В мае 2023 года я посетила с рабочим визитом (ахаха, как звучит! Но так и было) удмуртское село Якшур-Бодья. Конечно, для путешествия по родной Республике его бы я выбрала в последнюю очередь. Но день прошел классно, я и сама удивилась, что такие интересные факты никогда раньше не слышала, хотя историей Удмуртии очень даже интересуюсь и много знаю.
А потом нас пригласили на мемориал, посвященный строителям железной дороги в селе Кекоран. А вот об этой странице истории Удмуртии я как раз слышала очень много. Однажды на классном часе две девочки-двойняшки, мои ученицы, рассказывали о своей бабушке, которая в 13 лет, во время войны, эту самую дорогу и строила. Я тогда так впечатлилась, что потрясение свое до сих пор помню. И вот появился случай увидеть село своими глазами и услышать трагичную, но героическую историю о настоящем подвиге, который совершили подростки и женщины Удмуртии.
Что означает слово "Кекоран"?
В селе, образовавшемся после того, как на реке был запружен пруд и начала работу мельница, поселились 6 семей удмуртов из деревни Пислеглуд. Здесь они впервые начали делать жернова из камней для мельницы. В переводе с удмуртского слово «ке» означает мельничный жернов, а «корка» - рубить. Кстати, дом-это тоже «корка», ну типа, его же тоже рубят, брёвна, имеется в виду.
Железная дорога сейчас
Из Ижевска по этой дороге поезда идут в Санкт- Петербург, Владивосток или в Пермь. Балезино - большая узловая станция севера Удмуртии. И многие, чтобы сэкономить время, садятся в поезд не в Ижевске, а едут до Балезино, потому что из столицы отправляется мало поездов, почти нет проходящих.
А 1941 году, когда страна отчаянно нуждалась в возможности перевозить груз и оружие из Сибири и с Урала на фронта Великой Отечественной войны, этой дороги не было. Значит, ее надо было построить.
Строительство перегона Ижевск-Балезино
В январе 1942 года начались тяжелейшие работы по созданию насыпи и укладке шпал и рельсов.
Так как к 1942 году все мужчины уже были на фронте, то дорогу строили 12-16-летние подростки. Жили они в шалашах из еловых веток, за выработанное рабочее время им был положен паек: 400 граммов муки. Ее они заваривали в кипятке и этим продуктом питались. Да, зимой, жили в шалаше, одежду сушили у костра.
Я тут своих школьников вспомнила сейчас ( я же в школе работаю). Они на пришкольном участке с 8 и до 10 утра по 5 дней ходят цветы поливать и иногда их просят траву полоть. Вчера они шишки в лесу собирали для декора клумб (лес начинается за забором школы), так все исстонались, типа, чего это мы должны бесплатно работать!
На входе перед самим памятником нас встретили кекоранские школьники, которые приготовили театрализованную программу. Шалаш из еловых веток - для наглядности, так выживали их ровесники в военные годы.
На ногах лапти, а кирки, лопаты и топоры - инструменты, которыми в далеком 1942 их ровесники долбили мерзлую землю и таскали на носилках или тачках с одним колесом, создавали насыпь.
Вот реально до слез. Девочки и парни рассказывали историю подростков, которые строили дорогу. Все истории настоящие, собранные у очевидцев и записанные руководителем школьного музея. Когда такой рассказ звучит от первого лица, поверьте, страшно.
Ворота ведут нас к мемориалу. На стене табличка, на которой 146 километров отмечены точками на линии.
Просто точки. А сколько людей здесь погибло! Сколько людей умерло от голода, холода, болезней и непосильного труда. Многие пытались сбежать, но их ловили и возвращали обратно.
Всю экскурсию у меня перед глазами вставали строки поэмы А. Некрасова «Железная дорога». Там о строительстве дороги Москва-Петербург поэт рассказывает. Здесь то же самое было, только поэта не нашлось, который столь же гениально описал этот нечеловеческий труд.
Журавли символизируют жизни юных строителей дороги. Мужчина на фотографии -один из авторов этого памятника.
А вот и та самая насыпь, которую вручную сделали удмуртские подростки. Нам предложили попробовать затащить к железной дороге пустую тележку. Я, честно, даже поднять ее не смогла. А если представить, что надо наковырять земли киркой (на 40–градусном морозе), нагрузить тележку и тащить ее по почти вертикальному склону, то можно отдаленно представить, как жили ребята в то время.
На фото ниже хлеб, которым питались строители дороги в летнее и осеннее время. Это смесь ржаной муки, семян и трав: крапивы, лебеды и других. Так-то он вкусный, мы его с удовольствием ели. Но это если не принимать во внимание, что мы можем сейчас себе позволить любые продукты. А если считать, что это единственное, что ты съешь за день..
Этот хлеб пекут повара кекоранской школы специально для экскурсантов.
Цифры
- 4 кубометра земли на человека в день. За это можно было получить 500 граммов суррогатного хлеба
- Высота насыпи 22 метра. Глубина выемки земли -18 метров
- 12-16 лет. Подростки такого возраста работали на строительстве дороги Ижевск-Балезино.
- Из 4790 колхозников, построивших к марту 1943 года дорогу, 3942 были детьми и подростками
Экспонатами школьного музея являются многие подлинные вещи. Такие, как этот колокольчик. Лошадь, на шее которой он был, утонула, обессилев, не смогла выбраться из реки. Ребёнок, который привёл ее на водопой, рискуя жизнью, забрал этот колокольчик как доказательство, что животное погибло. Иначе ему самому беды не миновать было.
Завершая статью, хочу восхититься педагогами и школьниками, которые не только сохраняют историю своего села и своего края, но и активно делятся ею с гостями республики. Вот он, настоящий патриотизм. Эти дети точно с радужными флагами на улицы не выйдут. А значит, есть надежда на молодёжь.
И стране нашей, и республике жить!