Всенародная любимица, первая исполнительница песни «Катюша» носила народный костюм и пела про не подшитые старые валенки, но в душе она была светской львицей, обожавшей роскошную обстановку, драгоценности, антиквариат и вела богемный образ жизни.
Прасковья Лейкина-Горшенина
Она родилась в семье староверов в 1900 году и рано осталась без родителей, маленькую Прасковью забрала бабушка, с которой она ходила по деревням, пела, плясала и просила подаяния, благо голос у девочки был необыкновенно хорош.
После смерти бабушки её определили в приют, где и дали более благозвучное имя – Лидия Русланова. Девочка была настолько талантлива, что прославилась своим пением на всю саратовскую округу. Её безоговорочно зачислили в Саратовскую консерваторию, но из этого ничего не вышло, не нравилось ей оперное искусство, она ушла из консерватории и уехала на фронт санитарной сестрой.
Личная жизнь
Вскоре Лида вышла замуж за белого офицера и родила сына, который умер во младенчестве. После революции муж ушёл на Дон к белым и их брак распался и впоследствии Лидия старалась его не афишировать. Она в то время прославилась как исполнительница народных песен и создала себе репутацию девушки из народа.
Во время Гражданской войны она выступала перед бойцами Красной армии, в 1919 году вышла замуж за сотрудника ВЧК Наума Наумина, вместе с ним в 1921 году она перебралась в Москву. Здесь она увлеклась антиквариатом, скупая за бесценок у «лишенцев» украшения, книги, предметы быта и мечтала стать светской леди. Семейная жизнь не сложилась, супруги в 1929 году расстались, а вскоре Наумина арестовали и расстреляли, её спас развод.
Третьим мужем Лидии стал артист Михаил Гаркави, с которым она ездила на гастроли по всему Союзу, в то время уже огромными тиражами выходили её грампластинки. Она зарабатывала значительные средства и продолжала увлекаться антиквариатом, вместе с мужем они стали коллекционировать живопись.
Когда началась война, Русланова отправилась на фронт и гастролировала в составе фронтовой бригады, выступая перед солдатами на передовой и перед ранеными в госпиталях.
В 1942 году она познакомилась с генерал-майором Владимиром Крюковым и после развода с Гаркави, вышла замуж в четвёртый раз.
Вместе с мужем она дошла до Берлина и выступила с концертом у стен Рейхстага.
Находясь в Германии супруги вплотную занялись своим обогащением, о том, как это происходило Крюков рассказал впоследствии на допросе:
«Мне ничего не остаётся, как только сознаться в том, что морально опускаясь всё ниже и ниже, я скатился до того, что превратился в мародёра и грабителя. Когда советские войска вступили на территорию Германии, передо мной открылись широкие возможности поживиться.. Моя алчность победила во мне голос рассудка, и я стал заниматься грабежом, присваивая наиболее ценные вещи, захваченные нашими войсками на складах, а также обирая дома, покинутые бежавшими жителями, изымая оттуда ковры, сервизы, отрезы шерстяных и шёлковых тканей и вообще всё, что попадало под руку... Кроме того, стараясь обезопасить себя и заручиться поддержкой на случай, если моё мародёрство станет известно, много ковров, сервизов и отрезов тканей я посылал вышестоящим начальникам, в том числе и командующему Первым Белорусским фронтом маршалу Жукову, его адъютанту генералу Варенникову и другим. Много вещей я скупал за бесценок, разъезжая по Германии со своей женой Руслановой...».
«Трофейное дело»
В 1946 году Крюков и Русланова проходили фигурантами по «Трофейному делу», на их даче и квартире были проведены обыски. В это время работники госбезопасности уже целый год искали чемодан Жукова с бриллиантами, о котором на допросе рассказал адьютант Жукова подполковник Сёмочкин, описав его в подробностях.
Чемодан был найден у бывшей няни Лидии Руслановой, в котором оказалось:
«208 больших бриллиантов, множество изумрудов, сапфиров, жемчуга, платиновые и золотые уникальнейшие украшения».
У самих супругов были изъяты:
- 4 автомобиля - “Horch 951A” (личный заказ Гитлера), два “Мерседеса” и “Ауди”
- 107 килограммов различных изделий из золота и серебра,
- 35 старинных ковров, старинные гобелены, большое количество антикварных сервизов, меха, скульптуры из бронзы и мрамора, декоративные вазы.
- огромная библиотека старинных немецких книг с золотым обрезом,
- 312 пар модельной обуви, меха, штабеля шелкового нательного и постельного белья.
- старинные гобелены и скульптуры из бронзы и мрамора, декоративные вазы
- 700 тысяч рублей наличными.
- 132 художественных полотна принадлежащих кисти известных художников: Нестерова и Репина, Коровина и Кустодиева, Маковского и Шишкина, Поленова и Малявича, Верещагина и Васнецова, Врубеля и Сурикова, Серова и Айвазовского, Крамского и Тропинина, Федотова, и Брюллова.
Стоит отметить, что в коллекции Руслановой преобладали полотна русских художников и конечно они были вывезены не из Германии, есть предположение, что из блокадного Ленинграда. Блокадное мародёрство - это особая тема.
2 ноября 1951 года Крюков был осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье 58-10 части 1 УК РСФСР и Закону от 7 августа 1932 года к лишению свободы в исправительно-трудовом лагере сроком на 25 лет. Причем он был поражён в правах на 5 лет с конфискацией всего имущества, лишён звания Героя Советского Союза, всех наград и воинского звания. Для отбывания срока был отправлен в Краслаг
Русланову осудили на 10 лет лагеря с конфискацией имущества, отбывала она во Владимирском централе.
Через четыре года после смерти Сталина и ареста Берии Русланова и Крюков были освобождены и реабилитированы, естественно руку к этому приложил Жуков, который с лёгкой руки Хрущёва в марте 1953 года занял должность первого заместителя министра обороны СССР и впоследствии отомстил Лаврентию Берии за все свои страхи и унижения.
После освобождения Русланова заявила свои права на конфискованное имущество, ей удалось вернуть часть картин, драгоценности ей не вернули, предложив компенсацию 100 тысяч рублей. Впоследствии она снова гастролировала, выступала на концертах вплоть до своей смерти в 1973 году.