Найти тему
Фонотека в кармане

Нил Пирт - Профессор за ударной установкой.

Его будут помнить как одного из самых инновационных барабанщиков в мире прога. Он сделал это место лучше для всех нас.

Карл Палмер

Я хорошо помню утро 7 января 2020 года, когда в музыкальной прессе появилась новость о смерти Нила Пирта.

История RUSH к тому времени уже завершилась, но тот факт, что Гедди, Алекс и Нил живы, давал надежду если не на новые концерты, то хотя бы на новые студийные работы, но в тот вторник она угасла.

О моих тёплых чувствах к музыке RUSH на этом канале было сказано не мало слов, были материалы об альбомах, отдельных песнях, поздравительные посты в честь дней рождения Гедди Ли и Алекса Лайфсона, и вот на фоне недавно прочитанной книги о Джоне Бонэме захотелось сделать отдельный материал и о Ниле Пирте.

Барабанщик, поэт, писатель, мечтатель и невероятно сильный человек – так бы я охарактеризовал Пирта.

Заменив Джона Расти за барабанной установкой, Пирт стал финальным элементом в мозаике RUSH, привнеся в коллектив не только умение инструменталиста, но и свой поэтический талант.

-2

Гедди Ли:

Я помню, как он подъезжал и выгружал свое снаряжение, и мы подумали, что он выглядит глупо. А мы думали, что мы довольно крутые парни! Но он начал играть, и мы с Алом просто переглянулись. Он был поразителен. После того, как он ушел, появился другой парень, мне было немного жаль его, потому что после прослушивания Нила у него не было абсолютно никаких шансов.

В ежегодном опросе журнала Modern Drummer Magazine Пирт выигрывал звание «Лучший рок-барабанщик» в 1980, 1981, 1982, 1983, 1984 и 1985 годах, а затем, в 1986 году, журнал внёс его в свой «Список почета», чтобы лишить возможности получать эту награду и далее, расчистив таким образом место для далеко отстающих конкурентов.

К майскому выпуску журнала был приложен с записью барабанного соло Пирта, после части этого соло использовались Нилом в других сольных номера, но в представленном ниже виде этот номер нигде не издавался.

Его музыкальное путешествие началось с групп, которые играли соул и фанк, но в 1970 году молодой Пирт отправился в Великобританию в поисках чего-то большего, правда, сославшись на старую английскую пословицу: «лучше быть большой рыбой в маленьком пруду», вскоре вернулся обратно, но поездка принесла свои плоды, Пирт проникся музыкой King Crimson и в частности игрой Майкла Джайлза.

Нил Пирт:

Это был поворотный момент, потому что до этого меня привлекала только эмоциональная сторона игры на барабанах, что-то в стиле Кита Муна. Он был похож на Джексона Поллока от мира барабанщиков, играя так будто просто швырял краску в холст! Этот недисциплинированный стиль был единственным видом музыки, который волновал меня до того момента. Майкл сочетал техническую дисциплину с эмоциональной физической отдачей, что научило меня тому, что можно использовать и то, и другое.

На него повлияли Джинджер Бейкер и Джон Бонэм, но стиль игры Нила Пирта расширился благодаря его впечатляющей ударной установке.

-3

Майк Портной:

Нил Пирт всегда будет для меня наставником и героем, и его влияние на меня как барабанщика за последние 40 лет абсолютно невозможно измерить.

Давайте же поговорим о Ниле Пирте - барабанщике.

By-Tor And The Snow Dog (Fly By Night, 1975).

Наряду с открывающей альбом Anthem, By-tor And The Snow Dog демонстрирует, что в RUSH Нил пришёл с серьёзными намерениями. На протяжении первых четырех минут этой мелодии он разбрасывает горсти изумительных вставок, да с таким азартом, будто от этого зависит его жизнь. Это важная, энергичная работа явно одаренного молодого музыканта, который невольно поставил себя и своих новых товарищей по группе на путь становления рок-легендами.

Xanadu (A Farewell To Kings, 1977)

Расширение звуковой палитры на A Farewell To Kings дало Пирту возможность дополнить свою и без того обширную «барабанную кухню» трубчатые колокола, темпл-блок или корейские колокола, музыкальную подвеску, глокеншпиль (или оркестровые колокольчики) и коубелл. И со всеми этими штуками он управляется играючи.

