Найти тему

"Любовь с привилегиями". Два фильма в одном. Фильм второй - "Привилегии или чекист с "человеческим лицом".

Продолжение. Начало тут.

Да, это действительно два разных фильма. Первая серия про одно, вторая про другое. И героиня Любови Полищук во второй серии хоть и носит одно и то же имя с героиней первой, совершенно на нее не похожа. Перед нами абсолютно другой человек, как будто в Москве ей в глаз попал осколок зеркала злого Тролля из сказки "Снежная королева".

Вот просто для сравнения. Такой Ирина была в первой серии. Очаровательная женщина. Веселая и доброжелательная к окружающим.

А вот это уже во второй. Какая-то ведьма. Злоба гложет ее изнутри.

-2

Кто же тот злой демон, что заколдовал нашу героиню? Что же произошло с нашей Золушкой в столице нашей Родины, куда она приехала, чтобы выйти замуж за старого, доброго герцога?

И ведь ничего не предвещало беды. И встретил ее Константин Гаврилович на Курском вокзале. И сразу ключи от французской иномарки. Вот этот эпизод с поездкой Ирины за рулем иномарки один из самых трогательных в фильме. Жуткое многополосное движение. Ирина никак не встроится в поток. Начинает рыдать, что никто с первого раза не сможет по Москве проехать.

-3

А Константин Гаврилович, как любящий мужчина и опытный руководитель, который знает, что на ценного работника нельзя кричать, а чтобы он успокоился нужна спокойная доброта и ласка, дает ей платок, устанавливает поудобней кресло, поворачивает зеркала заднего вида и все это с успокаивающей улыбкой и ласковым взглядом.

-4

А потом добрый волшебник повез Золушку в спецраспределитель, где она себе ни в чем не отказала.

Да, никогда не возвращайся в прошлое, оно убивает твое настоящее. Ирина решила узнать свое прошлое и в итоге убила свое настоящее. Вот тут заканчивается Брагинский и начинается Черных.

Почему-то режиссеру фильма захотелось снять конъюнктурную фильму на тему новомодной тогда "борьбы с привилегиями" "партократов", ударить острым словом и взглядом по бывшему руководству, которое довело страну до "застоя" и "краха экономики", развязало афганскую войну, съело всю колбасу, и продолжает на пенсии жировать в трехэтажных коттеджах на лоне природы. И все это приправить гарниром из "необоснованных сталинских репрессий", в которых эти самые "партократы" и виновны.

Главной жертвой своих нападок режиссер и сценарист Черных выбрали Константина Гавриловича Кожемякина. Вначале на него напустили зятька Ирины. Нагловатый, смазливый бездельник, вероятно, прошел Афган, которому все должны, а они никому и ничего. То поет под гитарку Вертинского об убитых юнкерах, типа жертвах афганской войны, а когда в гости к Ирине пришел Кожемякин, то он тут с вызовом, ненавидяще сверкая взглядом на него, спел песенку вновь разрешенного Александра Аркадьевича Галича "Старательский вальсок" о промолчавших, попавших в богачи, первачи и палачи.

-6

Что характерно Ирина и ее дочь с весельем подпевают про это самое "промолчи", видно не в первый раз за столом поется эта песенка. И такие веселые, как будто не понимают содержания. А может и действительно дурочки.

Вот, первый залп по "партократии" авторы фильма нанесли. Но не такой уж беззащитный Константин Гаврилович. Он такую школу жизни прошел, что этим сосункам и не снилась, а приснилась, так в страже бы проснулись и благодарили бога, что это сон. А Константин Гаврилович не только вельможа, он сам тоже из народа и с народом всю жизнь прожил. Он и стакан коньяку без закуски опрокинет, и матом, если надо, и по-аглицки кого надо отшить. Матерый такой человечище.

Затем натравили на "партократа" "народ" - хабалку-доярку в блистательном исполнении Светланы Жгун. "Перестройка", "гласность", "борьба с привилегиями" в элитный првительственный санаторий стал просачивать контингент из передовиков производства и сельского хозяйства. А у этих "передовиков" не то что воспитание отсутсвует, а просто классовая ненависть возникла от близкого соприкосновения с такими, как Кожемякин. Вот и попыталсь хабалка-доярка по современному выражаясь малость потроллить бывшего большого начальника. Но большой начальник сам из народа, послал тетку подальше и принял меры к ее удалению мз санатория назад к ее коровам.

