Уверен, что про Жигулевское пиво знают все. Особенно такие, как я – рожденные в СССР. Тогда это был бренд номер один, лучшее пиво в стране. Но признаюсь, о том, как оно появилось, я не задумывался и узнал об этом совсем недавно, во время поездки на его родину – в город Самара.
История Жигулевского пива началась до СССР, в 1880 году, когда австрийский дворянин, купец первой гильдии, пивовар и меценат Альфред фон Вакано подал в городскую управу Самары прошение о сдаче ему в аренду земли, занимаемой зданиями бывшего пивоваренного завода Буреева, для строительства нового, передового пивоваренного завода. Самару он выбрал из-за чистой волжской воды и удобного транспортного сообщения. Место ему было отдано в аренду на 99 лет, и Альфред фон Вакано приступил к строительству.
Здание завода построено в стиле эклектики – в нем смешались элементы разных архитектурных направлений. При этом, весь комплекс выглядит очень целостно, солидно и надо отметить – красиво. Декоративные элементы на фасаде здания придают ему сходство со средневековыми замками (тем более располагается оно прямо на берегу реки). В те времена виды на Жигулевский завод изображались на почтовых открытках Самары, да и сейчас Жигулевский завод является объектом культурного наследия всероссийского значения, как образец промышленной архитектуры 19 века. И при этом это действующий пивоваренный завод – представляете, какой потенциал заложил Альфред фон Вакано при строительстве?
Меньше, чем через год завод выпустил свою первую продукцию – пиво сорта «венский лагер» - бочковое пиво «Венское» и «Венское столовое», названные так в честь родины основателя завода. Самарское пиво быстро снискало признание и стало популярным, пивоварня имела сеть складов, протянувшихся от Варшавы до Владивостока. Однако счастье было недолгим. Началась Первая Мировая война, в стране был введен «сухой» закон, поэтому завод законсервировали. Ну а Альфред фон Вакано по подозрению в шпионаже был выслан под надзор в Бузулук. Спустя еще несколько лет (после революции 1917 года) он вернулся с семьей в Австрию практически с пустыми руками.
Его сыновья не теряли надежду восстановить и продолжить семейное дело. В 1922 году они подали заявление в Самарский губернский совнархоз, последовали длительные переговоры, в результате которых сыновьям Альфреда фон Вакано согласовали аренду на срок до 1935 года с условием начать производство пива в 1924 году. Я ведь никого не удивлю, если скажу, что вставший на ноги завод полностью национализировали в 1929 году, даже не дождавшись окончания аренды?
В 1934 году Самару посетил нарком пищевой промышленности Анастас Микоян, он был приятно впечатлен вкусом пива, но неприятно – его названием. Так что «Венское» пиво стало ближе к простому народу, получив название «Жигулевское». Кроме того, оно было взято за стандарт – на его основе ввели ГОСТ, по которому пиво изготавливалось более чем на 700 предприятиях страны. Пиво продавалось «живым» (хранилось буквально неделю), поэтому в продажу должно было поступать с ближайшей пивоварни. Поэтому многие советские города могли похвастаться своими пивными ресторанами и барами под названием «Жигули».
Сейчас пивоварен, которые производят «Жигулевское» осталось несколько десятков, но самым лучшим, несомненно, считается пиво, произведенное на том самом заводе в Самаре, где оно и началось. Что могу сказать от себя – у меня такое же мнение! Жигулевское пиво, которое я пробовал в Самаре (особенно в баре при заводе – об этом еще расскажу), отличается от его бутылочных собратьев, продаваемых в магазинах Москвы, как небо и земля. И приятно, что в Самаре помнят Альфредо фон Вакано, и несколько сортов пива названо в его честь, в том числе, оно - пиво «Фон Вакано Венское».
P.S.
В жизни давно я понял,
Кроется гибель где.
В пиве никто не тонет,
Тонут всегда в воде.
Реки, моря, проливы
Сколько от них вреда.
Губит людей не пиво,
Губит людей вода.
Губит людей не пиво,
Губит людей вода
/Песня из к/ф "Не может быть"/
Всем спасибо и добра! Лайки и подписки приветствуются!))