Никакого впечатления на меня не произвела новость в августе 1998 года о том, что Андрея Панова не стало. Не стало и не стало. Я был поклонником Егора Летова в ту пору и к Панову относился если не брезгливо, то без интереса точно. В ознакомительных целях я слушал пару записей, но не проникся. Надо заметить, что спустя несколько десятилетий ничего в этом плане не изменилось. Для меня Панов так и остался примером человека имевшего отличные возможности для реализации, но так ими и не воспользовавшегося. Конечно, любители панк рока могут списать это на нонконформизм, но, по-моему, дело в избалованности. Панов не был идейным панком, скорее он плыл по течению и особо не забивал себе голову, куда оно может его вынести. Вот и поговорим об этом удивительном человеке.
Да, я и впрямь считаю, его удивительным, потому что свою нишу он занимал на нашей сцене. Прояви он немного больше упорства, то, несомненно, перекочевал бы из аутсайдеров в разряд легенд. Все-таки хронологически, наверное, именно его и можно считать первым панком Советского Союза. Тем более, как я и сказал, стартовые условия у него были отменные. Одно дело пытаться что-то играть на периферии и совсем иная история, когда живёшь в центре Ленинграда в интеллигентной семье и знаешь весь местный бомонд. Пожалуй, это важный штрих, на котором стоит остановиться чуть подробнее.
Его отец Валерий Шульман был балетмейстером, эмигрировавшим из Советского Союза в 70-х годах. Мама Лия Панова тоже была балериной, к которой маленький Андрюша регулярно ходил на репетиции. То есть рос Панов не среди рабочего класса или какой-то опасной среды. Нет, он наоборот рос среди искусства. Вот у вас есть кто-то среди знакомых, выступающих в балете? У меня нет. А для Панова это была хорошо знакомая среда, которая вряд ли его удивляла. Ведь он с детства всё это видел и знал, что его мама там работает.
Проблема заключалась в том, что по стопам родителей Панов идти не собирался. Да и вообще он не собирался чего-то добиваться. После школы он пробовал учиться в медицинском училище, но сильно сомневаюсь, что себя он видел врачом. Куда больше его привлекала работа продавца пластинок. Тем более пластинки в конце 70-х годов могли приносить неплохой доход. И насколько я понимаю, это была чуть ли не единственная работа Панова за всю его жизнь.
Медицинское училище он бросил, решив, что ему срочно нужно окончить театральный институт. Но и институт так же остался лишь штрихом в его биографии. К концу 70-х годов его полностью поглотила музыка. Казалось бы, раз на музыку делалась такая ставка, то ей он должен был заниматься профессионально, но и здесь сказался характер Панова. Если в 80-х годах он смог добиться некоей популярности, то в 90-е годы вместо записи альбомов и вообще работы над материалом предпочитал вести довольно специфический образ жизни.
Самое интересное тут то, что с ним переиграла куча известных музыкантов. Видимо сказывалась юность. Все-таки он был знаком со всеми теми, кто впоследствии стал олицетворять русский рок. И тот же Виктор Цой в начале 80-х годов регулярно бывал у него в гостях. Впрочем с Цоем он разругался ещё до того как тот вышел на стадионы.
Наверняка с наступлением 90-х годов Панов должен мог сосредоточиться для работы в студии. Музыканты у него были, помогли бы ему и со студией. Знакомств ведь хватало. Только ничего этого не случилось. И вся известность Панова держалась на излишнем искажении действительности. Особенно смешно, когда сейчас кто-то говорит о его значимости. Но толп поклонников у него всё же не было. Скорее Панова воспринимали как некий курьез. Примерно так же относились к Нику Рок-н-роллу. Иногда кто-то покупал их альбомы в ознакомительных целях, столичные жители ходили на редкие концерты. Но именно гастролей-то у Панова и не было за пределами Москвы и Питера. Тогда как в 90-е даже такой контркультурный деятель как Егор Летов спокойно приезжал выступать то в Саратов, то в Череповец. Панов там не был никому интересен.
Сходил бы лично я на его концерт в конце 90-х? Бесспорно. Только вот ему самому всё это было ненужно. Он так и жил до самого конца с мамой. Подозреваю жил на её пенсию. Мелькал изредка на каких-то фестивалях, куда опять же его звали благодаря знакомству с первыми лицами нашего рока. Но образ жизни он не менял и менять не собирался.
Для меня Панов был каким-то вечным подростком. Но жить в тридцать лет точно так же как в пятнадцать невозможно. Человек должен развиваться. Тем не менее, персонажа помнят даже спустя 25 лет после ухода. И видимо ему все-таки удалось встроиться в русский рок. Хотя никаких усилий он для этого не предпринимал. Именно этим он и удивителен.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.