О том, какую одежду носили люди лет этак 100 или 200 назад, многие примерно представляют, если не по фотографиям, так по портретам. Но речь обычно идет о том, что носили на публике, а домашняя одежда остается обычно за кадром.
С крестьянами и небогатыми горожанами все просто. Мужчины часто в повседневной жизни ходили дома в обычных рубашках и портах, выходя на улицу накидывали сверху верхнюю одежду и головной убор. Разумеется, была и одежда "на выход", но ее старались беречь. Крестьянки носили нательные рубашки, юбки или сарафаны, передники. У горожанки могло быть простое домашнее платье.
Дети и вовсе часто ходили по дому голодранцами. Это не обязательно было признаком бедности, просто само отношение к этому вопросу было таким, что внешний вид детей в самом доме родителей не волновал.
Одежда более состоятельных слоев, конечно, была разнообразнее.
В литературе довольно часто встречается слово "шлафрок". Дословно "Schlafrock" с немецкого оно переводится как рубашка для сна, но на деле речь шла не о "ночнушке", а о виде халата. Со временем слово шлафрок стали считать уменьшительно-ласкательным, и появился "неологизм" - шлафор. В России они появились при Петре I. Шлафроки носили и мужчины, и женщины и при этом надевали не на голое тело, а поверх другой одежды. Мужчины носили шлафроки поверх брюк и сорочки. Шили шлафроки чаще из шелка или атласа, реже кашемира или иных материалов. Воротник и обшлага обычно были стеганными.
Неформальные портреты в халатах - не такое уж редкое явление.
П. А. Демидов был вельможей Екатерининской эпохи. Этот портрет довольно необычен. Демидов позирует в домашнем наряде и с лейкой. Он увлекался ботаникой и имел самую известную в Москве оранжерею, которой очень гордился.
Бецкой - один из видных общественных и политических деятелей 18 века
Прозаичный халат, вероятно, ватный, на картине Фирса Журавлева.
Часто шлафрок делали утепленным, ведь отопление стоило существенных денег, а дома могло быть холодно. В качестве утеплителя использовали вату. В "Евгении Онегине", говоря о юности матери Татьяны, Пушкин описывает переход от модной барышни до провинциальной матроны.
Но скоро все перевелось:
Корсет, альбом, княжну Алину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла: стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец.
Чепец традиционно носили замужние дамы. Мужчины иногда носили колпаки или фески, а также обувь с открытыми задниками. Фески и обувь были навеяны интересом к Востоку.
Незадолго до смерти поэта и общественного деятеля Г. Державина был написан необычный портрет в домашней одежде. Из воспоминаний А. С. Пушкина: "Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались... Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно; глаза мутны; губы отвислы; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож".
"Парадное неглиже" было в моде и в 19 веке.
Халат считался антиподом военного или чиновничьего мундира. С одной стороны символ уюта, с другой - свободы от службы. По этой причине халаты были обязательным атрибутом творческих людей, в том числе поэтов. Не даром на портрете кисти В. А.Тропинина Пушкин изображен в халате.
Встречать друзей в халате было обычным делом, но предстать в таком виде перед вышестоящими лицами было нарушением субординации. Из воспоминаний Петра Вяземского: «Там квартировали и некоторые гвардейские полки. Одним из них, кажется конногвардейским, начальствовал Раевский (не из фамилии, известной по 1812 году). Он был краснобай и балагур… Великий князь забавлялся шутками его. Часто, во время пребывания в Стрельне, заходил он к нему в прогулках своих. Однажды застал он его в халате. Разумеется, Раевский бросился бежать, чтобы одеться. Великий князь остановил его, усадил и разговаривал с ним с полчаса. В продолжение лета несколько раз заставал он его в халате, и мало-помалу попытки облечь себя в мундирную форму и извинения, что он застигнут врасплох, выражались все слабее и слабее. Наконец стал он в халате принимать великого князя, уже запросто, без всяких оговорок и околичностей. Однажды, когда он сидел с великим князем в своем утреннем наряде, Константин Павлович сказал: "Давно не видал я лошадей. Отправимся в конюшни!" — "Сейчас, — отвечал Раевский, — позвольте мне одеться!" — "Какой вздор! Лошади не взыщут, можешь и так явиться к ним. Поедем! Коляска моя у подъезда". Раевский просил еще позволения одеться, но великий князь так твердо стоял на своем, что делать было нечего. Только что уселись они в коляске, как великий князь закричал кучеру: "В Петербург!" Коляска помчалась. Доехав до Невского проспекта, Константин Павлович приказал кучеру остановиться, а Раевскому сказал: "Теперь милости просим, изволь выходить!" Можно представить себе картину: Раевский в халате, пробирающийся пешком сквозь толпу многолюдного Невского проспекта. Какую мораль вывести из этого рассказа? А вот какую: не должно никогда забываться пред высшими и следует строго держаться этого правила вовсе не из порабощения и низкопоклонства, а, напротив, из уважения к себе и из личного достоинства».
Герой картины "Завтрак аристократа" спускает все деньги, чтобы казаться успешным, и из-за транжирства он ест на завтрак простой хлеб. Абстрагируясь от юморной стороны этой замечательной картины, можно взглянуть на домашний наряд модника середины 19 века.
Халат не раз фигурировал в литературных произведениях как еще один штрих к портрету героев. Например, И. А. Гончаров описал халат Обломова. «На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани». В халате ходит по дому Ноздрев.
Примечательно, что сам Гоголь халаты не любил. Он считал их символами расхлябанности. О впервые появившемся в кругу петербургских литераторов А.Ф. Писемском он написал: «На всём его существе лежала печать какой-то усталости, приобретаемой в провинции от её халатного, распущенного образа жизни и скорого удовлетворения разных органических прихотей». Слово халатность произошло именно от слова халат.
Неформальные портреты в халатах - не такое уж редкое явление.
Мне попалась вот такая забавная картина. Мужчина перед сном задувает свечу, а рядом спит его жена.
Роскошные халаты можно было увидеть и на модных гравюрах
У женщин были домашние платья, более скромные и из более дешевых материалов, чем те, в которых выходили из дома. Но было и "парадное неглиже". Такое, например, как на картине Г. В. Мясоедова.
Помещица Венецианова отдает утром распоряжения в удобной домашней одежде.
Примечательно, что портретов женщин в халатах, пеньюарах и т.д. намного меньше. Обычно на героинях картин простые платья немарких цветов, в которых женщина из менее состоятельной семьи вполне могла бы выйти на улицу.
#картина #живопись #искусство #халат #мода