Долгий путь
Четвёртый Pajero мне всегда нравился. Пару разу даже был близок к покупке, но «почти» не считается. Предыдущим автомобилем был Volvo XC70. На замену искал большой кроссовер, вроде Audi Q7 или Mercedes-Benz GLS, чтобы и в пир, и в мир, как говорится. Но концепция неожиданно изменилась: бюджет на покупку автомобиля сократился, и я решил взять что-то попроще, с прицелом сделать из машины «экспедиционник» для дальних путешествий по России.
Требования к будущему автомобилю были довольно простыми: полный привод, неприхотливость к топливу и, крайне желательно, семиместный салон. Вначале смотрел Nissan Pathfinder в кузове R51. И на всех десяти вариантах был серьёзно скрученный пробег. Найти живой Nissan Patrol практически нереально. Toyota Land Cruiser Prado не вписывалась в бюджет. Так и остановился на Pajero IV.
Изначально думал про дизельный мотор — Pajero с таким двигателем был бы идеалом. Но решил, что не хочу помнить о проблемах с качеством солярки в разных областях нашей страны и с зимней эксплуатацией дизеля. Поэтому остановился на трёхлитровом бензиновом двигателе, который переваривает АИ-92. Скромная динамика такого Pajero для меня не проблема. Ведь автомобиль мне нужен не для светофорных гонок, а для размеренного, но уверенного поглощения километров отечественных дорог.
Искал недолго и купил первый же осмотренный Pajero. Автомобиль был много лет в собственности у одной семьи, а затем его продали водителю главы семейства. ПТС при этом почти весь заполнен: много раз перевешивали красивые номера. Внедорожник с пробегом 71 тыс. км обошёлся мне в 1 550 000 рублей.
Условия эксплуатации
Автомобиль использую каждый день. Pajero возит меня и на работу, и в путешествия. Поэтому ежегодный пробег получается около 25–30 тыс. км.
Обслуживание
Обслуживаюсь в обычном сервисе, но у своего мастера, которому доверяю. Он много лет работал у дилера и досконально знает автомобили Mitsubishi. Если мастер перейдёт в другую СТО, продолжу ездить к нему.
Регулярные расходы
Техническое обслуживание
Траты за год: 20 000 руб.
Стандартное ТО — это около 5 литров моторного масла, а также воздушный, салонный и масляный фильтры. Делаю раз в 7500 км. Большое ТО с заменой жидкостей в трансмиссии делаю раз в 90 тыс. км.
Заправка
Траты за год: 88 000 руб.
Расход АИ-92 в городе — около 18 л/100 км. На трассе внедорожник потребляет примерно 11 литров. Но у меня установлено ГБО. Pajero будто создан для этого. Два баллона, а это 70 литров дешёвого газа, ставятся в нишу от третьего ряда сидений и не занимают площадь багажника. Расход на газу чуть выше, но на мощности и динамике это не сказывается.
Мойка
Траты за год: 16 000 руб.
Мою Pajero по мере загрязнения. На регулярность посещения мойки влияет и наличие домашнего животного. Бывает, что машина снаружи чистая, а внутри после поездки на дачу с собакой нужно всё пылесосить.
Шиномонтаж
Траты за год: 6000 руб.
Использую один комплект дисков. Поэтому раз в сезон просто меняю резину и делаю балансировку.
Страховки и налоги
Траты за год: 18 400 руб.
ОСАГО из расчёта на двух водителей обошлось в 9 тысяч рублей. Знаю, что можно найти дешевле, но мне моя страховая компания удобнее. Также всегда покупаю расширение полиса: это защита, если в меня въедет человек без полиса ОСАГО, то моя страховая всё равно оплатит мне ремонт. Транспортный налог обходится в 8900 рублей.
Дневник трат за третий год владения
Апрель 2021 г.
Траты сверх регулярных расходов: 7500 руб.
10 апреля. Появилось биение тормозов, а ещё начал греться передний левый тормозной диск. Поехал к своему мастеру. Обошлось установкой ремкомплекта переднего тормозного суппорта. -3000 руб.
27 апреля. Доставили расходники, а именно масло и фильтры для промежуточного ТО. Замену решил совместить с установкой новых звуковых сигналов.
Эксперименты с волговскими «дудками» подошли к концу. При попадании воды, что неизбежно при езде по бездорожью, они хрипят и в итоге умирают. Теперь решил попробовать сигналы Hella. В сравнении с газовскими они чуть отличаются по тональности, хотя громкость примерно такая же. Цена немного выше, зато внутри они залиты чем-то вроде силикона. Должны не бояться воды. Вот и проверим. -4500 руб.
