Так как предстоящий концерт будет полностью состоять из фортепианной музыки, мы решили поговорить с вами о пианино и роялях подробно.
Сегодня разберемся в чем заключаются основные отличия одних от других.
Пианино имеет малый корпус, вертикальную деку. Механика пианино также "вертикальная", молоточки бьют по вертикально расположенным струнам. Механика явно отличается от рояльной по прикосновению. Звук также сразу отличим от рояля, во многом благодаря прямоугольной форме корпуса и положению резонансной деки.
Рояль - напротив, имеет общую горизонтальную ориентацию; дека, струны также расположены горизонтально и следовательно механика сконструирована для удара молоточков по горизонтальным струнам снизу вверх, что сильно сказывается на тактильной отдаче клавиш. Звук рояля в большинстве случаев имеет более мощный потенциал в тембровой и динамической палитре; возможность открытия большой крышки, отражающей от себя звук в зал дополнительно улучшают подачу звука и его детализированность.
Самое популярное различие фортепиано - одинарная и двойная репетиция (техническая возможность механики возвращать молоточек к струне, тем самым позволяя совершать повторные удары по струне без необходимости возврата молоточка в нижнее/дальнее состояние и, следовательно, возвращать клавишу в исходное положение полностью).
Одинарная репетиция - более старое решение, которое было заменено на двойную репетицию, значительно расширившую технические возможности инструментов в определенных ситуациях. Инструменты с двойной репетицией имеют более тяжелые по нажатию клавиши.
Фортепиано, с момента своего появления, претерпело множество весьма кардинальных изменений за несколько веков, прежде чем приобрело современный облик. Материалы, механика, педали, дека, рама - все это сильно менялось со временем. Инструменты постепенно приобретали бОльшие звуковые и технические возможности, возросла звуковая мощь.
Педали. Есть 3 и даже 4 вида педалей, выполняющих свои роли.
Обычно их (педали) 3. Основная и чаще всего используемая располагается справа, нажимается правой ногой (так называемый "газ" у пианистов). Она отодвигает демпферы ("глушилки") от всех струн сразу пропорционально нажатию на педаль. Обычно демферы прижаты ко всем струнам, кроме тех нот, которые нажаты ( у них "глушилки" подняты) и начиная с определенных, высоко звучачих нот, где признана ненужность их приглушения ( там "глушилок" нет совсем), для остановки вибрации струны. Правая педаль - дыхание фортепиано, краеугольный камень в огромном музыкальном репертуаре, где эта педаль используется, преображая и открывая гигантские возможности для реализации различных звучаний.
Левая педаль ("сцепление") - в рояле сдвигает всю механику немного в сторону на несколько миллиметров, благодаря чему молотки ударяют не по всем струнам одной ноты (бывает от 1 до 3 струн для одной клавиши (одной ноты), в редких моделях 4 струн на 1 ноту), а по одной или двум в зависимости от степени нажатия на педаль. Тем самым меняется тембр звука, в целом становится немного глуше, однако главная цель - возможность расширения звуковой палитры.
На пианино левая педаль обычно просто приближает молоточки в исходном состоянии к струнам, что уменьшает расстояние с которого они начинают свое движение к струне, что уменьшает силу звука и тембр, однако разница в работе педали на рояле и пианино принципиальна и на рояле обеспечивается более значимая разница в звучании.
Средняя педаль. Изысканная и гораздо более редко применяемая "функция". Взятая и удерживаемая после нажатия и удерживания любого количества клавиш позволяет "закрепить" демферы взятых нот в приподнятом состоянии, продолжая их звучание даже при отпускании клавиш, позволяя добиться нужного звучание, где применение "обычной" правой педали повлечет смешение плохо совместимых гармоний ("грязь") или нежелательное звучание в этот отрезок времени. При этом можно играть, например, "стаккато"( отрывистый штрих) на других нотах, образовывая характерную, недоступную без использования этой педали звуковую картину. Нахожу применение этой педали очень интересным и необычным.
4 педаль (есть, к примеру, на роялях марки Fazioli). Находится слева от других педалей и работает как обычная левая педаль у пианино, расширяя арсенал средств музыкальной выразительности. Из-за крайне редкой распространенности требуют переработки педальной концепции в музыкальном произведении при желании ее использовать.
Не забывайте подписываться на нашу страницу и ставить свои 👍. Тем самым вы очень поддерживаете нас!
Ждем вас 26 августа на концерте фортепианной музыки в музее П.И. Чайковского.
https://music-museum.tn-cloud.ru/scheme/38CD00ED97D8A29B3B9F230FCB4E8F4D7C9964D8
В ближайшее время мы продолжим рассказ о фортепиано.