Найти тему
СВОЛО

Проследим за логикой искусствоведа

Он, Попов, Алексей Валентинович, рассуждает о таком портрете:

Угаров. Портрет композитора А.П. Петрова. 1971.
Угаров. Портрет композитора А.П. Петрова. 1971.

И пользуется сравнением с такими картинами:

Салахов. Портрет композитора Кара Караева. 1960. Холст, масло.
Салахов. Портрет композитора Кара Караева. 1960. Холст, масло.
Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905.
Серов. Портрет М. Н. Ермоловой. 1905.
-5

Бакст. Ужин. 1902.
Бакст. Ужин. 1902.

То, с чем сравнивается, это совершенно разные идеостили. У Салахова – идеал трагического героизма (см. тут). У Серова – идеал хвалы абы какой жизни (см. тут). У Бакста – ницшеанский идеал бегства из этого ужасного мира в метафизическое иномирие, раз тут шаблонное для стиля модерн столкновение некой мёртвости одухотворённого, дамы (эта серость и нерезкозть лица и холодность тонов всей фигуры) и некая жизнь (теплота апельсина, вина, скатерти) неодушевлённого.

То есть, сравнение чисто формалистское, КАК сделано.

«…плоское цветовое пятно фигуры композитора А.П. Петрова… имеет генетическое родство с… пятном на произведениях В.А. Серова и Л.Н. Бакста».

Вообще-то, невесело на картинах Бакста, Серова и Салахова.

Может, надо войти в курс, что знакомого сочинил Петров?

Музыку к «Балладе о рыбаке» (из фильма «Человек-амфибия»).

Лучше лежать на дне

В тёмной, прохладной мгле,

Чем мучиться на жестокой

Суровой проклятой земле.

Будет шуметь вода,

Будут лететь года,

И в белом тумане скроются

Чёрные города...

1961

Никакого впечатления не оставляла эта песня с весёленьким, модным на то время мотивом и страшными словами. И то, и то иллюстрировало страшную, мол, жизнь бедняков на Западе. Что понималось как пустая агитка, мною, нисколько не соблазняемому высоким уровнем жизни на Западе, про который, уровень, я, собственно, не знал, потому что совсем не был ориентирована на потребление.

«Песня о друге» (из фильма «Путь к причалу»).

Друг всегда уступить готов

Место в лодке и круг.

1962

Тоже не трогала. Ни у меня к тому году друзей не осталось, ни я попадал в опасные положения. И окружение такое же было. – Песня-враньё – так она воспринималась. – Как и вся советская эстрада.

Не то же ли «сказал» своим портретом и Угаров? – С волками жить – по-волчьи выть.

Правда… «Я шагаю по Москве» (из одноименного фильма). Фильм колоссальный. Он Ницшеанский (см. тут). Тот же идеал, что у Бакста…

Межеумочный он – Угаров?.. Осторожный. Пользуется непонятностью живописи, но и учитывает, что коллеги-художники словами растреплют, если он станет более оппозиционным к власти, он, академик АХ СССР с 1978 года, до чего ему ещё 7 лет жить в 1971-м?

«Угаров хотел бы следовать новым стилистическим веяниям, связанным с «суровым стилем» [Салахов], но эстетический идеал Серебряного века [в общем, минорный], который незримо стоял перед глазами художника, не позволял ему это осуществить…

…обобщенные формы, большие цветовые пятна без модуляций цвета внутри, аскетизм цветового строя, только формально подтверждают принадлежность портрета к «суровому стилю» – в работе отсутствует героический дух нового стилистического направления…

…«рубленные» и схематические по форме образы Т.Т. Салахова принципиально отличаются от лирической вдумчивости плавных черт А.П. Петрова».

-7

18 августа 2023 г.