Спустя полтора года после начала СВО конца боевым действиям не видно. Инициативой пока владеет Украина, но когда наступательный потенциал ВСУ иссякнет, ничего радикальным образом не изменится. Безусловно, резервы для наступления в России есть, но в сложившейся ситуации добиться даже крупного тактического успеха будет непросто, не говоря уже о стратегической победе. Наступает новый этап проивостояния, на котором борьба пойдет не за дороги или позиции, а за уничтожение самих возможностей воевать. Это будет война авиации и ракет против военной и гражданской инфраструктуры и экономики. Кто ее выиграет, тот будет иметь более твердые позиции на мирных переговорах. Предлагаю проанализировать, какими возможностями для такой войны обладает Украина, поскольку возможности России в общем и целом уже ясны.
Кто-то скажет, что такую войну против Украины Россия уже ведет. Совершенно верно, но пока необходимых результатов русским достигнуть не удалось. Попытки бить по Российской инфраструктуре и военным целям в глубине страны предпринимаются и с украинской стороны, но до сих пор они имели скорее символическое, чем реально военное зачение. Все может измениться уже в ближайшее время, по мере того как важность ударов по целям в глубине территории противника начнет возрастать. И действовать на этот раз придется именно Украине, в противном случае она утратит стратегическую инициативу уже безвозвратно.
Почему я считаю, что СВО перейдет, по крайней мере на время, в плоскость противостояния стратегическими средствами? Потому что русские наступления последних месяцев ни к чему ни приводят, не смотря на задействованные в них значительные резервы. И не смотря на понесенные обеими сторонами гигантские потери в живой силе и технике. Серьезные успехи у русских имеются в обороне, но и с другой стороны построена достаточно мощная оборона, профессиональные вооруженные силы, достаточное количество современной военной техники и боеприпасов. Разведовательные спутники и другие средства НАТО не позволяют русским скрытно сосредотачивать силы для внезапных ударов по сходящимся направлениям, а ВКС РФ не в силах помешать переброске на них резервов ВСУ. Ход боевые действий показывает, что у России нет перед ВСУ никаких значимых преимуществ, кроме преимущества в стратегических наступательных средствах. Все прочее западные союзники Украины в состоянии нивелировать.
Если проанализировать опыт военных конфликтов последних десятилетий, то и из него следует, что масштабные и кровопролитные конфликты между странами рано или поздно выходили на этап, когда победы пытались добиться именно стратегическим вооружением. Лучший пример - Ирано-Иракская война, в которой Иракские ракеты сыграли если не решающую, то по крайней мере значительную роль. Кстати, именно этот конфликт по своему масштабу, применяемым средствам и ожесточенному характеру боевых действий более всего напоминает СВО. Он тоже был затяжным, шел на земле, в воздухе и на море, включал масштабные наступательные операции с применением большого количества живой силы и бронетехники, а в финальной фазе - широкое применение современных баллистических и крылатых ракет. К сожалению, он также фундаментально разорил и истощил обе страны. Но перейдем к делу: каким стратегическим вооружением может ответить Украина?
Определенно, многое будет зависеть от западных поставок. Партнеры Украины уже решились предоставить ей крылатые ракеты большой дальности Storm Shadow/SCALP, так что психологический барьер в этом отношении уже пройден. Других вариантов немало, и я перейду к ним в конце статьи, а пока рассмотрим системы, которые Украина может использовать и без западной помощи.
