«Справедливость без силы беспомощна; сила без справедливости деспотична.»
Блез Паскаль.
Мама мне часто говорит, что нас (ее) воспитывали по-другому. А Тургенева я тоже изучал. Ну и сейчас изучают, когда готовятся получить аттестат зрелости. А я вот задумался, а что изучали до отмены крепостного права и, вообще, появился бы Тургенев со своей нетленкой в советской школьной программе , если бы не эпоха реформ в царской России?
Воспитание. Насколько глубоко надо влезать с воспитанием в жизнь воспитываемого? А если вдруг эпохи и авторитеты сменяют друг друга с революционной скоростью? Если паровоз жизни меняет направление движения на ходу, не доехав даже до станции следования?
Вот я, например, когда выходил в жизнь со своим аттестатом, то вокруг меня хозяевами жизни были банкиры и бандиты, а заработать можно было только торгуя в ларьке, привозным в баулах из Праги или Польши. Сложно было глубинному народу, которого всю жизнь воспитывало государство для внутренней домашней жизни, а потом вдруг резко отправило в мир без аттестата зрелости. Кто- то, видать, был зрелым и умным от рождения, потому вдохнул воздуха свободы и пошел отрываться. А кто- то, как беспомощное животное , которое долго жило в неволе, начинал осторожно адаптироваться на трясущихся лапах. Совсем слабых жизнь съела.
Сегодня другие нормы поведения, другие авторитеты. Да и торговля пошла, как сырье подорожало. А заработать можно и удаленно, даже не находясь на своей территории. Не все смогли адаптироваться так быстро, чтобы почувствовать, что без наставлений можно жить. Я уж не говорю про то, чтобы перейти в разряд воспитателей
Истина, как всегда, где- то посередине. Как говорит моя мама ( уверен и большинство мам и пап): «Нас воспитывали по-другому». Верно, государство воспитывало непрекословно выполнять свои обязанности, как ребенка живущего с родителями заставляют убирать за собой, учить уроки, выносить мусор и т.п. Взамен предоставлялась оплачиваемая жилплощадь (какая есть), подарки, карманные деньги на жвачки. Были и компромиссы: иногда могли оставить целую квартиру для недолгих шалостей со сверстниками. Но лишь, конечно, только потому, что родители сами куда- то уезжали. Если отпрашивался к друзьям на ночёвку, то по согласованию и родительской визе. А иногда приходилось и питомцу корректировать свое время, если требовалось срочно мобилизоваться, например, помочь копать картошку на даче или иной долг, который нужно было отдать семье.
Такое комфортное сосуществование возможно было до тех пор, пока запросы воспитуемого не превышали выделенный бюджет воспитывающими. А самое главное, пока подопечный не требовал прав иметь свое мнение.
Ничего в этом плохого нет. Только уровень компромисса будет всегда определяться настроением или желанием. того, кто воспитывает. Он же меняет движение паровоза.