Хонкаку не новый жанр, в том смысле, что «такого раньше не было». Само слово honkaku переводится как подлинный, традиционный, ортодоксальный. Соответственно получаем перевод: «подлинный детектив». Если коротко: хонкаку-детектив — это японский детектив, написанный в традициях английского классического (на первом месте — загадка; честная игра; закрытый перечень подозреваемых; наличие великого сыщика и прочие атрибуты). Но японский детектив на то и японский, чтобы отличатся от английского. Соответственно, как вы догадались, хонкаку-детектив — это не копирование, а самостоятельный жанр, в основе которого — дань традициям, но не только это. Хонкаку, как отдельный жанр, имеет свой уникальный почерк и заключается он не только в азиатском колорите. Не так уж много мы имеет переводов хонкаку-детективов, но каждый из них хоть чем-то, да удивляет. Главной особенностью хонкаку я бы назвал стремление авторов продолжить традиции классического детектива и, самое главное, превзойти авторов Золотого века, предложить новые решения старых загадок или сформулировать новые доселе невиданные загадки. Может быть поэтому, или в силу какого-то особого японского менталитета, но авторская фантазия в хонкаку всегда зашкаливает. Если вас хоть раз посещала мысль о том, что детектив устарел как жанр и ничего нового придумать невозможно, почитайте хонкаку. А ниже представляю отзыв на самый первый роман-хонкаку от основоположника жанра — Содзи Симада.
Содзи Симада «Токийский Зодиак» (1981)
Я практически никогда не соревнуюсь с автором, пусть удивляет, я готов заранее. И здесь, конечно, автор удивил. Эта книга не о запертой комнате, хоть она и присутствует, причем с двумя жизнеспособными решениями, одно из которых более изящное, второе — довольно простое, не такое эстетическое.
Главная фишка «Зодиака» — это собственно главная его идея, ответ на вопрос «кто?» и одновременно на вопрос «как?» (не в отношении запертой комнаты). Помимо того, что удивление вызывает богатая фантазия автора (Как такое можно придумать? Правда автор в одном интервью рассказывал, как ему пришла в голову идея), мне показалось, что это как будто, что-то новое в жанре.
Помимо невероятной технической части главного трюка, это еще и свежая идея, назовем это: «невидимый убийца», только это не буквально, ну т. е. буквально, но не в смысле, что его никто не видел во время преступления, а в смысле что убийца невидим до самой разгадки. Маскировка — уровня бог. Не знаю, как объяснить, но по мне это очень оригинально.
Опять же, я не специалист по японскому детективу, читал немного Эдогаву Рампо, но уже сейчас можно сказать, что задумать и осуществить такое мог только японский убийца. Есть у японцев какой-то особый цинизм. Ну, типа вырезать всю семью — это нормальное такое частное убийство, подходящее для классического детектива со всей его «домашностью». Справедливости ради скажу, что эта загадка прямо обязывает устроить побоище. Поначалу это вообще похоже на триллер: куча трупов плюс характер преступлений и предполагаемые мотивы указывают на сумасшедшего.
Этот детектив удивляет прежде всего фантазией автора, оригинальностью главного трюка. Адепты железной логики, скорее всего найдут много натяжек, слабых моментов. Убийце часто везет при выполнении довольно сложного плана. Автор в конце все подробно объясняет, иногда открыто указывая на то, как план мог рухнуть от какой-то случайности.
Многое объясняется просто. Например, само существование теории «Азот». Про вторую разгадку запертой комнаты я уже говорил, тоже все не сложно. По поводу честной игры. Не очень понял уровень честности игры. В целом автор просто рассказывает все по порядку. Ничего не срастается и только один вариант может все объяснить. Каких-то ярких ключей я не припомню, кроме подсказки со скотчем. И кроме подсказки самого автора, где он открытым текстом говорит, мол вот я вам уже разгадку показываю, осталось только немного подумать. Но я честно не представляю, как среднестатистический читатель вообще может это разгадать, по-моему, это в принципе невозможно. Это тот случай, когда нужно мериться не серыми клеточками, а уровнем фантазии, а читателю такое представить очень сложно. Плюс автор, мне показалось, все же запутывал читателя, не зря в романе присутствуют персонажи определенных профессий.
В итоге: очень оригинальная загадка. И да, это голый пазл, никаких ярких персонажей, отвлеченных тем и т. д. Все работает на загадку. Понравилось ли мне? Мне понравился замысел автора, в целом детективный скелет хорош, за исключением некоторых незначительных (по книжным меркам) натяжек. Да, повествование довольно скучное, сухое изложение фактов, теорий, версий. Потом немного динамики, но и то, как выяснилось, для разгадки это было не обязательно. В целом пазл мог сложиться, не выходя из дома, поэтому несколько глав вообще представляются лишними. С другой стороны, тогда это был бы вымышленный документальный отчет. А с другой стороны лишние сцены портят цельность картины.
В общем, я так и не понял, мне больше понравилось или нет, потому что очень яркая загадка, но других художественных удовольствий в книге просто нет, читается трудно, второй раз читать незачем, потому что загадка незабываемая. Но загадка… Она незабываемая! Выбирать вам, что важнее.