В распоряжении украинцев имеются ракеты Точка-У, но их дальность ограничена, и осталось их немного. Наибольший интерес представляют сохранившиеся в немалом количестве ракеты для устаревших систем ПВО советского образца, например ракеты 3М8 для ЗРК "Круг", и конечно 5В28М от комплекса С-200. Последние уже использовались для ударов по Крымскому мосту. По мере того как украинцы получают новые западные ЗРК и ракеты к ним, они могут начать переделывать устаревшие и малоэффективные системы на оперативно-тактические ракеты. Считается, что С-200 как ракета земля-земля может залетать на глубину до 600 км, стало быть 3М8 вполне можно использовать на дальностях до 150 км. Хотя российская ПВО способна успешно их сбивать, обеспечить нужную плотность ее в условиях СВО просто невозможно - у России слишком большая территория. Поэтому они будут прорываться и поражать цели. Из ракет можно изъять старое и громоздкое радарное оборудование и заменить его более современными компактными средствами, например инерциальной системой управления и датчиком GPS, по типу снарядов М31 к системам HIMARS/MLRS. Боевые части ракет осколочно-фугасные, массой до 220 кг. Сложнее всего будет обеспечить точность таких систем, но при разрыве их БЧ в жилой застройке сильных разрушений и жертв не избежать. И никто ничего не скажет, потому что Россия первая наносила удары по украинским объектам инфраструктуры не менее мощными ракетами, некоторые из которых из-за ошибок наведения или автоматики поражали жилые дома.
Кроме ракет в активе имеются ударные дроны. В первую очередь советские разведывательные БПЛА Ту-141 "Стриж", выпускавшиеся на Харьковском авиазаводе. До начала СВО Украина располагала примерно сотней аппаратов этого типа, в последнее время начала переделывать их в ударные и даже успела применить в ходе атаки на аэродром в Энгельсе. Данный ЛА способен нести до 120 кг взрывчатки и лететь на дальность до 1000 км со скоростью до 1100 км/ч. Предположительно, такие аппараты модифицируют для использования GPS-навигации, что позволяет поражать цели с относительной точностью. Следующий вариант - небольшие винтовые БПЛА-камикадзе, способные покрывать расстояние до 800 км. Производство таких аппаратов уже налажено на Украине с применением импортных комплектующих. В этом месяце нескольким таким БПЛА удалось прорвать ПВО Москвы, вспоминаем случай в Москва-Сити. Малые размеры, высота полета и низкая скорость делают такие аппараты сложной мишенью для ПВО, а взрывчатки и топлива они несут достаточно, чтобы вызвать пожар и убить людей. Москву, понятно, можно прикрыть, но для прикрытия других регионов средств не хватит. Проблемы начнутся, когда такие средства начнут массировано применять по менее защищенным целям за пределами Москвы.
Не смотря на наличие собственных средств и разработку новых, основные надежды Украина связывает именно с поставками западных партнеров. Среди систем, которые стоят на очереди - немецкие ракеты TAURUS и американские ATACMS. TAURUS это ракета воздушного базирования, идущая к цели на сверхмалой высоте - до 30 м, со скоростью порядка 700 км/ч на дальность до 500км. Очень сложная цель для ПВО, исключительно сложная - для средств РЭБ. Увести ее от запрограммированной цели почти невозможно, поскольку она имеет сразу несколько систем наведения: IBN, TRN, MIL-GPS, то есть может некоторое время лететь без помощи GPS по эталону ландшафта. Может иметь различные БЧ: как кассетную с самонаводящимися ударными элементами, так и фугасную тандемную: в такой БЧ один заряд проделывает дыру, а второй взрывается внутри. Бить, соответсвенно, может по широкому спектру целей: скоплению техники, рембазам, взлетным полосам, или же по мостам и даже бункерам. Даже в случае запрета на применение таких ракет по территории РФ, TAURUS будет создавать большие проблемы, так как позволит высвободить для таких атак дургие средства, те, о которых я выше писал. TAURUS многократно эффективнее Точки-У, и превосходит даже со Storm Shadow, если принять во внимание ее противобункерные свойсва. Применяться эта ракета будет скорее всего по мостам, которые она очень эффективно разрушает, а также по защищенным командным пунктам и складам.