Потом авторы фильма решили зайти к "партократу" с тыла. Через жену Ирину. Она все по Москве на иномарке ездит ищет дом, где раньше в детстве жила. Хочет что-нибудь про свою семью узнать. Тут ей помогает Кожемякин, достает данные некой Красиковой, которая приходится дочерью сослуживца отца Ирины. Это сослуживец заболел и умер в больнице, а то бы и его по одному делу с отцом Ирины осудили. Красикова эта очень обозлена на Советскую власть, выражает намерение взорвать Лубянку. Но узнав, что Ирина жена "партократа", рвет с ней отношения, при этом подсказывает, что надо посмотреть на Лубянке архивное уголовное дело.

И тут на авансцену выходит главный антисоветский персонаж этого фильма - Кот Матроскин в мундире генерал-лейтенанта, "крупная шишка", по выражению Кожемякина, в КГБ. Все в духе времени и "нового мЫшления"- КГБ с народом, КГБ за демократию.

Очень, очень старается Олег Павлович изобразить суровость и принципиальность руководителя КГБ нового типа. Он и демократичный, так как сам из народа - траву на даче в охотку косит. И не замазывает черные пятна в истории своей конторы, связанные с "массовыми необоснованными репрессиями". И к т. Сталину в соответствие с "линией партии", относится крайне критично и нелицеприятно

-7

Тут мы подходим к ключевому , на мой взгляд, эпизоду фильма. Празднуется свадьба Кожемякина и Ирины. Все скромно, по-домашнему приглашены только самые близкие друзья. Те самые "первачи". Предполагаю, что Константин Гаврилович в правительстве курировал оборонную промышленность, ракетостроение. Потому и дважды Герой. И среди гостей его старые соратники - военные, генералы, Герои. И авторы фильма разоблачают истинное их лицо. Это же, о ужас, "сталинисты", они же великий "Марш артиллеристов" Тихона Хренникова и Виктора Гусева, поют, в оригинале, как во времена их боевой молодости, а не покореженный при Хрущеве текст, где нет "Сталин дал приказ!"

Бойтесь люди, убийцы "сталинисты" ходят среди нас, "сталинщина" еще не выкорчевана из нашей жизни. И с какой же брезгливость, как Кот Матроскин на дохлую мышь, смотрит на этих "первачей", новообращенная в "демократию" эта "шишка" из КГБ,

Он же с 1935 г., он же эту песню в оригинале в пионерах и комсомольцах пел. А сейчас его, как черта от православного креста, от имени Сталина корежит. И чего эти "демократизаторы" добились? Вычеркивали из песен, обливали помоями на государственном уровне, а через двадцать пять лет хор мальчиков училища им. Свешникова в Большом зале Консерватории на 70-ти летие Победы под гром овации слушателей будет исполнять это

А до этого у "шишки" и Кожемякина состоялся не простой разговор. Показал генерал Кожемякину архивное уголовное дело по обвинению отца Ирины - Николаева Василия Васильевича (фамилию у Леонида Николаева, убийцы Кирова авторы что ли позаимствовали?). Работал после войны Николаев в главке "Главметаллургия" Министерства черной металлургии СССР. Министерство регулярно срывало квартальные, полугодовые и годовые планы по выпуску продукции, в т.ч. и для оборонной промышленности. И ЦК партии направил в 1950 г. свою комиссию в министерство с целью разобраться с положением дел.

Входил в комиссию и тридцатилетний молодой инженер, скорее всего, на тот момент инструктор промышленного отдела ЦК, Константин Кожемякин. Свое заключение комиссия представила второму человеку в партии, секретарю ЦК т. Маленкову, а тот уже отправил материалы в МГБ. Провели следствие, виновными признали группу сотрудников главка, в т.ч. и Николаева. Их обвинили во вредительстве и терроре против представителей советской власти. Всех в 1952 г. расстреляли, а в 1958 г. реабилитировали.