La Villa Strangiato (Hemispheres, 1978)

С чего начать этот девятиминутный опус? Как насчет соблазнительного вступления, которое все растет и растет? А потом пуститься в путешествие в ритме 7/8, где Пирт наращивает интенсивность от ритмичного шепота до головокружительного перкуссионного рева. В этом инструменталие Пирт похоже решил совместить всё что знал и умел к тому моменту, в итоге его партия стала настолько сложной, что он отказался от попытки записать её в студии с первого дубля

Jacob’s Ladder (Permanent Waves, 1980)

Выбрать трек из Permanent Waves сложно, тут есть The Spirit Of Radio, Freewill, Natural Science, но всё же остановимся на несколько тёмной Jacob’s Ladder в частности из-за её извилистого ритмического рисунка. Сначала часть с чередованием тактов 5/4 и 6/4, затем те же размеры, но сыгранные Пиртом и Лайфсоном поверх вокально-клавишной партии Ли исполненной в размере 4/4, затем чередование тактов 6/8 и 7/8, несколько тактов 3/4 и даже один такт 13/8 ближе к концу.

YYZ (Moving Pictures, 1981)

Номинированная на Грэмми инструментальная композиция YYZ сочетает в себе качовый грув, игры с динамикой, запутанное взаимодействие между группой и изумительными басом и барабанными соло-партиями. За четыре минуты ребята делают больше, чем многим группам удается за полноценный альбом.

Dreamline (Roll the Bones, 1991)

Это пример игры, которой Пирт и группа придерживались в 90-х: сдержано, прямолинейно и резко. В этой песне есть несколько потрясающих сбивок, особенно ближе к концу, но основная цель партии ударных задать вектор развития композиции.

O Baterista (Rush in Rio, 2003)

Конечно нельзя обойтись без сольных номеров Пирта, которых можно набрать на отдельный если не альбом, то EP точно., поэтому предлагаю небольшую подборку сольных выступлений Пирта.

Пирт использует каждый сантиметр своей обширной акустической и электронной установки (включая обязательные колокольчики), играет любопытные песенки на маримбе-синтезаторе, импровизирует на фоне повторяющегося паттерна в размере 3/4, искусно подбрасывает фрагменты прошлых соло и завершает всё это веселой игрой под песню Каунта Бэйси One O’clock Jump, записанную коллективом Buddy Rich Band. Десятилетия его личной эволюции игры на барабанах уместились в девять минут и были встречены с истинной любовью одной из самых больших аудиторий, перед которой когда-либо выступала группа.

The Garden (Clockwork Angels, 2012)

Заключительный трек с последнего студийного альбома RUSH выдвигает на первый план тот аспект игры Пирта, который часто упускают из виду. В то время как большая часть Clockwork Angels восходит к более ранним, более роковым, гитарным композициям и может похвастаться, возможно, самым тяжелым звуком ударных, когда-либо представленным на альбоме Rush, The Garden демонстрирует музыкальный интеллект Пирта. В первые минуты барабанов в песне вообще нет, но появляясь они не перетягивают внимание на себя. Мастерство здесь заключается в том, чтобы знать, когда и как поддержать ритмический каркас композиции, и постепенно наращивая интенсивность привести мелодия к кульминации.

В дополнение хотелось бы показать вам, как Пирт интерпретирует творческое наследие Бадди Рича. В 1994 году с участием множества различных барабанщиков, среди которых был и Нил, и он же спродюсировал этот сборник, оркестр Бадди Рича записал композиции своего лидера в память о нём.

Buddy Rich Big Band & Neil Peart - Cotton Teil

Помимо места в пантеоне великих рок-музыкантов Пирт заслужил остаться также в списке великих авторов текстов. Именно за свою неистощимую тягу к знаниям, простиравшимся от классической литературы, через современность до трудов документалистов, охватывающих все темы на свете, он и получил прозвище Профессор.

Лес Клейпул:

Он гений. Как музыкант он был непревзойденным. Как автор текстов, он был похож на Рэя Брэдбери, насыщая свои тексты яркими и впечатляющими образами.

Я очень редко говорю о текстах на этом канале, но в случае с барабанщиком RUSH обходить эту тему мне не хочется, поэтому затронем лирическую сторону нескольких композиций канадского трио.

-4

Anthem (Fly By Night, 1975)

Beneath, Between And Behind была первой композицией для которой Пирт написал лирику, но мир первым Anthem, открывающую второй альбом. Вдохновленный одноименной новеллой Айн Рэнд, Anthem является гимном индивидуализму и открывает период увлечения Пирта философией Рэнд, которая отразилась на лирике альбома 2112. Позже Пирт отдалился от идей автора «Атлант расправил плечи».

The Trees (Hemispheres, 1978)

Эта пастырская притча о дубах и кленах также вызвала споры. Детский рассказ об антропоморфизме в стиле Толкина принимает зловещий оборот, поскольку равенство между деревья в лесу поддерживается при помощи топора и пилы. Гениальность The Trees заключается в их литературной простоте, маскирующей политическую аллегорию простым языком басни.