ATACMS тоже опасен широким выбором боевых частей, от кассетных до фугасных, но главное - мобильностью, высокой точностью и дальностью полета до 300 км. Это баллистическая ракета класса земля-земля, пригодная к пуску с мобильных установок HIMARS/MLRS. Из-за высокой скорости и большой вариативности стартовых позиций ATACMS сложно перехватить, а по точности ракета ложится в круг до 7 м. При весе БЧ 227 кг. ATACMS вынудит отодвинуть всю логистику, склады и ремонтные базы километров на 300 от линии фронта, что будет очень сильно мешать российским войскам на передовой. И если США даст разрешение - высокая мобильность этих систем позволит атаковать цели в глубине территории России. Достанет до Курска, Брянска, а из некоторых локаций можно даже и бомбить Воронеж.
Большие надежды украинцы связывают с появлением на фронте F-16. Дело в том, что в настоящее время самолета, способного противостоять российским Су-30 и Су-35 в воздушном бою у Украины нет. Потому и воздушных боев как таковых нет. Су-24 оказались неплохими боевыми платформами для размещения ракет воздух-земля, но на большее они не способны - в условиях мощной ПВО прямо на цели заходить они не могут. Су-25 использовались по назначению, но большие потери этих самолетов вынудили ВВС Украины ограничить их применение. В основном украинские Су-25 бьют нурами со сверхмалых высот, что не всегда эффективно. Как ударный работает и МиГ-29, его используют для уничтожения систем ПВО и ударов по прифронтовой полосе. Но МиГи работают ракетами AGM-88 HARM и бомбами JDAM в основном над своей территорией. Заход украинского 29-го в воздушное пространство России даже на оперативную глубину это его последний полет.
С появлением F-16 рейдов на территорию РФ скорее всего не будет, поскольку русская ПВО без проблем может их сбивать. Но современное радарное оборудование и средства наведения позволят очень успешно использовать данный самолет как перехватчик: в отличие от МиГ-ов F-16 при поддержке самолетов ДРЛО способен распознавать и поражать цели на удалении до 250 км. Подходить на дистанцию сброса ФАБ-ов, даже корректируемых, российским самолетам станет очень опасно. F-16 будет действовать преимущественно над своей территорией, но иногда и над морем - для прикрытия носителей ПКР, либо будет нести их сам. Мощные и недорогие противокорабельные ракеты (ПКР) авиационного базирования у украинцев уже имеются, или могут быть поставлены в большом количестве. Я имею в виду Exocet, по которым шли переговоры, и, конечно, Harpoon, поставленные ВМС Украины в количестве 20 единиц.
Сбить Exocet можно без проблем, но при массированном применении спасения кораблю в море от них нет. Экзосет имеет впечатляющий послужной список - ракета воюет с 1982 года, когда с ее помощью аргентинцами были потоплены британский эсминец "Шеффилд" и военный транспорт "Атлантик Конвейер". Позже ее жертвой стал американский фрегат "Старк", который сумел остаться на плаву, но получил тяжелые повреждения. Особо отличился Экзосет в Ирано-Иракской войне, потопив свыше 110 судов различных классов. По своим боевым возможностям эта ракета ничем не лучше российских аналогов и даже украинского "Нептуна". Дальность для авиационного варианта всего лишь 70 км, вес блеголовки 165 кг, из очевидных преимуществ - только позднее время обнаружения: за счет ТРД ракета может лететь над водной поверхностью на высоте всего 2 м. Но Экзосетов сделано много и они дешевы. Ракета "Гарпун" намного совершеннее, ее дальность до 150 км, вес БЧ 225 кг, помехоустойчивая ГСН, различные режимы полета. Количество произведенных ракет - до 7500 штук. Даже при имеющемся небольшом количестве "Гарпунов", Киеву не хватает только надежных носителей для перехода к масштабным операциям против Черноморского Флота РФ.
Итак, на подходе новый этап в русско-украинском противостоянии, для которого Украине пока не хватает всех составляющих. Но она их получит уже ближайшее время. Как только возможности Украины по нанесению ударов стратегическими средствами достигнут необходимого уровня, непосредственное участие в конфликте придется принять практически всем жителям Европейской части России. Во всяком случае, инспекцию бомбоубежищ было бы уже полезно провести.