Найти тему
Тульская служба новостей

Психолог Соколова рассказала, что можно и нельзя позволять детям

Оглавление
Автор фото: HayDmitriy / PhotoGenica
Автор фото: HayDmitriy / PhotoGenica

Большинство родителей хотя бы раз задавались вопросом правильности воспитания своего ребенка. Многие сталкивались с проблемами, когда не могли решить, как лучше поступить и как не навредить. Тульская служба новостей поговорила с семейным психологом Светланой Соколовой, которая рассказала, что можно и нельзя позволять детям.

Что запрещать ребенку, для большинства родителей актуальный вопрос. Некоторые придерживаются мнению, что у ребенка должна быть полная свобода, думая, что так он полноценно развивается. Другие считают подобные методы воспитания ненормальным, так как только строгая дисциплина может сделать из ребенка человека.

В реальной жизни оба подхода окажутся крайностями. Во вседозволенности ребенок не сможет адаптироваться к обществу, а в постоянных строгих рамках человек вырастет безвольным. По словам семейного психолога, тема границ – всегда противоречива. Светлана Соколова советует в первую очередь разобрать кому и для чего нужны правила и ограничения.

Автор фото: pressmaster / PhotoGenica
Автор фото: pressmaster / PhotoGenica

Правила и границы детей и родителей

По словам специалиста, правила и границы нужны обеим сторонам. Взрослым – чтобы обезопасить ребенка, адаптировать к обществу, учить отличать свое и чужое (свои границы и другого человека). Детям – научиться справляться с негативными эмоциями, чувствовать безопасность и предсказуемость мира, а также для структуры и режима, которые помогают выстраивать жизнь.

На протяжении всего момента взросления дети приобретают навыки самоконтроля и саморегуляции, а также волю, которая в дальнейшем помогает быть гибким.

«Воля — не врождённое качество, оно формируется постепенно, как и другие высшие психические функции. Поэтому, пока воля ребенка несовершенна, он опирается на родительскую. Так он учится выполнять то, что не очень хочется. Ребенку важно ощущение правил и границ для того, чтобы быть в безопасности. Им важно чувствовать, что мир предсказуем, именно поэтому им нужен режим», — говорит психолог.

По словам эксперта, через запреты дети учатся справляться с негативными эмоциями. Они появляются, когда делать нужно то, что не хочется. В этот момент важно родителю не оставить ребенка одного с этими ощущениями, а помочь их пережить:

«Например, это должно выглядеть так: «Я понимаю, что тебе не понравилось, что я отвела тебя домой. Ты хотел еще погулять, ты злишься, но надо идти кушать. Такие правила». Таким образом мы структурируем ребенка, не бросаем его и помогаем справиться», — объясняет Светлана Соколова.

Также эксперт отмечает, что выстраивать границы важно, чтобы ребенок научился не нарушать чужие и отстаивать свои.

«Иногда бывает так, что от ребенка требуется выполнение правил, а взрослые эти границы не выдерживают, нарушая их. Таким образом малыш не может на себе ощутить, что их соблюдение – это хорошо и важно», — говорит эксперт.

Если родитель не будет четко обозначать границы и соблюдать правила, которые сам же поставил, ребенок не сможет чувствовать авторитет взрослого и не поймет важности соблюдения договоренностей.

Прежде, чем устанавливать границы, объясняет психолог, важно понимать, где они проходят: не должно быть двойных стандартов. В пример психолог приводит следующую ситуацию: сегодня родитель разрешает есть из его тарелки, а завтра у него плохое настроение и он за это ругает.

Важно понимать цели правил и границ. Они должны соответствовать возрасту ребенка и его способностям.

«То есть мы не можем требовать от двухлетнего дитя самостоятельно убрать одежду и чистить зубы из-за возраста. Такой инструкции он еще не поймет. Он ее заведомо не сможет выполнить. В отличие от пятилетнего ребенка. Если правило разумное, то и родителю легче обозначить его», — говорит психолог.
Автор фото: Subbotina / PhotoGenica
Автор фото: Subbotina / PhotoGenica

Какие правила можно нарушать

Психолог объясняет, что есть жесткие правила, и есть те, где можно пойти на уступки. Важно, чтобы была цель не просто продавить ребенка и показать, кто здесь главный. Такое может быть оправдано, только в случае, если ребенок начинает манипулировать, продавливая одну и ту же тему.

«Например, если он пытается игнорировать правило, которое вы выставили изначально», — говорит психолог.

Также эксперт говорит о том, что если ребенок начал истерить и плакать, то в этот момент его бесполезно воспитать. Когда малыш сталкивается с негативными эмоциями, важно ему в этот момент помочь.

«Избежать запретов, не получится, так как рано или поздно ребенок с ними столкнётся. Хуже, если это произойдет в более старшем возрасте, когда эти запреты пойдут от общества. Реакции отрицания естественна, но лучше их пережить с помощью родителя. В 7-8 лет подобные реакции могут быть ненормальны, гораздо гармоничнее они были бы в более раннем возрасте», — говорит Светлана Соколова.

Специалист объясняет, что важно не только вводить правила, но и помочь их гармонично усвоить. Когда родители выстраивают систему ограничений или наказаний, важно соизмерять их с проступками. Наказание не должно унижать ребенка, оно должно быть понятно ему.

В целом, выстраивание границ – это большая работа, которая проводится не за один день. Здесь психолог советует использовать творческий подход.

«В воспитании можно не только ругать, но и мотивировать. Придумать некие системы поощрения. Для маленьких детей – это могут быть баллы, звездочки, фигурки, которые родитель выдает ребенку за хорошие дела. Например, ребенок спит в своей постели ночью – мама ему звездочку дает. Ребенок пошел сам чистить зубы, пусть с напоминанием, но его никто не заставлял, поощрите его за это. Накопил 7-10 звездочек и подарите ему что-то», — говорит эксперт.
Автор фото: fizkes / PhotoGenica
Автор фото: fizkes / PhotoGenica

Еще одна важная составляющая – это наглядность. Ребенку нужно объяснять, зачем эти правила нужны. Нельзя играть в мяч на дороге, так как он может укатится под машину. Есть категоричные правила, которые касаются здоровья их нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах.

Например: совать пальцы в розетку, выбегать на дорогу. А есть более гибкие правила, и отходя от них, мы учим ребенка быть более адаптивными. В частности: мы питаемся полноценным обедом, но сегодня сломалась плита или мама задержалась на работе, поэтому будем есть пельмени. Обычно не разрешаем спать в родительской постели, но сейчас приснился кошмар, ребенок испугался, поэтому идем на уступки и разрешаем лечь вместе.

«Родители должны научить ребенка быть гибким и более адаптивным к жизни, так как у детей ограниченный опыт, в силу своего возраста. То, что для взрослого может казаться мелочью, для ребенка будет очень важно. Если вы резко меняете привычные для ребенка ситуации, то старайтесь объяснять и находить компромиссы», — резюмировала психолог.