Как-то ещё в 1970-е годы прочитал я статью в «Литературной Газете», что на улицах стало мало благородных лиц. Фотографы первыми это заметили. Они искали хорошие портреты для советской прессы. Потом в этой же газете появилась статья, что Нравственность в наши дни устала и ей надо отдохнуть. Нравственности и правда было мало в те замечательные годы советской власти. У людей была огромная тяга к выпивке и разврату. К работе относились прохладно. Делали не качественно. Старались «сачкануть». Рабочий класс сильно выпивал. Начальники имели любовниц. Преподаватели в ВУЗах соблазняли студенток. Холостяки бунтовали и обещали больше не жениться на огуленных девушках. В те годы ещё ценилась девственность перед свадьбой, хотя свободная любовь уже катилась тяжёлым катком по советским просторам.
И понятно, что благородные лица на улицах и даже в Домах или во Дворцах Культуры и других зданиях Культпросвета исчезали. Довольно много порядочных молодых людей, видя всё безобразие жизни тех лет, заканчивали жизнь самоубийством. Другие уходили в сторону, хотя бы в геологические партии ли в истопники. Смысл жизни был потерян и задавать вопросы было не положено – партия знает, как жить! Голосовали единодушно, не рассуждая, как указало партийное начальство или комсорги. Говорили, что в партию можно было вступить за пять тысяч рублей. Тогда так стоила машина «Москвич». Говорят, что в те годы советские люди много читали. Но книги тогда были развлекательными, не для развития. Не всякая библиотека могла дать хорошие книги, хотя романы и повести выходили, поэты о Ленине писали. Песни о партии сочинялись. Но всё это не делало лица благородными! Подленькое и мелочное уже пробралось в души советского народа, они уже восхищались песнями «битлов», мечтали о джинсах, уже доставали «фирму», так называли хорошие шмотки. Процветали торговцы» фирмой», процветали цыгане. Нравственность устала, и страна готовилась к измене. У честных людей глаза бывают открытыми широко. Это отлично видно на иконах старинных. У неблагородных глазки сужены. Оставалось недолго ждать, когда из обихода исчезнет и понятие «благородство», да и другие хорошие понятия и красивые слова. Скоро в наши школы придёт предмет «валеология», где нет уже хороших и поэтичных слов. Но есть сплошная физиология. А на улицах будет сплошной «рынок» и торговцы. Когда исчезнут понятия дружбы, любви, чести, чистых родственных отношений. Появятся понятия партнёрства и клиентуры. Появятся рекламщики, где не может быть ничего благородного – ведь надо что-то, расхвалить и продать, для того живёшь..
И возникает вопрос: есть ли сейчас место благородным лицам в нашем обществе торговых людей? Да и когда делать себе благородное лицо? Времени совсем нет на чтение глубоких книг, на разговоры про благородные дела и цели. Надо кормиться и размножаться, если есть возможности. Впрочем, хитрые люди стали переделывать свои не благородные лица на более приятные с помощью пластических хирургов. Поэтому фотографам снова раздолье, снимай, не хочу!