийских конкурсов для педагогов. Организаторы предоставили им возможность выступить перед коллегами с конкурсными заданиями и получить обратную связь. Остальные амбассадоры примерили на себя роль общественного жюри. Было решено отмечать только хорошее и в крайнем случае давать рекомендации: «Мы здесь не для того, чтобы оценивать, а для того, чтобы ценить и помогать», – подчеркнула Елена Елшина.
Финалистка конкурса «Мастер года»-2023 из Псковской области преподаватель Псковского политехнического колледжа Наталия Евдокимова учит ребят графическому дизайну и выбрала для своего выступления формат конкурсного задания «Профориентация – вовлечение в профессию». С произведениями графических дизайнеров мы сталкиваемся повсюду, стоит взглянуть на рекламную вывеску, упаковку продуктов, журналы, книги, электронные СМИ. Наталья считает, что миссия графического дизайнера – способствовать развитию гармонии в обществе.
Наталья Смирнова из Ямала, еще одна победительница конкурса «Мастер года» на региональном этапе, преподает в филиале Муравленковского многопрофильного колледжа в городе Губкинский. Она доказывала престижность профессии педагога, хотя скорее еще раз продемонстрировала ее безусловную необходимость. «Любой профессии обучает педагог, от хлебороба до художника и чиновника, всем первый старт дает учитель», – подытожила Наталья Валерьевна.
Победитель конкурса «Учитель года»-2023 в Челябинской области учитель биологии школы №16 города Еманжелинска Александр Карасев назвал свой мастер-класс «Ботаник». Педагог продемонстрировал свои наработки, помогающие нескучно рассказывать о ботанике ученикам 5-6‑х классов. Решать такую непростую задачу учителю помогают дедуктивный и индуктивный методы, а также персонажи известных фильмов и мультиков. В заключение мастер-класса Александр Карасев пожелал коллегам работать так, чтобы их искусство превосходило фантазии учеников.
Юлия Чистякова, учитель французского и английского языков школы №42 Ярославля, победительница регионального этапа конкурса «Учитель года»-2023, рассказала на мастер-классе о технологии игрофикации, которую применяет для организации обучения. Она позволяет использовать игровые правила и механики в неигровом контексте и превращает время урока от звонка до звонка в увлекательный процесс.
Все четверо заработали громкие овации и получили в подарок «Книгу о полезном, здоровом и вкусном образовательном занятии» Андрея Иоффе. Книга вышла в Год педагога и наставника при поддержке Общероссийского Профсоюза образования и уже успела стать бестселлером среди педагогов.
Участвуйте, дерзайте, побеждайте!
Многие из участников приехали в тренинг-лагерь благодаря победе в конкурсе «Здоровые решения». Лучшие из лучших поделились опытом реализации оздоровительных проектов и получили памятные награды из рук Олега Меркулова.
Елена Ковалева, старший воспитатель детсада «Сретенский» города Строитель Белгородской области, рассказала, как коллективу удалось победить в конкурсной номинации «Производственная гимнастика». Два года назад в детском саду появилась корпоративная программа под названием «Жизнь прекрасна». В коллективе вспомнили времена СССР и производственную гимнастику, которой занимались в каждой организации. Совместно с инструктором по физической культуре были разработаны комплексы упражнений для четырех групп. В первую группу попали руководители, которые много нервничают и мало двигаются. Во вторую вошли воспитатели и узкие специалисты, в третью – младшие воспитатели, повара, уборщики, у которых большая физическая нагрузка. А старших воспитателей определили в четвертую группу как работников с высокой умственной нагрузкой и сидячим образом жизни. В коллективе убедились в том, что производственная гимнастика – путь к здоровью, а программа принесла учреждению заслуженную победу в конкурсе.
Ленар Ахмаров, преподаватель-организатор ОБЖ Актанышского технологического техникума Республики Татарстан, рассказал о программе «Здоровый сотрудник – успешный коллектив». Программа призвана сформировать систему мотивации сотрудников к здоровому образу жизни и предусматривает создание благоприятной рабочей среды, содействие в прохождении профилактических осмотров, строгое соблюдение правил технической безопасности и требований охраны труда.
Эльвира Зарипова, председатель профкома гимназии №52 Приволжского района Казани, поделилась опытом создания атмосферы психологического комфорта в педагогическом коллективе. Сначала в организации провели опрос сотрудников и по его результатам стали готовить тематические мероприятия. Сейчас все коллеги с большим удовольствием участвуют в тренингах по командообразованию и предупреждению конфликтов с участием психолога.
Главный специалист Московской городской организации профсоюза Наталья Саванчук представила онлайн-чемпионат «Жить. Учить. Бежать», который проводится в рамках программы «Здоровые решения – выбор педагога» при поддержке Фонда президентских грантов. Проект уже объединил порядка 10 тысяч человек.
Финальным соревнованием 7‑го чемпионата стал забег «Весеннее пробуждение», в котором члены профсоюза участвовали вместе с домочадцами. Каждый проверил свои силы, выбрав дистанцию 3, 5 или 10 километров. Самые маленькие участники бежали по 300 и 500 метров, а по итогам получили медали и подарки, как и их родители.
Татьяна Редкозубова, председатель Минераловодской территориальной организации профсоюза (Ставропольский край), и ее заместитель Анна Струкова рассказали о реализации проекта «Спорт для всех». Его участниками стали 72 первичные профсоюзные организации, более двух тысяч человек. «Спорт для всех» – это и борьба с вредными привычками, и всевозможные соревнования, и спортивные семейные праздники. Значительную роль в реализации проекта сыграли молодые педагоги, которые выступили в качестве волонтеров.
Людмила Гребенева из Кировской области представила проект региональной организации профсоюза «На здоровье», в котором могли участвовать все сотрудники образовательных учреждений. В рамках проекта прошли вебинары, посвященные разным типам здоровья, соревнования по общефизической подготовке под общим названием «Мы на спорте», а также конкурс «Учительская» на лучшее пространство для отдыха педагогов.
Изюминкой проекта стал марафон по развитию эмоционального интеллекта. В течение 10 дней его участники выполняли различные задания. Например, слушали аудиокнигу «Эмоциональный интеллект», а затем писали отзывы, делились своими впечатлениями и открытиями.
Каким будет тренинг-лагерь-2024?
По итогам обучения амбассадоры получили удостоверения о повышении квалификации. А на торжественном закрытии лагеря продемонстрировали разнообразные таланты: пели, танцевали, играли на гитаре, показывали акробатические номера, силовые упражнения и короткие театральные сценки.
Напутствуя участников лагеря на торжественном закрытии, Олег Меркулов выразил надежду на то, что каждый из них станет настоящим амбассадором здоровья в первую очередь в своем педагогическом коллективе.
«Мы – команда одного корабля под названием «Профсоюз», – эта фраза на тренинг-лагере стала завершающей. Весь полученный опыт пригодится амбассадорам в педагогической работе и общественной деятельности в рамаках федерального проекта «Профсоюз – территория здоровья».
Каким будет тренинг-лагерь-2024? Об этом уже задумываются организаторы. В планах – акцент на практико-ориентированных занятиях, интенсивном обмене опытом и технологиями, активное использование локаций пансионата на открытом воздухе и многое-многое другое.
Наталья ВОРОНИНА
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».