Экономика! И никакой политики, ведь политика является следствием экономики. На самом деле вопрос заработной платы был одним из основных гвоздей в гробу моей детской мечты стать астрономом, поэтому теперь... Впрочем, я бы не хотел раньше времени говорить о ещё незаконченном образовании, поэтому опирайтесь лишь на озвученные факты и не считайте моё (равно как и чьё-либо ещё) мнение авторитетным, не имея на то весомых оснований. Призыв не верить на слово не является таким основанием.
Предупреждение
Название и содержание настоящего материала не должно никого оскорбить. Автор с глубочайшим почтением относится к каждому человеку, который избрал своей профессией астрономию. Я также искренне хотел бы, чтобы люди получали достойную зарплату и приносили пользу обществу вместо торговли собой.
Истоки экономики
В основе любого политического строя лежит экономика, в основе нашей жизни лежит экономика и ваш доход, скорее всего, зависит от того, как организованы дела в вашем предприятии. Если вы работаете в научной сфере, то, вероятно, лучше меня представляете, от чего зависит ваш доход и из каких фондов (в значении «денежные средства предприятия, предназначенные для какой-либо цели») он формируется.
Важно: деньги являются отражением экономики, никакой волшебник не может создать много денег, не понизив стоимость этих самых денег. Если эмитент волшебной страны по просьбе своего народа напечатает новые деньги в больших объёмах, не подкрепив их экономикой, либо цены в этой волшебной стране поползут вверх, либо закончатся продукты и в этом случае деньги также станут бессмысленны. Однако темой этой статьи является не монетарная политика государств, а почему же одни, казалось бы, важные для экономики люди получают мало денег, а другие люди, торгующие сомнительными услугами или вовсе не делающими ничего, иногда получают много денег?
Я опасаюсь, что некоторые особенно чувствительные к терминам комментаторы могут раскритиковать этот материал, а поэтому предупреждаю: в этом абзаце может присутствовать информация, которая может быть воспринята неправильно и (или) показаться недостоверной. Так вот, экономика весьма тесно переплетена с политикой, экономисты, обычно, имеют какие-либо политические взгляды. Для упрощения, назовём экономистов с правыми политическими взглядами (или политическими взглядами, поддерживающими неравенство) либералами, подразумевая прежде всего экономистов с либеральными политическими взглядами, но не забывая также о других правых, а экономистов с левыми политическими взглядами (которые стремятся к эгалитаризму) социал-демократами, помня также про коммунистов и других людей с левыми взглядами. То есть говоря о либералах, мы помним о фашистах и либертарианцах, но подразумеваем прежде всего либералов (для других правых что-либо может оказаться не вполне справедливым), говоря о социал-демократах, мы помним о коммунистах и анархистах, но для последних утверждения могут оказаться не вполне справедливыми. Так вот, с точки зрения экономистов-либералов (если они не лицемеры — оценочное суждение) сложившиеся на рынке цены и зарплаты справедливы, с точки зрения придерживающихся социал-демократических взглядов сложившиеся на рынке цены и зарплаты могут быть несправедливы. Каждый сам для себя решает, какая из двух выделенных идей ему (или ей) ближе.
Ценность фундаментальной науки
С любой точки зрения, если кто-то финансирует что-то, это что-то кому-нибудь нужно. Зачем же нужно развивать, скажем, астрономию? Если ценность науки «астрономия» для каждого отдельного предприятия представляется весьма неочевидной (а потенциальные выгодопреобретатели, такие как производители и продавцы телескопов, не имеют достаточно ресурсов и мотивации для развития фундаментальных наук), то для человечества в целом и развития экономики всего мира астрономия всегда была весьма ценной отраслью. Прежде всего, навигация по звёздам (раньше) и спутниковым системам (сейчас) позволяет достичь внушительных успехов в логистике и своевременной доставке грузов. Общая и специальная теории относительности, появившиеся во многом благодаря наблюдениям Меркурия, играют значительную роль в атомной энергетике (пусть даже не напрямую). Наблюдения за Солнцем в дальнейшем может минимизировать ущерб электросетям всей планеты, наблюдения других звёзд помогают нам предсказать дальнейшее состояние Солнца и так далее. Любое хозяйство беспощадно эксплуатирует величайшие научные открытия, порой, даже не замечая этого.
Необъективность оценщиков
В подобных материалах невозможно не наткнуться в конечном счёте на самих себя, точнее, на работу человеческого головного мозга. Сейчас вашему вниманию будет представлена дилемма в стиле предложенных Даниэлем Каннеманом в книге, переведённой на русский язык как «Думай медленно. Решай быстро».
Какую долю дохода вы готовы отдать учёным, которые с вероятностью 1% коренным образом увеличат вашу прибыль? Какую долю денег вы готовы отдать учёным, которые с вероятностью 90% повысят вашу прибыль? Какую долю денег вы готовы отдать рабочим, которые создают эту прибыль? А какую долю прибыли вы хотели бы оставить себе?
Даже если конкретно вы не рассуждаете таким образом, фактические владельцы средств производства в капиталистическом обществе (они же капиталисты, они же буржуи, они же буржуа, они же бизнесмены, они же предприниматели, они же эффективные собственники, формулировка здесь не принципиальна) рассуждают именно так и себя они в обиде не оставят. Про 1% — речь, увы, о фундаментальной науке. Чтобы выучить специалиста, требуется затратить немало ресурсов, в то время как бизнесмены не сумеют вовремя увидеть преимущества научной работы для своего дела. Ну объективно, зачем крупной торговой сети, сотовому оператору, застройщику, банку, газодобывающей компании или заводу стёкол вкладывать свои деньги в исследования пульсаров? Возможно, эта работа через несколько лет принесёт плоды, которые положительно скажутся и на их отрасли, но такая вероятность несоизмерима с издержками на учёных, а потому такие траты берёт на себя государство. Государство, в свою очередь, также может не видеть больших перспектив для экономики в некоторых направлениях науки и потому не выделяет требуемых финансов. И я ни разу не сказал, что это справедливо.
А что простите?
Оценщики — богатые люди. Они могут организовать негосударственный фонд для научных исследований, а могут обратить свой взор на какую-то женщину или на какого-то мужчину, которые будут готовы за деньги реализовать их потребности, а потребности человека, как многие говорят, безграничны. Сравним эффект от предоставления сиюминутных услуг и долгосрочной научной программы для того, кто выделяет деньги. Понятно, что проще.
Выводы
Каждый по-своему определяет, насколько справедлива сложившаяся где-либо ситуация. Однако это никак не влияет на сложившуюся ситуацию. Если вы недовольны сложившейся где-либо ситуации (в том числе жизни) у вас всё ещё есть возможности это изменить: устроиться на другую работу, повысить свою квалификацию, организовать профсоюз, НКО или иную организацию. Если же вы всем довольны и вас всё устраивает, наслаждайтесь жизнью! В любом случае, берегите себя, своих близких и будьте счастливы!