И вот теперь гебэшная "демократическая" "шишка" тыкает Кожемякина носом в его подпись на заключении комиссии. "Ты во всем виноват. Из-за тебя отца твоей жены расстреляли. И нету вам всем, тогда жившим, оправдания, все вы молчали, не глядя подписывали и одобряли. А вот, если бы не молчали, сопротивлялись, то ничего бы и не было, никаких репрессий". И еще упрекнул Кожемякина, что после этого его карьера резко пошла в гору. То есть выслужился перед Хозяином - получи награду за верность.

Вот такой посыл от авторов фильма - сейчас это вам не тогда. Теперь у нас КГБ "с человеческим лицом". Не надо бояться человека с ружьем в васильковой фуражке, потому что он теперь демократ и стоит на страже социалистической законности.

-8

Вся эта сцена насквозь фальшива. Во-первых, такой "демократический" бред ни один кадровый сотрудник "конторы" с большим стажем, а тем более генерал КГБ нести не мог. Такое мог сказать только или партийный назначенец от Горбачева, типа Бакатина, направленный в КГБ с целью развалить его, или же самый настоящий "оборотень", типа пресловутого генерала Калугина, ставшего потом предателем и благополучно свалившего в США. Поэтому этот самый генерал Николай Петрович, которого таким приторно сиропным изображает Олег Павлович Табаков, или перекрасившийся "партократ", или же "оборотень" и будущий предатель.

А что ему может ответить Кожемякин, этому лощенному генералу, которому повезло служить в "конторе" уже в послесталинское время и с которого начальство не требовало план по "врагам народа", и который сейчас с таким пафосом обличает его.

-9

Да ничего особо. Как-то жалко выглядит Кожемякин, пролепетал что-то про то, что подписал не глядя (а тут он врет, проверял он добросовестно, и факты реальных упущений наверняка нашел, вот только потом следствие халатность интерпретировало во вредительство). Что мы верили партии, потому и не протестовали. И вообще ты, генерал, пацан по сравнению со мной, не жил тогда и вправе нас судить и именно твоя контора ответственна за все репрессии. Но кому его оправдания теперь нужны. Подписал - значит соучастник "сталинских преступлений".

Оправдывается видный государственный деятель, один из создателей ракетно-ядерного щита Родины, перед новообращенным демагогом. А у самого этого генерал, наверняка, лежит в сейфе очередное заявление легенды советской госбезопасности Павла Анатольевича Судоплатов о реабилитации. Посадили того в 1958 г. уже в самый разгар оттепели и борьбы с "извращениями культа личности и нарушений социалистической законности" на 15 лет за "пособничество врагу народа Берии", и отбыл он их от звонка до звонка во Владимирском централе, где сидел с нацистскими преступниками и бандеровцами, и вышел оттуда в 1968 г., ослепнув на один глаз и перенеся 3 инфаркта.

А потом год от года родная контора отказывала ему в реабилитации. Даже и после начала "перестройки" и "гласности", когда началась поголовная реабилитация всех осужденных по ст. 58 УК. Окончательно реабилитировали Судоплатова только после его смерти в 1998 г. Вот только у оппонента Кожемякина, генерала Николая Петровича, жалости к Судоплатову нет, не поступила еще команда этому принцииальному чекисту "с человеческим лицом" реабилитировать легенду советской разведки. На кого поступила сверху команда - тех жалко. А на кого не поступила, тем пока суровое порицание, как пособникам и соучастникам.

Приходится признать, что во второй серии фильма куда ни ткнешься, так нарываешься на "жертв тоталитарного режима". И зятек Ирины предьявляет счет за Афган, и Красикова, дочка сослуживца Николаева, и зампред исполкома Моссовета, у которого папу расстреляли в 1935 г., и сама Ирина.

Так ничем и не закончился спор между генералом и Кожемякиным. У каждого своя правда. Но последнюю пакость генерал -" демократ" "сталинисту" Кожемякину все-таки устроил. И от этой пакости рухнула семейная жиэнь Константина Гавриловича. Его новая жена Ирина от этой пакости сошла с ума, иначе это и не назовешь. И это самый мягкий вариант объяснить ее последующее поведение, иначе придется признать, что перед нами циничная проходимка.

Но об этом в следующей части.