Май 2021 г.
Траты сверх регулярных расходов: 44 100 руб.
6 мая. Давно думал о небольшом лифте подвески и наконец-то решился. После долгого изучения вопроса решил купить лифт-комплект РИФ, который увеличивает клиренс на 40 мм. В его состав входят передние и задние амортизаторы, а также пружины. -40 000 руб.
14 мая. Изначально для хранения полезной мелочёвки в багажнике использовал старый органайзер. Это была просто жёсткая сумка с молниями, которая быстро пришла в полную негодность. На замену этому безобразию приобрёл большой пластиковый ящик для инструментов. Весь мой скарб отлично в него поместился. -4100 руб.
Июнь 2021 г.
Траты сверх регулярных расходов: 35 600 руб.
9 июня. Отправился ставить лифт-комплект. Решил совместить это мероприятие с заменой всех шаровых. Заказал их заранее в сервисе.
Заодно — в который уже раз! — пришлось менять втулки переднего стабилизатора. В запасе у меня их не было, поэтому купил с быстрой доставкой. Вышло недёшево.
Сам лифт-комплект встал без проблем. Внешний вид мне понравился. Машина стала визуально выше, но для незнающего человека это незаметно. На ходу Pajero стал чуть жёстче, но мне нравится. -35 600 руб.
Июль 2021 г.
Траты сверх регулярных расходов: 41 000 руб.
20 июля. Начала подглючивать установленная до меня сигнализация. Решился на полную замену. Выбрал комплекс Starline. -41 000 руб.
Август 2021 г.
Траты сверх регулярных расходов: 50 000 руб.
4 августа. Очередное ТО. Заранее купил расходники. В этот раз взял масляный и воздушный фильтры Mann, а фильтр салона угольный BIG Filter. Масло залил Petro-Canada Supreme Synthetic 5W-30.
По регламенту надо бы поменять и тормозную жидкость, сделаю это чуть позже, когда буду менять тормозные диски. -0 руб.
12 августа. Треснула одна противотуманная фара. В принципе, просто трещина, вода не затекает, но поехал в сервис. Не люблю, когда с машиной что-то не в порядке. Решил поменять сразу на светодиодные ПТФ, а заодно сделать полный тюнинг системы ДХО.
Работу доверил тем же мастерам, которые ранее меняли мне штатные линзы на биксенон, а также модернизировали фонари заднего хода. С противотуманками всё прошло просто и легко. В габариты были заказаны лампы ProBright Alpha, которые встают вместо штатных. При замене выяснилось, что одна лампа оказалась бракованная: на ней была трещина, поэтому сразу заказали замену. Также решил установить ДХО и в модули поворотников. Туда были интегрированы лампы TDRL-4,5 ProBright Base.
Качество работ меня устроило. На каждый новый элемент сделали отдельный выключатель. Когда необходимо, автомобиль может быть заведён, но без включенных световых приборов. -30 000 руб.
17 августа. Моё ГБО Lovato подало сигнал, что пора ехать на ТО. Думал, что просто поменяю фильтры и всё, но при замене высыпалось огромное количество песка.
Решил сделать ТО по регламенту производителя ГБО, который рекомендует менять раз в 40 тыс. км все прокладки в редукторе. Купил соответствующий ремкомплект. -7000 руб.
27 августа. Старое лобовое стекло совсем затёрлось, да и скол на нём появился. Решил ставить атермальное стекло XUG Solar-X с защитой от ультрафиолета.
Заказал стекло и поехал на установку в сервис к поставщику. Загнали машину, сняли старое лобовое, всё вычистили, поставили новое. И тут выясняется, что стекло поставляется с установленным фирменным молдингом, который сильно больше и толще родного. Да ещё и жабо пластиковое не встаёт. Что делать, мастера почему-то не в курсе. Вариант со снятием уже установленного стекла и использованием универсального молдинга меня не устроил. В итоге подрезали ножом готовый молдинг. Получилось нормально, но осадочек остался.
Сказали три дня не гонять, машину не трясти и не вывешивать. Поэтому домой поехал аккуратно. Самим стеклом очень доволен. Отличный вид и без искажений. -13 000 руб.
Сентябрь 2021 г.
Траты сверх регулярных расходов: 17 000 руб.
3 сентября. Несмотря на мой совсем не агрессивный стиль вождения, скоро предстоит замена тормозных дисков. Чтобы быть готовым, купил диски LYNX. Посмотрев на стоимость, решил заказать и ступицы, которые имеют привычку разваливаться в самый неподходящий момент. Осталось докупить тормозную жидкость и поеду на сервис. -17 000 руб.