Freewill (Peramanent Waves, 1980)

Тема индивидуализма вновь всплыла в 1980 году в тексте Freewill. Лирика снова работает на нескольких уровнях, намекая как на самоопределение, так и на агностицизм: Вы можете выбрать готового проводника / Какой-то небесный голос / Если вы выбираете не выбирать / Вы все равно сделали выбор».

Limelight (Moving Pictures, 1981)

Limelight, одна из самых узнаваемых песен RUSH благодаря классическому риффу Алекса Лайфсона, представляет собой рассказ о внутреннем дуализме, выражающимся в стремлении к славе, так и переживания Пирта, находящимся в зените этой самой славы, живущего под прицелом телекамер. Легко поддаться иллюзии, но зачастую реальность совсем не соответствует нашим представлениям о ней.

Subdivisions (Signals, 1982)

Городская планировка вряд ли может стать основой для рок-песни, но Нил Пирт сочинил гимн для недовольной молодежи. Припев: «Соответствуй или будешь изгнан» звучит с миллионами людей по всему миру. Если радио-хит 1981 года Tom Sawyer карикатурно изобразил надменное чванство подростка-рокера, то Subdivisions изображает стереотипного поклонника RUSH: неудачника или классного ботаника, неуверенного в себе и своем месте в мире.

Between The Wheels (Grace Under Pressure, 1984)

Grace Under Pressure содержит одни из лучших произведений Пирта. Его восемь песен отражают дух времени 80-х годов, паранойю холодной войны, холокост (как ядерный, так и настоящий), общественный страх и потерю индивидуальной идентичности из-за технологий. Суммирование этих опасений в песне Between The Wheels, еще более актуальной сейчас, в эпоху непрерывного новостного потока («Яркие образы мелькают / Как ветровые стекла навстречу мухе»). Будущее противопоставляется «американской мечте»: Еще одна война - еще одна пустыня / И еще одно потерянное поколение.

Territories (Power Windows, 1985)

В Territories затрагиваются опасности национализма. «Лучше гордость, которая живет / В гражданине мира / Чем гордость, которая разделяет / Перед лицом опасности», — пишет Пирт, выступая против племенной «пьяной и страстной гордыни», разжигаемой популистскими лидерами. Зачем вторгаться в другие земли? — спрашивает он, когда вы неизбежно будете тосковать по домашнему уюту, который оставили позади.

Mission (Hold Your Fire, 1987)

Взгляд Пирта на творческий процесс, демонстрирующий его стремление к перфекционизму. Он описывает переживание, которое вызывает в душе искусство и страстное желание постичь эти картины, музыку или архитектуру.

Dreamline (Roll The Bones, 1991)

Страсть к путешествиям — сквозная тема в жизни Нила, о чем свидетельствуют многочисленные рассказы Пирта о путешествиях. В тексте он отмечает: Мы дома только тогда, когда мы в бегах. Dreamline рассказывает о физических путешествиях, а также о дорогах, о пути к мечте и побеге от городских лабиринтов. «Мы бессмертны только на ограниченное время» — острота, достойная Уайльда или Твена.

The Garden (Clockwork Angels, 2012)

Clockwork Angels — единственный концептуальный альбом RUSH. Это научно-фантастическая история в стиле стимпанк, но её финальный трек сложно не считать автобиографичным. Это песня человека, столкнувшегося со своей смертью и оглядывающегося на свою жизнь: Мера жизни — это мера любви и уважения. Нил Пирт наши любовь и уважение точно заслужил.

01.08.2015 года Нил в первый и последний раз, когда в ушах зрителей ещё звучали финальные аккорды Working Man, сошёл со своего барабанного подиума и подошёл к краю сцены, чтобы обнять удивлённых Гедди и Алекса. Поприветствовав 17 000 зрителей, каждый из которых желал чтобы он не уходил со сцены, не покидал RUSH, он ухмыльнулся и ушёл в тень, ушёл в другую жизнь.

В ту жизнь, в которой он всё свой время проводил с семьёй.

Донна Халпер (подруга группы):

Семья была важна для него - как до, так и после трагических событий 1997 года, когда он потерял и дочь, и жену с разницей в 10 месяцев, что заставило его задуматься о том, чтобы вообще отказаться от музыки. Однажды Нил сказал мне, что смысл, который он вынес из чтения Короля Лира, был следующим: Недостаточно сказать, что ты кого-то любишь; ты должен показать это. Он сказал, что сожалеет, что не был рядом со своей дочерью Селеной из-за гастролей; и когда он снова женился и родилась новая дочь Оливия, он решил быть рядом с ней. Это было обещание, которое он сдержал.
-5

Подписывайтесь на канал, будет интересно.