Октябрь 2021 г.
Траты сверх регулярных расходов: 864 руб.
11 октября. Мне нравится, когда не нужно перед очередным ТО покупать запчасти и расходники, — приятно, когда всё уже куплено и лежит в гараже.
Решил попробовать масло Idemitsu. Уж очень сильно его хвалят. Судя по официальному сайту, это масло производят в Японии и там же фасуют. Взял синтетическое Idemitsu Zepro Touring, той же вязкости, что и обычно, — 5W-30. -0 руб.
17 октября. Заменил щётки стеклоочистителя. Принципиально искал Bosch Aerotwin, которые я уже пробовал и они мне понравились. Посмотрел по разным сайтам, но смутила цена — 1800–2000 руб. за комплект. Сначала расстроился, а потом наткнулся на продажу таких же, но уценённых, за 864 рубля. Причина уценки — повреждена упаковка. Рискнул и заказал. Пришли новые дворники. Подумаешь, упаковка рваная и скотчем заклеена. -864 руб.
Ноябрь 2021 г.
Траты сверх регулярных расходов: 0 руб.
17 ноября. Через несколько дней обещают морозы, а значит, пора менять резину. Поехал снимать свои Goodyear Wrangler Duratrac и обувать Dunlop GrandTrek Ice 02 265/60 R18. Весной есть планы перейти на другую резину, поэтому Duratrac буду продавать. -0 руб.
Декабрь 2021 г.
Траты сверх регулярных расходов: 12 000 руб.
21 декабря. Пришло время залить новое масло. Фильтры снова выбрал Mann. Салонный в этот раз решил не менять. Пока всё нравится. Двигатель на этом масле работает ровно, в -15 градусов машина завелась без проблем. -0 руб.
27 декабря. Сижу на работе, никого не трогаю. Вдруг пришёл курьер с большой коробкой. В ней оказался подарок от Idemitsu — сумка в багажник. Неожиданно. Видимо, выиграл в каком-то конкурсе. -0 руб.
Январь 2022 г.
Траты сверх регулярных расходов: 9500 руб.
20 января. В конце 2018 года ставил на свой автомобиль стальную защиту от компании Rival. С тех пор Pajero прошёл почти 70 тыс. км и защита заржавела, утратив былой лоск. Функции свои она, конечно, выполняет, но внешний вид мне категорически не нравится. Можно, конечно, покрасить, но долго ли продержится краска?
Решил целиком заменить защиту. Изучив вопрос, остановил выбор на отечественном производителе — фирме ПОЛИКОМ. Она изготавливает композитные защиты на разные автомобили. Купил комплект на Pajero. Защита радиатора и картера сделаны единым целым. Интересное решение. Посмотрим, насколько долговечное. Выглядит внушительно — толщина изделия 9 мм. С установкой проблем не возникло. -9500 руб.
Февраль 2022 г.
Траты сверх регулярных расходов: 35 000 руб.
20 февраль. Сел в машину, грею. И вдруг вижу, что фара как будто моргнула. Вышел — не горит ближний свет, а правая фара светит розовым цветом. Потом вообще погасла.
Приехал уже в знакомый мне сервис по ремонту и доработке оптики. Замена ламп ничего не дала. Значит, умер блок розжига.
Подумал, что замена на LED-оптику будет не сильно дороже замены блока и пары ламп. А поскольку эта доработка и так была в планах, то решился. Из предложенных вариантов выбрал светодиодные линзы MTF-Light Night Assistant LED 3.0. Светят значительно лучше ксенона. -35 000 руб.
Март 2022 г.
Траты сверх регулярных расходов: 46 400 руб.
26 марта. Долго раздумывал, какие выбрать новые АТ-шины. Купил бы снова Goodyear Wrangler Duratrac, но их цена в последнее время стала совсем негуманной. В итоге выбор пал на Nokian Outpost AT 265/60 R18. Достались они мне по 11 600 руб. за шт. Причём к моменту доставки цена выросла уже до 15 тысяч. Жду, когда потеплеет, чтобы переобуться и протестировать. -46 400 руб.
Что было дальше
Pajero продолжает ездить и радовать меня, своего владельца. Проблемных мест у внедорожника немного, а у конкретного автомобиля все возможные недостатки устранены. Сделан антикор, заглушен задний контур кондиционера. А к регулярной замене ступиц я стал относиться как к расходникам.
Траты за первый год
Регулярные: 148 400 руб.
Нерегулярные: 286 964 руб.
Итого: 435 364 руб.